Счетная палата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством Российской Федерации, Конституцией страны. Важность конституционного закрепления основ государственного финансового контроля заключается в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, составляет базис правовой системы российского государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, развивают и детализируют конституционные принципы и положения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Глава1.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

 

Глава1. Счетная палата Российской Федерации-как субъект бюджетно- финансового контроля.

 

1.1 Сущность бюджетно-финансового контроля

Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством  Российской Федерации, Конституцией страны. Важность конституционного закрепления  основ государственного финансового  контроля заключается в том, что  Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, составляет базис правовой системы российского  государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, развивают и детализируют конституционные  принципы и положения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации заложены принципиальные основы правового обеспечения государственного финансового контроля, включая ряд  процессуальных и материальных норм, которые подверглись дальнейшей конкретизации и детализации законодательных и нормативных актах различного уровня.

Финансовые органы исполнительной власти, образуемые ими контрольные  и контрольно-ревизионные органы должны в максимальной степени строить  свою работу на принципах публичности  и гласности. Ограничения в этой области должны диктоваться исключительно  соображениями соблюдения государственной  или иной, охраняемой законом тайны. [1]

Очень важным является то, что  в Бюджетном Кодексе Российской Федерации уделяется серьезное  внимание вопросам государственного и  муниципального финансового контроля. Бюджетный Кодекс Российской Федерации  устанавливает, что контроль над  исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. В Бюджетный Кодекс Российской Федерации  предпринята попытка выстроить  более или менее организованную систему финансового контроля.

В Бюджетный Кодекс впервые  были законодательно закреплены формы  государственного финансового контроля. [2]

Конституция и Бюджетный  Кодекс Российской Федерации составляют лишь малую часть в правовом обеспечении  и регулировании государственного финансового контроля.

Стратегическое значение имеют Указы Президента Российской Федерации по тематике государственного финансового контроля. Мощный импульс  развитию правовой базы финансового  контроля был придан с подписанием  Указа Президента «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в Российской Федерации», который  определил органы государственного финансового контроля, основные задачи контроля и направления развития соответствующего законодательства.

Указами Президента образованы и некоторые органы, наделенные функциями  государственного финансового контроля, в частности Контрольное управление Президента, в задачи которого входит контроль исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в  том числе по бюджетным и финансовым вопросам.

Важную роль в нормативном  правовом обеспечении государственного финансового контроля играют законы. Особое место в системе законодательства о государственном финансовом контроле занимает Федеральный закон «О Счетной  палате Российской Федерации» - регулирует деятельность специализированного  органа государственного финансового  контроля. Закон определяет статус Счетной палаты как высшего органа внешнего финансового контроля, устанавливает  его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы его организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

Конкретные вопросы подготовки и проведения контрольных мероприятий  финансовыми органами, их взаимодействия с другими контрольными, надзорными и правоохранительными органами подробно регламентированы в многочисленных инструкциях и положениях.

Практическая цель финансового  контроля - гарантировать бесперебойное, эффективное финансовое обеспечение  деятельности государства и органов  местного самоуправления.

С экономической точки  зрения финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации. Кроме того, в юридической и экономической науке под финансовым контролем нередко понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансовый контроль нацелен на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. [4]

Финансовый контроль можно  рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную  деятельность специальных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) как неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками для обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону  финансового контроля.

Являясь самостоятельной  функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает  в них, оказывая активное воздействие  на эффективность их использования. [5]

Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и  контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью  и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его  появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны.

Государственный финансовый контроль - это комплексная система  экономико-правовых действий отдельных  органов власти и управления, которая  базируется на конституции и других законах государства.

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения  валового национального продукта. Государственный  финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля - максимизация поступления  денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. [6]

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансово-правовых институтах.

В результате реализации задач  финансового контроля укрепляется  финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных  предписаний и порядка образования, распределения и использования  денежных фондов государства, субъектов  местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные  органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.

Из этого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений.

Однако объект финансового  контроля не ограничивается проверкой  только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями.

Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость  глубокого экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения  и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные  методы и специфические контрольные  методы.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

* проверки;

* обследования;

* надзор;

* анализ финансового состояния;

* наблюдение (мониторинг);

* ревизии.

По времени проведения различают предварительный, текущий  и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии  отчетной финансовой и бухгалтерской  документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности  осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. [7]

1.2 Органы государственного финансового контроля и проблемы их взаимодействия

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату (деятельности которой будет рассмотрено в следующих разделах).

В ведение Государственной  Думы и Совета Федерации передан  контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в  области финансов осуществляют также  представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации  контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический  контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства  Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Информация о работе Счетная палата