Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета. На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов ………..... 4 - 8
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования…………. 8 - 14
3. Бюджетный профицит и направления его использования……….. 14-16
Заключение…………………………………………………………….. 17-18
Список использованной литературы…………………………………. 19

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansi_4_kurs.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра финансов, бюджета  и страхования

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Финансам

 

 

Тема № 19

«Сбалансированность бюджетов»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила студентка:

                                                                                   

                                                                                          

                                                                   Проверила:

                                                                         Шулико Е.В.                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2009г.

 

 

 

                                                    Содержание

 

Введение………………………………………………………………...          3

1.Теоретические аспекты сбалансированности  бюджетов ……….....     4 - 8

2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………….     8 - 14

3. Бюджетный профицит и направления его использования………..     14-16

Заключение……………………………………………………………..      17-18

Список использованной литературы………………………………….          19

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                      Введение

 

Современная экономическая теория уделяет большое  внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном  этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

В связи  с этим одной из важных задач экономической  политики государства является поиск  оптимального решения проблем дефицитного  бюджета и его сбалансированности.

Проведение  экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.

Сокращение  нерациональных затрат государства  привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

Рассмотрим  в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом формально допустимо, однако оно является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Бюджетный дефицит и  профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования, и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

Сбалансированность бюджета —  один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии  дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Таким образом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета, при котором объем предусмотренных расходов соответствует либо объему доходов (при равенстве доходов и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците).

Бюджетный дефицит – это разница  между расходами и доходами бюджета, он возникает в результате:

∙ошибок в процессе бюджетного планирования ;

∙низкой дисциплины исполнения бюджета в  форме недополучения доходов  или превышения расходов ;

∙развития инфляционных процессов ;

∙необходимости  обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга 

∙дополнительных затрат, связанных с форс –мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва .

Финансирование  бюджетного дефицита осуществляется с помощью государственных займов и банковских кредитов.

 Профицит бюджета используется для погашения внутреннего государственного фонда, для создания внебюджетных фондов и т.д.

Составим  таблицу 1 по доходам и расходам Федерального бюджета РФ, чтобы посмотреть, дефицитен он или профицитен.

Из таблицы 1 мы видим, что доходы страны превышают ее расходы, следовательно, имеет место бюджетный профицит.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Динамика доходов и расходов ФБ РФ в 2002-2007гг., в млрд. руб.

 

2002

2003

2004

2005

20061

20072

Доходы

2125

2586

3428

5127

5661

6965

Расходы

1947

1964

2698

3514

3668

5463

Профицит (+)

178

622

730

1613

1993

1502


 

    Проанализировав данные таблицы 1, можно сказать, что доходы Федерального бюджета на протяжении рассматриваемого периода стремительно возрастали, доходы Федерального бюджета РФ увеличились к 2006 году более чем в два раза, в 2007 году планируется увеличение еще на 1300 млрд. руб. При этом расходы также имеют тенденцию увеличения, возрастая с каждым годом,  в 2006 году была достигнута цифра в 3668 млрд. руб., которая превышает данные за 2002 год на 1700 млрд. руб.  В 2007 году Правительство планирует увеличить расходы бюджета до уровня  почти 5500 млрд. руб.  По сравнению с прошлым годом это значительный рост. Но расходы бюджета РФ все же остаются значительно ниже доходов.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

 Доходы  и расходы бюджетов должны  быть сбалансированы. При дефиците  бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых Законодательством установлены предельные размеры дефицита бюджетов.       Так, в соответствии со ст.92 БК РФ, размер дефицита федерального  бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 5% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; местного бюджета – 3% от объема доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ в ст. 33 рассматривает сбалансированность бюджетов как один из основных принципов бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равенства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

2. Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 30-х гг. XX в. национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов. Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 1929—1930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.

Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и заложили фундаментальные основы использования государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условий развития на разных фазах экономического цикла. При этом была доказана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах. С 80-х гг. XX в. на основе теории "экономики предложения" (кейнсианство же концентрировало внимание на регулировании спроса) формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории "компенсирующего бюджета", "функциональных финансов" и т.п. При некотором различии в подходах к тактике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетному дефициту, общим для этих теорий является признание необязательности ежегодного достижения равенства между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами покрывается поступлениями от государственных заимствований.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов