Шпаргалка по дисциплине "Анализ финансовой отчетности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Анализ финансовой отчетности".

Файлы: 1 файл

AFO_1-30.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

22. Какие показатели рентабельности наиболее полезны для внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности? Как определить влияние факторов на отклонение в уровне рентабельности общих активов?

 

Для целей внешнего анализа  финансово-хозяйственной деятельности наиболее полезны три показателя: прибыль до вычета процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.

Как отмечалось выше, в  зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

* рентабельность инвестиций (капитала);

* рентабельность продаж.

Показатели  оценки рентабельности инвестиций (капитала). Как видно из названия, в этом случае в качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей ресурсов. Все зависит от того, с чьих позиций ведется анализ. Если аналитические расчеты ведутся с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).

При проведении аналитических  расчетов с позиции собственников  предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (RОA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI).

В отличие от показателя ВЕР, в числителе дроби исключена  сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры). Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных средств.

Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом RОЕ тесно связан еще один показатель, ориентированный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета таков:

Все рассмотренные показатели в той или иной форме уже получили определенную известность и в нашей стране, однако их расчет связан с некоторыми сложностями. В частности, вновь подчеркнем, что чистую прибыль по данным текущей отчетности точно рассчитать невозможно, поскольку платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в отчетности не выделяются. Это обстоятельство значительно снижает аналитическую ценность отчета о прибылях и убытках. Таким образом, в рамках внешнего анализа ориентировочное значение чистой прибыли можно рассчитать, минусуя сумму начисленного налога на прибыль из суммы прибыли отчетного периода. Данный алгоритм, конечно, завышает значение искомого показателя; уточнить его можно в рамках внутреннего анализа, дополнительно вычитая платежи в бюджет за счет чистой прибыли.

Экономическая интерпретация  приведенных показателей достаточно очевидна. Основное достоинство их состоит в том, что с их помощью  можно проводить пространственно-временные  сопоставления. Отметим, что ROA и RОЕ являются основными показателями, используемыми в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В частности, показатель RОЕ позволяет судить, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся нами выше ресурсный подход.

Показателем эффекта  также может служить один из показателей  прибыли, например чистая прибыль. Величина использованных ресурсов характеризуется  средней балансовой стоимостью основных средств. Таким образом, показатель эффективности использования основных средств, отражающий размер чистой прибыли, приходящейся на единицу измерения стоимости основных средств, рассчитывается по формуле:

Необходимо сделать несколько замечаний к данной формуле. Во-первых, сам по себе показатель kRFA малоинформативен; его используют для пространственно-временных сопоставлений, включая сравнения со среднеотраслевыми и среднепрогрессивными значениями.

Во-вторых, чтобы обеспечить сопоставимость с числителем, в знаменатель формулы целесообразно поместить именно среднюю за период стоимость производственных основных средств, а не просто значение их величины на конец периода.

В-третьих, в некоторых  отраслях показатель kRFA следует рассчитывать по активной части основных средств. Это отрасли, в которых коммерческие организации могут существенно различаться по степени использования арендованных основных средств. Так, в торговле около 60% зданий - арендованные, при этом доля арендованных средств ощутимо варьирует по предприятиям.

Показатели  оценки рентабельности продаж. В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль (см. 4.7). Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

* удельную валовую  прибыль (синонимы: валовая рентабельность  реализованной продукции, валовая  маржа, удельный вклад), англоязычный  термин - Gross Profit Margin, GPM;

* удельную операционную  прибыль (синонимы: операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа), англоязычный термин - Operating Incarne Margin, OIM;

* удельную чистую прибыль  (синонимы: чистая рентабельность  реализованной продукции, чистая  маржа), англоязычный термин - Net Profit Margin, NPM.

В отечественной аналитической  практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Для аналитика в ходе оценки рентабельности весьма важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат - жестко детерминированные факторные модели. Отметим, что подобные модели достаточно широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.

В отношении показателей  прибыли несложным, но весьма эффективным  по своим аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. Проще всего его оформить в виде таблицы (табл. 4.5). Ее назначение - характеристика динамики удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации, коэффициентов рентабельности продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли.

 

Рентабельность общих  активов (авансированного капитала) рассчитывается по формуле: 
 
           Чистый доход  
Ра = ————————— * 100%. 
           Общие активы 
 
Данные для анализа рентабельности общих активов приведены в таблице 5. 
 
Очень важно проанализировать за счет каких факторов сложился показатель рёнтабельности авансированного капитала; К количественному фактору относят стоимость активов предприятия, к качественному - чистый доход предприятия. 
Таблица 5. 
Рентабельность авансированного капитала (общих активов).

 
Показатели

 
2001 год

 
2002 год

 
Отклонения 
 
(+), (-)

 
Чистый доход. Общие активы. Рентабельность активов, %.

 
5324,226 160562,20 
 
3,3

 
-5894,38 127287,11 -4,6

 
-11218,61 -33275,09 -7,9


 
 
Рентабельность общих активов  за предыдущий год составила 3,3% (5324,226 / 160562,2 * 100%). Этот показатель за отчетный год снизился на 7,9 (-4,6 - 3,3) пунктов и составил -4,6% (-5894,38 / 127287,11 * 100%). 
 
Для определения влияния этих факторов, сделаем дополнительно расчет рентабельности активов при доходе прошлого года и общих активов отчетного года (5324,226 / 127287,11 * 100), что составит 4,2%. Вычитая из него показатель рентабельности за прошлый год, получим влияние изменения стоимости активов на этот показатель, оно увеличило рентабельность активов на 0,9 пункт (4,2 - 3,3). Уменьшение чистого дохода на 12266,72 тыс. тенге привело к уменьшению рентабельности на 8,8 пунктов (-4,6 - 4,2). Общее влияние этих факторов на рентабельность активов дало уменьшение этого показателя на 7,9 пунктов (0,9 - 8,8). 
 
Специалисты отмечают, что І изменение уровня рентабельности общих 
активов происходит под влиянием следующих факторов: 
 
1) уровня рентабельности реализованной продукции; 
 
2) оборачиваемости общих активов. 
 
Взаимосвязь между этими показателями представлена в следующем виде: 
 
Чистый доход / Общие активы = Чистый доход / Доход от реализации продукции = Доход от реализации продукции / Общие активы  
 
Для анализа названных факторов изменения уровня рентабельности авансированного капитала (общих активов) составим следующую таблицу 6. 
Таблица 6. 
 
Выявление рентабельности реализованной продукции и оборачиваемости активов на отклонение в уровне рентабельности общих активов

 
Показатели

 
2001 год

 
2002 год

 
Отклонение (+), (-)

 
В том числе за счет изменения

 
Рентабельность продукции

 
Оборачиваемости активов

 
1. Чистый доход тыс. тенге 

 
6372,34

 
-5894,38

 
-12266,72

 
-

 
-

 
2. Доход от реализации тыс.  тенге 

 
147092,43

 
174190,7

 
+27098,27

 
-

 
-

 
3. Стоимость общих активов тыс.  Тенге.

 
160562,2

 
127287,11

 
-33275,05

 
-

 
-

 
4. Рентабельность реализованной  продукции 

 
3,6

 
-3,38

 
-6,98

 
-

 
-

 
5. Рентабельность общих активов  (1 /3 * 100), %

 
3,32

 
-4,6

 
-7,92

 
-9,53

 
+1,61

 
6. Коэффициент оборачиваемости активов  (2 /3)

 
0,92

 
1,37

 
+0,45

 
-

 
-


 

23. Цель, задачи, содержание и последовательность анализа денежного потока. 

Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объемах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов.

Основная задача анализа  денежных потоков заключается в  выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Задачами анализа денежных потоков организации являются:

-оценка оптимальности  объемов денежных потоков организации;

-оценка денежных потоков  по видам хозяйственной деятельности;

-оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств;

-установления источников  поступления и направлений расходования  денежных средств

-выявление и измерение  влияния различных факторов на  формирование денежных потоков,  а также комплексное исследование  факторов, оказывающих на денежные потоки прямое и косвенное воздействие;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Анализ финансовой отчетности"