Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:57, шпаргалка
Происхождение и сущность денег. Функции денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.
Объекты управления финансами:
• финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;
• выделенные субъектом управления направления финансовой политики;
• укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);
• конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);
• органы (службы) управления финансами и их персонал.
Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые органы, Счетная палата).
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
• Финансовое планирование – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом.
• Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
• Финансовый контроль – осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.
При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать:
• требования экономических и юридических законов;
• результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;
• экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами;
• рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
2) ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.
Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Методы финансового планирования используются для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.
Различают:
1. Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических норматиbob рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.
2. Метод балансовых расчетов
основывается на прогнозе
3. Метод денежных потоков
4. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.
Финансовое планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на:
1. Перспективное планирование – используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от 1 года до 3 лет.
2. Текущее планирование – рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Составляется на 1 год.
3. Оперативное планирование –
необходимо для контроля за
поступлением фактической
3) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.
Значение финансового контроля заключается в:
1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2. Управлении финансами и
Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:
1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного(главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
• Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).
• Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.
• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.
Объекты контроля:
• бюджетный контроль;
• контроль за внебюджетными фондами;
• налоговый контроль;
• валютный контроль;
• кредитный контроль;
• страховой контроль;
• инвестиционный контроль;
• контроль за денежной массой.
35 Финансовая политика
Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов).
Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.
Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельностивыступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют:
1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;
2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1) специфику внутренней и международной обстановки;
2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
36 Система органов управления финансами
Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
правление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и две его палаты –Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета и утверждении учета о его исполнения. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и устанавливает предельный размр государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом осуществляющим управление
финансами выступает Министерство финансов
РФ. Его задачи: разработка и реализация стратегических
направлений единой государственной финансовой
политики, составление проекта и исполнение федерального
бюджета, концентрация финансовых ресурсов на
приоритетных направлениях социально
- экономического развития РФ, совершенствование
методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности, осуществление
финансового контроля за рациональным
расходованием бюджетных средств, участие в определении ценовой политики. Имеет департаменты: бюджетный, фин
Министерство по налогам и сборам –осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Федеральная службы налоговой полиции – осуществляет предупреждение, выявление и персечение налоговых преступлений, оперативно - розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, имеют право возбуждать уголовное дело вести предварительное следствие для уменьшения числа правонарушений и повышения собираемости налогов.
Государственный таможенный комитет – несет ответственность за поступление таможенных пошлин, проводят налоговую проверку по налогам, проводят взимание недоимок по налогам, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
Финансовый менеджмент – это эффективное управление ресурсами предприятий для максимизации реальных пассивов и активов корпораций.
Основные методы финансового управления: прогнозирование,