Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Определить сущность и виды ценных бумаг, а так же рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане.
Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане.
Введение 3
Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг 5
1.1. Сущность государственных ценных бумаг 5
1.2. Виды государственных ценных бумаг 10
1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане 15
Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе 20
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг 20
2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг 26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг 31
Заключение 44
Список литературы 47
Государственные краткосрочные казначейские обязательства.
Название "государственное краткосрочное казначейское обязательство" на казахском языке именуется "МЕККАМ" - "мемлеккeтiк кыскамерзiмдi казьнашылык мiндеттеме".
Цель выпуска - расширение рынка ценных бумаг и увеличение доли неинфляционного покрытия дефицита республиканского бюджета.
Государственные краткосрочные
казначейские обязательства МЕККАМ
выпускаются в
Государственные среднесрочные казначейские обязательства.
Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан и свободно обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Название "государственное среднесрочное казначейское обязательство" (ГСКО) на казахском языке именуется - "Мемлекеттiк ортамерзiмдi казынашылык мiндеттеме" (МЕОКАМ).
Цель выпуска - диверсификации рынка государственных ценных бумаг и увеличения доли источников неинфляционного покрытия дефицита республиканского бюджета
Номинальная стоимость казначейского обязательства - 1000 тенге.
«Положение о порядке
выпуска, обращения и
Специальные казначейские обязательства
Специальные казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан и свободно обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Название "государственное специальное казначейское обязательство" (ГСКО) на казахском языке именуется - " Мемлекеттiк арнаулы кызынашылык мiндеттеме" (МЕАКАМ).
Цели выпуска - переоформление
задолженности Правительства
Срок обращения десять лет.
Номинальная стоимость специальных казначейских обязательств 1.000 (одна тысяча) тенге.
«Положение о порядке
выпуска, обращения и
Индексированные казначейские обязательства на государственном языке - " Мемлекеттiк индекстелген казынашылык мiндеттеме" (МЕИКАМ) являются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан с целью финансирования текущего дефицита республиканского бюджета и свободно обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Цель выпуска - диверсификация финансовых инструментов, используемых для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Сроком обращения три месяца и более на территории Республики Казахстан.
Номинальная стоимость индексированного казначейского обязательства - 1000 тенге.
«Правила выпуска, обращения
и погашения государственных
индексированных казначейских
Государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства.
Название "государственное краткосрочное казначейское валютное обязательство" (ГКВО) на государственном языке именуется - " Мемлекеттiк кыскамерзiдi казынашылык валюталык мiндеттeме" (МЕКАВМ).
Номинальная стоимость казначейского обязательства -100 долларов США.
Срок обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев на территории Республики Казахстан.
«Правила выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных казначейских валютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев» утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года N 398.
Государственные среднесрочные казначейские валютные обязательства
Название "государственные среднесрочные казначейские валютные обязательства" на государственном языке - " Мемлекеттiк орта мерзiмiдi казьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ).
Цели выпуска - расширения видов инструментов, используемых для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Казначейские валютные обязательства выпускаются в бездокументарной форме, размещаются аукционным методом и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах "депо" их держателей в закрытом акционерном обществе "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее - Депозитарий) и на счетах "депо", открытых у первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг по их инвесторам.
Номинальная стоимость казначейского валютного обязательства -100 долларов США.
«Правила выпуска, размещения,
обращения, погашения и
Специальные валютные государственные облигации (АВМЕКАМ) номинальной стоимостью 100 долларов США выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан.
Цель выпуска - защита пенсионных
активов накопительных
Срок обращения пять лет.
«Правила выпуска, обращения
и погашения специальных
Национальные сберегательные облигации
Национальные сберегательные
облигации выпускаются
Ноты Национального Банка
Представляют собой инструмент денежно-кредитной политики, предназначенный для регулирования денежной массы в обращении.
Краткосрочные ноты со сроком погашения до 90 дней первоначально продаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальной стоимости. Выпускаются в бездокументарной форме с номинальной стоимостью 100 тенге, цена отсечения - минимальная дисконтированная цена. Удовлетворение заявок начинается с наименьшего дисконта и заканчивается при том дисконте, при котором исчерпывается объем эмиссии.
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.
В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком был переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционным методам финансирования дефицита бюджета - заимствованию на внутреннем рынке путем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводиться еженедельно.
Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства финансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли и объемы размещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ и АВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенге интерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания рынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило выпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были конвертированы в мае 2000 года в еврооблигации.
Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.
ГЦБ министерства финансов являются не только инструментом заимствования правительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования денежной базы Национального банка на вторичном рынке. В связи с тем, что Национальный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, а объем их на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанка недостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты.
Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому они не конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999 года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом порядке специальные ноты для защиты пенсионных активов.
Увеличение
объемов поступлений в
Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительном снижении чистой эмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что Национальный банк для регулирования избыточной ликвидности банков был вынужден в прошлом году увеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государственных тенговых бумаг в обращении.
Рынок ГЦБ развивался не только в направлении количественного роста, за эти годы на нем произошли глубокие качественные изменения. Постоянно расширяется спектр государственных ценных бумаг, увеличиваются сроки их обращения . Если в 1994 - 1996 годах эмитировались только краткосрочные бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 года эмитируются и среднесрочные дисконтированные и индексированные бумаги министерства финансов.
Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочных ценных бумаг становится значительным и их выпуск достигает Т11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпуска тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 года регулярно выпускаются двух и трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги, по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2001 году, несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этих бумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6раз.
В первом квартале текущего года рынок ГЦБ развивался достаточно динамично и характеризовался положительными тенденциями: прекращен выпуск валютных ценных бумаг, удлиняются сроки выпуска тенговых инструментов и значительно снизилась доходной к ним. Стабильность обменного курса тенге способствовала существенному снижению инфляционных и девальвационных ожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. В этих условиях возможным постепенное удлинение сроков заимствования и снижение доходности при первичном размещении и казначейских обязательств.
Дальнейшее развитие рынка ГЦБ по мнению Национального банка, должно идти в направлении еще большего расширения спектра государственных ценных бумаг (в частности, увеличения сроков обращения среднесрочных ценных бумаг до 5 лет). Это поможет рынку приобрести надежные среднесрочные индикаторы, что будет способствовать становлению в Казахстане развитого капитала и развитию вторичного рынка. Сложившаяся макроэкономическая ситуация весьма благоприятна для решения этой задачи: в среднесрочном плане прогнозируется дальнейшее снижение темпов инфляции.
Вывод: рынок
ценных бумаг служит важнейшим механизмом
оздоровления финансовой системы и
преодоления спада
Сейчас Казахстан стоит на пути развития рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические казахстанские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.
Как известно, основная цель развития рынка ценных бумаг -содействовать эффективному развитию экономики Казахстана, ускорению финансовой стабилизации и экономическому росту на основе активизации работы всех субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.
Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.