1.Финансово-кредитная (кредит
- ссуда, предоставление денег или товаров
в долг, на условиях возвратности):
- разработка и применение различных
систем учета и затрат для оценки расходов
и доходов;
- составление финансовых смет,
разработка кредитных операций и контроль
за ними;
- планирование финансов;
- дача рекомендации по операциям
с недвижимостью (продажа, покупка, слияние
фирм).
2.Налогово-бюджетная (налог
– вид платежа, взимаемого государством
с предприятий, организаций и населения;
бюджет – смета доходов и расходов):
- расчет налогов, их начисление
(контроль за величиной) и отчисление;
- планирование бюджета.
Инвестиционная (инвестиции
– это капиталовложения, направленные
на поддержание и расширение капитала):
- кредитование, прямые затраты
денежных средств, покупки ценных бумаг.
3.Нормативно-методическая:
- разработка и внедрение систем
финансовой и статистической отчетности;
- составление финансовых сводок
[7, с.47].
4.Страховая (страхование –
система экономических отношений, при
которых за счет взносов предприятий и
населения создаются страховые фонды,
предназначенные для возмещения ущерба
от стихийных бедствий, а также оказание
помощи гражданам или их семьям).
5.Внешнеэкономическая:
- экономика и организация производства
(работа в условиях постоянно меняющейся
экономической конъюнктуры);
- работа с иностранными банками.
В общем виде в обязанности
финансиста входят:
- дача заключений по анализу
финансовых документов;
- проведение операций с недвижимостью
и ценными бумагами;
- составление финансовых смет
и отчетов;
- проведение работ по налогообложению;
- выполнение биржевых операций.
Таким образом, основная цель
деятельности финансиста – осуществление
работ, связанных с движением финансовых
ресурсов предприятий, организаций, фирм
и регулирование финансовых отношений,
возникающих между хозяйствующими субъектами
в условиях рынка [7, с.48]
Основной предмет труда – знаковые
системы (цифры, документы, таблицы).
В своей работе финансист использует
вещественные (орудийные) средства труда
- ручные (ручка, карандаш), электрические
и электронные (калькулятор, ПК, телефон).
Но основными являются его невещественные
(функциональные) средства – аналитическое
мышление, оперативная и долговременная
память, деловая устная и письменная речь,
а также органы чувств – зрение, слух.
Работа финансиста имеет четко
определенный характер и осуществляется
в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- законодательными и нормативными
правовыми актами;
- постановлениями, распоряжениями,
приказами, методическими, нормативными
материалами;
- правилами составления финансовых
документов (планов, балансов, отчетов);
- этикой делового общения.
Труд финансиста имеет такую
организацию, при которой он самостоятельно
от начала до конца выполняет свою работу
и за нее отвечает.
Функционально финансист является
исполнителем, однако ход трудового процесса
организует самостоятельно.
Ответственность у финансиста
повышенная материальная - за сохранность
денег и ценных бумаг, моральная – за соблюдение
законности.
Финансист работает в комфортных
условиях - в помещении. Основная рабочая
поза – сидя. Психофизиологическую напряженность
в работу финансиста могут вносить следующие
факторы:
- повышенная материальная и
моральная ответственность;
- интеллектуальные нагрузки;
- необходимость длительной
и кропотливой работы с цифровым материалом;
- необходимость принимать ответственные
решения в ситуациях неопределенности;
- долгое пребывание в одном
положении.
Основные функции профессии «Финансист»:
финансово–экономическая функция:
составление проекта бюджетов разных уровней, смет доходов и расходов бюджетных организаций, контроль и обеспечение их исполнения; обеспечение целевого финансирования учреждений и организаций, федеральных программ; [4, с.135]
проведение операций со средствами федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и их учет;
организация и проведение оперативной финансово–экономической работы на предприятиях, в организациях, учреждениях различных организационно–правовых форм собственности;
контроль и выявление источников образования потерь и непроизводительных затрат, разработка предложений по их предупреждению;
учетно–бюджетная (финансовая)
функция:
ведение бухгалтерского учета;
составление отчетности об исполнении бюджетов и смет доходов и расходов бюджетных учреждений;
оперативно–бухгалтерский учет
налогов и сборов, фактически поступивших
в бюджет;
составление и анализ отчетности по поступающим в бюджеты налогам;
ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций;
отражение на счетах бухгалтерского учета операций и составление отчетности;
ведение управленческого учета;
проведение экономического анализа финансово–хозяйственной деятельности организаций; проведение анализа исполнения смет;
обеспечение руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности бухгалтерской информацией;
финансово–контрольная функция:
контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
проверка денежных документов, отчетов и иных документов, представляемых получателями бюджетных средств для перечисления ассигнований исполнителям работ (услуг);
текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
контроль исполнения смет и бюджетов организаций;
участие в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств;
контроль финансово–хозяйственной деятельности организации.
Заключение
Финансистами ранее
называли тех людей, которые обладали
очень большими денежными средствами
и были сами невероятно богаты. На сегодняшний
день смысл данного слова немного другой:
финансист – это тот человек, который
управляет большими денежными операциями.
Область его деятельности – инвестиции,
рынок и недвижимость. Основная обязанность
любого финансиста – выгодно и удачно
вложить денежные средства для того, чтобы
они вернулись обратно с хорошей прибылью,
оценить риски, а также найти самое оптимальное
соотношение предполагаемых рисков и
дохода.
Хороший финансист
должен обязательно обладать специальными
чертами характера, к примеру, логикой,
стратегическим мышлением, а также умением
мыслить в неограниченных масштабах и
проводить анализ огромного количества
информации. Гибкость ума и, конечно же,
стрессоустойчивость могут помочь финансисту
преодолеть разные неприятности, иногда
случающиеся в самых непредвиденных ситуациях.
Профессия финансист от человека требует
постоянного самообразования, а также
усовершенствования собственных личных
и профессиональных качеств.
Итак,
основные виды деятельности финансиста:
- Финансово-экономическая:
финансово-экономическое планирование
в секторе государственного и муниципального
управления и организация исполнения
бюджетов бюджетной системы РФ; участие
в управлении финансами организаций и
осуществление финансовых операций.
- Финансово-контрольная: профессиональное
применение законодательства и иных нормативных
правовых актов РФ, регулирующих финансовую
деятельность; Участие в организации и
осуществлении финансового контроля в
секторе государственного и муниципального
управления.
- Учетно-аналитическая: ведение
расчетов с бюджетами бюджетной системы
РФ.
Список литературы
Учебная литература
- Кирилюк Е.В. Информационные профессиограммы / Е.В. Кириллюк. – Тольятти, 2004. – 158 с.
Периодическая литература
- Богословская О. Мотивация получения
высшего образования в контексте выбора
профессии / О.Богословская // Высшее образование в России. – 2006. - №5. – С.44-47.
- Гоголевская Е.Б. Проблема престижности
профессий в Псковском регионе / Е.Б. Гоголевская // Вестник Псковского государственного университета. – 2011. - №13. – С.188-190.
- Екимова Е.К. Финансист - вектор
карьеры (по материалам круглого стола) / Е.К. Екимова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2011. - №6. – С.135-136.
- Ионова М.Л. Человеческий капитал, компетенции и конкурентоспособность специалиста / М.Л. Ионова // Интерэкспо Гео-Сибирь . – 2007. - №6. – С.250-253.
- Константиновский Д.Л. Образование
- для кого и зачем? / Д.Л. Константиновский // Вестник института социологии . – 2010. - №1. – С.411-419.
- Макарова М.Н. Новый профессионализм:
универсальность контекста / М.Н. Макарова // Вестник Удмуртского университета . – 2009. - №3. – С.47-62.
- Мещеряков А.С. Профессиональное
самоопределение абитуриентов / А.С. Мещеряков // Профессиональное образование. Столица. – 2005. - №6. – С.31.
- Силласте Г. Российская экономическая интеллигенция в современных условиях / Г. Силласте // Высшее образование в России. – 2006. - №5. – С.107-112.
- Яковлева Е. Финансист, министр,
священник: какие профессии россияне выбирают
для своих детей и внуков / Е. Яковлева // Российская газета. - 2004. - № 3527.
Интернет ресурсы
- «Я в юристы бы пошел... пусть
меня научат!» [электронный ресурс] // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113109