Саморегулируемые организации финансового рынка: виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Файлы: 1 файл

Финансовые рынки.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

 

ВАРИАНТ 10

1. Саморегулируемые организации финансового рынка: виды и функции.

Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Главным идеологом создания СРО в России является Плескачевский, Виктор Семёнович. Основная идея СРО — переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Виды саморегулируемых организаций финансовых рынков

Международные организации (например, Federation International des Bourses de Valeurs - Международная организация фондовых бирж).

Национальные организации. Обычно в каждой стране есть саморегулируемые организации, претендующие на представительство интересов всего профессионального мира, связаного с рынком ценных бумаг той или иной страны. Например, в США это National Association of Securities Dealers (NASD) - Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (хотя действует еще множество других организаций), в Японии - Japan Securities Dealers Association (Японская ассоциация инвестиционных дилеров) и т.д. При наличии относительно замкнутых региональных рынков ценных бумаг могут, соотвественно, учреждаться региональные саморегулируемые организации.

Другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты интересов свои организации создают не только профессиональные участники, но и:

эмитенты·

 институциональные инвесторы·

 частные инвесторы.

Они примыкают к саморегулируемым, могут создавать свои собственные правила и стандарты игры на рынке)

Объединяются в саморегулируемые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:

- брокерская деятельность

- дилерская деятельность

- деятельность по управлению  ценными бумагами

- деятельность по определению  взаимных обязательств (клиринг)

- депозитарная деятельность

- деятельность по ведению реестра  владельцев ценных бумаг

- деятельность по организации  торговли на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Выделяют следующие основные признаки саморегулируемой организации:

*Добровольное объединение;

*Членство - профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

*Функции и саморегулирование, установление  формальных правил поведения  участников организации на рынке;

*Отношения с государством - государство  передает ей часть своих функций.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

*Ассоциации;

*Профессиональных союзов;

*Профессиональных общественных  организаций.

Саморегулируемые организации выполняют определенные функции:

1)Саморегулирование деятельности  участников на рынке ценных  бумаг;

2)Поддержание высоких профессиональных  стандартов и подготовка кадров  для рынка ценных бумаг;

3)Отстаивание своих интересов  на рынке перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

Основные функции саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации.

Финансирование деятельности

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

  • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
  • доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
  • другие не запрещенные законом источники

13 декабря 2013 года был  подготовлен законопроект, направленный на совершенствование системы саморегулирования на финансовых рынках.

    В настоящее время Центробанк доработал версию законопроекта о саморегулировании на финансовом рынке, разрабатываемого в рамках создания мегарегулятора. В новой версии документа ЦБ устранил пробелы, которые ранее могли бы дать недобросовестным участникам рынка возможность продолжать свою деятельность даже при исключении из саморегулируемой организации.

 

Во-первых, закон о саморегулировании на финансовом рынке предполагает для всех его участников — брокеров, дилеров, управляющих, фондов, страховых компаний и т. д.— обязательное вступление в СРО. В настоящее время вступление в СРО не является обязательным, тем не менее, большинство игроков финансового рынка активно вступают в такие организации или ассоциации, по сути, выполняющие их функции. Однако в стандартах их работы нет единообразия, впрочем, в перспективе предполагается его установление. 

Во-вторых, согласно новой версии законопроекта о саморегулировании, любому брокеру, пенсионному фонду, страховой или управляющей компании, исключенным из саморегулируемой организации (СРО), придется уйти с финансового рынка. Впрочем, шансов покинуть СРО по техническим причинам у компаний будет меньше.

 

Саморегулируемые организации, находящиеся сейчас в ведении Федеральной службы по финансовым рынкам, под действие нового закона попадать не будут (рынок аудита был переведен на саморегулирование первым (в 2010 году), сейчас Минфин регулирует аудиторские СРО и вводить такую модель для банков, регулируемых ЦБ, не планируется).

Между тем, небольшие игроки за счет участия в СРО смогут предоставить своим клиентам дополнительные гарантии надежности, то есть будет ясно, что, с одной стороны, за компанией осуществляется надзор, с другой — если компания не сможет выполнить своих обязательств, клиенты смогут претендовать на компенсационный фонд СРО.

 

Компенсационные фонды пока лишь накапливают средства, так, в фондах пяти аудиторских СРО на конец 2012 года было 109,8 млн руб., выплаты еще ни разу не производились. Для крупных компаний введение единых стандартов СРО будет означать снижение юридических рисков, так как они смогут работать в рамках единого правового поля по четким правилам игры.

Ассоциированное участие в СРО предполагает ограниченный по сравнению с обычным надзор за организацией, но участие в качестве ассоциированного участника нельзя будет считать полноценным, так как его будет недостаточно для того, чтобы остаться на рынке при исключении из основной для компании СРО. 

 

Одновременно ЦБ внес в законопроект и некоторые смягчающие поправки. Так, в частности, срок для вступления в СРО увеличен с 30 дней до 6 месяцев с момента создания СРО. Изменено также и требование о вступлении участников ликвидированных СРО в другие — если раньше членам СРО давалось на это 15 дней, то теперь этот же срок отведен для подачи заявления о вступлении. 

 

Изменения коснулись и регулирования отдельных сегментов рынка. Так, например, микрофинансовым организациям разрешено входить в разные СРО в зависимости от типа займов, которые они выдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

2. Рассчитать текущую  рыночную доходность облигации, если цена ее приобретения 800 руб., текущая рыночная цена облигации 880 руб., сумма выплаченных в год процентов 81 руб.

Облигация — это долговая ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (заемщиком). Облигации, как и другие ценные бумаги, являются объектом инвестирования на фондовом рынке и приносят своим держателям определенный доход. Общий доход от облигации складывается из периодически выплачиваемых доходов, изменения стоимости облигации и дохода от реинвестирования полученных процентов.

 Под доходностью понимают величину дохода от вложения финансовых средств, т.е. от предоставления активов в долг, соотнесенную с затратами на получение данной суммы дохода. В общем виде доходность является относительным показателем и представляет собой доход, который приходится на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную, или конечную доходность облигаций.

Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно затрат на ее покупку.

Текущая доходность облигации рассчитывается по формуле:

dтек = (Д / Ц0) * 100%, До

где dтек — текущая доходность облигации, %;Д — доход (сумма, выплачиваемая в год, % в рублях); Ц0 — курс стоимости облигации, по которой она была приобретена, руб.

dтек =81/800*100=10,125%

Ответ: текущая рыночная доходность облигации равна 10,125%

 

Библиографический список

1. Кодекс от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть 1) и от 26.01.1996

№14-ФЗ (часть 2).

2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных  бумаг».

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" от 13.11.2013

5 Стратегия развития финансового рынка до 2020 г.

9. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг в России. – М.: Юнити-Дана, 2010.

6. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: Юрайт, 2014.

7. Берзон Н.И., Касаткин Д.М., Аршавский А.Ю. Рынок ценных бумаг. М.:Юрайт, 2013.

8. Габов А.В. Ценные бумаги. Вопросы теории и правовогорегулирования рынка.- М.: Статут, 2011.

9. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг- М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Галанова А.В. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.-М.: Юрайт, 2013.

11. Зверев В.А., Гудков Ф.А., Евсюков С.Г., Зверева А.В., Макеев А.В.Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. -М.: ИнтерКрим - пресс, 2007.

12. Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг. Трансформационные процессы.- М.: Экономика, 2010.

13. Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг. М.: Юрайт, 2012.

Информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.cbr.ru/

2. http://www.minfin.ru/

3. http://economy.gov.ru

5. Справочная система  «Гарант»

Виды СРО

1. Саморегулируемая  организация (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта  объектов капитального строительства (СРО строительное).

СРО в строительстве (СРОС) - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

2. Саморегулируемая  организация (СРО) в области архитектурно-строительного  проектирования (СРО проектное).

Информация о работе Саморегулируемые организации финансового рынка: виды и функции