Рынок ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся сферу финансового рынка страны. Сегодня эта часть рынка еще не до конца сформирована с точки зрения законодательства, налогообложения и структуры.
Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.3 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 10
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 16
2.1 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 16
2.2 ФОНДОВЫЙ РЫНОК 18
2.3 ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 21
3.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 21
3.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 22
3.3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Файлы: 1 файл

конт 1.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Задолженность по ГКО, сложившаяся  на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более долгосрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

С августа 1998 г. выпуски  ГКО не проводились. С конца 1999 г. выпуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО – высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокращающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха – отсутствие экономического роста в стране.

    1. Облигации федерального займа (ОФЗ)2.

Начало выпуска – с июля 1995 г. Сроки обращения – свыше 1 года. Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге. Номинал – 1000 руб. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма владения – именная. Форма выплаты дохода – фиксированная и переменная купонная ставка. Место торговли – Московская межбанковская валютная биржа.

До августа 1998 г. выпускались  ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ  со сроками погашения до 31.12.99 г. и  выпущенных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ – ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФЗ – ГТД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

    1. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска – август 1995 г. Срок обращения – 1 – 2 года. Номинал – 100 и 500 руб. Форма существования – документарная. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма владения – предъявительская. Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ. Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты. Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

    1. Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты).

Сущность – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением. Форма владения – именная ценная бумага. Наличие дохода – беспроцентная. Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.

    1. Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

    1. Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации).

С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг  на мировом рынке. На европейском  рынке эти бумаги называются еврооблигациями. Сроки размещения – 5-10 лет. Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах. Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9-13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1-2 раза в год. Форма существования – обычно бездокументарная.

Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.

 

2 ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

2.1 Регулирование рынка ценных бумаг

 

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» [8] предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему  регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

    • государственные органы регулирования;
    • саморегулирующиеся организации;
    • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
    • этику, традиции и обычаи рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

    • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
    • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
    • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
    • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
    • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
    • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Саморегулирование на рынке ценных бумаг. Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» [8] представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

    • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
    • осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
    • контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
    • обеспечение правдивой информацией участников рынка;
    • обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

 

 

 

2.2 Фондовый  рынок

 

Фондовый рынок представляет собой механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Понятия фондового рынка  и рынка ценных бумаг совпадают.

Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют порядок функционирования, состав участников данного рынка, правила регулирования и т.п.

Рынок ценных бумаг соотносится  с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

В принятой в международной  практике терминологии финансовый рынок – это слияние денежного рынка и рынка капиталов [1].

Финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов.

На денежном рынке  осуществляется движение краткосрочных (до 1 года) накоплений, на рынке капиталов – средне- и долгосрочных накоплений (свыше 1 года).

Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

  1. Эмитенты – государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
  2. Инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав;
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и другие виды деятельности).

Существуют 3 модели фондового  рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:

  1. Небанковская модель (США) – в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
  2. Банковская модель (Германия) – посредниками выступают банки.
  3. Смешанная модель (Япония) – посредниками являются как банки, так и небанковские компании.

 

2.3 Функции  рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг имеет  ряд функций, которые условно  можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:

    • коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;
    • ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
    • информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
    • регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести  следующие:

  1. Функцию страхования ценовых и финансовых рисков;
  2. Перераспределительную функцию:
    • перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    • перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
    • финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

 

 

3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

 

3.1 Современное состояние рынка ценных бумаг в России

 

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Рынок ценных бумаг в  России – это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами, регулятивной и информационной структурой.

Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам.

Участники рынка:

    • коммерческие банки;
    • Центральный банк РФ;
    • Сберегательный банк;
    • фондовые биржи;
    • институциональные фонды;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • страховые компании;
    • саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

Качественные характеристики. Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

    • небольшими объемами и неликвидностью;
    • «неоформленностью» в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
    • неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
    • раздробленной системой государственного регулирования;
    • отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
    • высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
    • крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
    • отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
    • инвестиционным кризисом;
    • отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
    • агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
    • высокой долей спекулятивного оборота;
    • расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

Информация о работе Рынок ценных бумаг России