Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

мои шпоры.doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)


1 Фин. контроль: виды и органы. Контрольные полномочия  счетной палаты РФ 13

Финансовый контроль – регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связ. с образованием и использованием гос-ых и муницип-ых ден. фондов.

Обязательный контр. осущ-ся на основе з-на  (налог. проверка, контр. за целев. использов. бюдж. ср-в).

Инициативный к-ль – не вытекает из фин. зак-ва, но обязателен для повышения эффективности управл. финансами.

Предварительный – пров. до соверш. фин. операций и призван предупредить фин. наруш. Предусм. оценку фин. обоснованности планируемых расх-в, для предотвр. неэкономного и неэффективного расхода средств.

Текущий – (оперативный) к-ль пров. в момент соверш. ден. сделок, фин. операций, выдачи ссуд и субсидий. он предупрежд. злоупотребления приполуч. и расх. ср-в, способствует соблюдению фин. дисциплины.

Последующий к-ль – провод. путем ревизий и анализа отчетной бюджетной, фин. и бухг-ой док-ции, призван оценить рез-ты фин. деят-ти с т.зр. законности и эффект-ти.

Под методами фин. контроля понимают приемы и способы его  осуществления:

  1. Наблюдение (мониторинг) – общее ознакомление с состоянием фин-ой деят-ти объекта контроля со ст. контролир. органов за выполнением опред. действий пред-ия. Например, наблюд-е за использов. выданной ссуды.
  2. Обследование – в отл. от наблюдения охватывает более широкий круг фин. показателей обследуемого пред-ия для определения его фин. состояния.
  3. Проверка фин. деят-ти провод. на месте, с использ-ем баланс., отчетных и расх-ых док-ов для выявл. наруш-й и их устран-я, рез-ты пров. оформл.актом проверки.
  4. Анализ – цель: оценить фин. состояние организации на основе достоверной информации, определить фин. рез-т, платежеспособность организ., оценить эффект-сть использования капитала.
  5. Ревизия – это наиболее глубокий метод фин. контр., явл. основным. это полное обследов. фин.-хоз. деят-ти пред-ия. Законод-во предусматривает обязательный и регулярный хар-р ревизий. Могут быть комплексными и тематическими, плановыми и внеплан., документальные с проверкой тов.-мат. ценностей.
  6. Надзор проводится контролирующими гос. орг. за пред-ми и орган-ми, получившими лицензию на опред. вид деят-ти, за соблюд. нормативов. Напр., Центр. Банк за комм. банками страны.

Фин. контроль возложен на след. гос. органы:

- Счетную палату РФ;

- Банк России;

- Мин.фин. РФ (Глав. управление  Фед. казначейства и Департамент  гос. фин. контроля  и аудита);

- Мин. РФ по налогам  и сборам;

- Гос. таможен. комитет  РФ (ГТК РФ);

- Контрольно-ревизионные органы фед. орг. исполн. вл.

Эти органы обязаны периодически осущ-ть комплекс. ревизии и тематич. проверки в фед. органах исполнит. вл., учрежд. и орган-х, использующих гос. ср-ва.

Также осущ. фин. кон-ль и  орг. представит. вл. и Президент  РФ. Так к-ль осущ-ся при рассмотрении и принятии з-нов и бюд-в всех уровней.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все гос. органы и учреждения РФ, на фед. внебюдж. фонды. они распространяются также на орг. местн. самоуправл., предприятия, организации, банки, страх. комп. и др. фин.-кред. учреждения вне зависим. от видов и форм собствен-ти, если они получают, перечисляют, использ-т ср-ва из фед. бюджета или используют фед. собственность, либо управляют ею, а также имеют налоговые, таможенные льготы и преимущетсва.

 

Сч. палата является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля и подотчетна Федеральному Собранию.

Сч.палата возглавляется  председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и 2 зам. председателя, которые назначаются Советом Федерации также на шесть лет.+ в Сч. палате 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспектора Счетной палаты.

В сферу полномочий Счетной  палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и ЦБ России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации. на федеральные внебюджетные фонды.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - это тематические проверки и ревизии. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

А также гос.ктнтроль осуществляют: Гос. налоговая служба,Органы Казначейства,

Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю, ЦБ России

 

2Финансовые ресурсы организации: их источники и направления использования.

Финансовые ресурсы  предприятия – совокупность собственных  денежных доходов и поступлений  извне, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные  для выполнения его финансовых обязательств: финансирования текущих затрат и  затрат по расширению производства.

Финансовые ресурсы  хозяйствующих  субъектов 

  1. образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств:

-уставный капитал

- фонды образуемые  из чистой прибыли 

- амортизационный фонд 

- добавочный капитал

- благотворительные взносы и другие источники

2) Мобилизируемые на  финансовом рынке

- доходы от эмиссии  акций и облигаций, выпущенных  предприятием 

- заемные средства, предоставляемые  банками и иными кредиторами 

3) Поступившие в порядке  перераспределения 

- страховые возмещения по наступившим рискам

- бюджетные средства  на безвозвратной и возвратной  основах 

- средства внебюджетных  фондов 

Собственные ресурсы  бывают:

  1. внутренние (чистая прибыль, амортизационный фонд и т.д.) амортизационные отчисления формируются за счет проводимых предприятием амортизационных отчислений, рассчитываемых путем умножения стоимости имущества на норму амортизации.
  2. внешние (доп.взносы в уставной капитал, получение безвозмездной помощи и т.д)

Направления использования  финансовых ресурсов на:

1.текущую и операционную деятельность

2.на инвестиционную  деятельность

3. на финансовую деятельность

 

 

 

3 Финансовые результаты деятельности организации.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или убыток.

В реальной экономической  жизни прибыль может принимать  форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод.

Как правило, выделяют две  функции прибыли:

1) прибыль как мера  эффективности общественного производства;

2) прибыль как стимул.

Функция прибыли как  меры эффективности производства заключается в том, что прибыль является стандартом успешной работы предприятия.

Стимулирующая функция  обусловлена тем, что прибыль  не только позволяет получать личный доход участникам предпринимательской  деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капиталов, а следовательно, повышает возможности предприятия в производственной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и другой деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия, в том числе увеличению фонда оплаты труда его работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

          В настоящее время в Отчете  о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности), виды прибыли:

•  валовая прибыль — разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (работ и услуг); Валовая прибыль = выручка - себестоимость реализованной продукции

•  прибыль (убыток) от продаж — валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов; Прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы предприятия   - управленческие расходы предприятия.

•  прибыль (убыток) до налогообложения — прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы) за вычетом соответствующих расходов (проценты к уплате, прочие операционные и внереализационные расходы);

•  чистая прибыль (убыток)— Чистая прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за определенный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Чистая прибыль = прибыль от обычной деятельности + чрезвычайные доходы  – чрезвычайные



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Бюджетная классификация  РФ, её состав и значение для реализации  принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификации  РФ  -  это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов.. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.

Одним из принципов бюджетной  системы  РФ является принцип единства бюджетной системы. Он означает единство правовой базы (бюджетного законодательства), РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок  установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений

Бюджетная классификация  РФ включает в свой состав:

  1. Классификацию доходов бюджетов РФ.

2. Классификацию расходов  бюджетов РФ

     3. Классификацию  источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

      4. Классификацию  операций публично-правовых образований  (это классификация сектора гос.управления)

Вышеперечисленные классификации  являются едиными  и используются при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и при составлении консолидированных бюджетов.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и  органы местного самоуправления  вправе производить дальнейшую детализацию  своих бюджетов, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации РФ

 

 

 

6 Государственные внебюджетные фонды  в системе обязательного страхования

Вне федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств , управляемые  органом госуд.власти РФ и предназначенные  для реализации конституционных прав граждан на:1)соц.обеспечение  -по возрасту, по болезни, по инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, и др.защиту от безработицы,2)охрану здоровья и получения бесплатной мед.помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации внебюдж.фондов определяется спец.законами и Бюджетным кодексом.

Государственные внебюджетные фонды России

1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства гос.внебюдж.фондов нах-ся в фед.собственности, но не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

  Бюджетами  территориальных государственных  внебюджетных фондов являются  бюджеты территориальных фондов  обязательного медицинского страхования.

Доходы бюджетов ГВБФ  формируются за счет :

1) обязательных  платежей, установленных законодательством  РФ,

2) добровольных  взносов физ.и юр.лиц.

3) др.доходов,  предусмотренных законодательством  РФ,

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Исполнение бюджетов ГВБФ  осуществляется Фед.Казначейством  , отчет об исполнении составляется органами управления фондами и предоставляется органам исполнительной власти на рассмотрение и утверждение в форме закона.


 

 

 

5 Оценка финансового состояния организации (финансовой обеспеченности  деятельности организации)

 

Суть оценки финансового  обеспеченности  деятельности  предприятия  заключается в изучении уровня и  динамики финансовых ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия для  дальнейшей эффективной работы.

Цель оценки финансового обеспечения предприятия состоит:

-в обеспечении соответствия между наличием финансовых ресурсов и потребностью в них;

-в выявлении источников  формирования финансовых ресурсов  и поиске наиболее дешевых и эффективных вариантов их использования;

-в установлении оптимальных  пропорций распределения финансовых  ресурсов по элементам; 

- в  определении  конкретных направлений использования средств.

   Для оценки  обеспеченности финансовыми ресурсами  существует целая система показателей,  которая наглядно отражает финансовое состояние  предприятия, уровень его финансовой  устойчивости обеспеченности запасами :

-коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства на 1 р. запасов) сбоств.оборотные средства делятся на стоимость запасов При этом величина собственных оборотных средств определяется как разность между собственным капиталом и внеоборотными активами.

-коэффициент автономии источников формирования запасов. Коэффициент характеризует долю собственных оборотных средств в итоге  основных источников формирования запасов. По коэффициенту автономии судят, насколько   предприятие   независимо   от    заемного    капитала. Для него     желательно,   чтобы    коэффициент    превышал    по   своей величине 0,5.  Рост коэффициента  автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия и снижении риска финансовых затруднений.

-коэффициент оборачиваемости определяется делением выручки от реализации продукции на среднюю за период стоимость запасов. Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об относительном увеличении  запасов или уменьшении реализации продукции. В мировой практике принято считать нормой 3 оборота запасов в год, или продолжительность одного оборота 4 месяца - 120 дней. Аналогично могут быть рассчитаны показатели, характеризующие оборачиваемость  отдельных элементов запасов: сырья и материалов, незавершенного  производства и готовой продукции и др.

Показатели платежеспособности предприятия:

-коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов)—это отношение всей суммы текущих активов, включая незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы.

- коэффициент абсолютной ликвидности — это отношение ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Нормативное значение — 0,2—0,25.

Для оценки ликвидности  активы делятся на:

1) наиболее ликвидные  активы = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложении;

2) быстрореализуемые  активы = Дебиторская задолженность + Прочие денежные средства;

3) медленно реализуемые  активы = Запасы + Долгосрочные финансовые-.  вложения - Расходы будущих периодов;

4) труднореализуемые  активы = Внеоборотные активы -- Долгосрочные-финансовые вложения.

Для оценки ликвидности  пассивы делятся на: 1) наиболее срочные  обязательства = Кредиторская задолженность;

2)  краткосрочные пассивы  = Займы и кредиты , + Прочие краткосрочные пассивы;

3) долгосрочные пассивы = Кредиты и займы;

4)  постоянные пассивы = Bce статьи раздела баланса "Каптал и резервы".

Платежеспособность —  возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Понятий платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность.



 

 

 

 

 

 

 

7. Концепция  реформирования бюджетного процесса

В последние годы остро  стал вопрос об увеличении результативности бюджетных расходов на всех уровнях  БС РФ.

В связи с этим в 2004 г. был опубликован проект правовых документов под названием: Концепция  реформирования бюджетного процесса в  РФ. Суть данной концепции излагалась в постановлении правительства  РФ от 22 мая 2004г. №249 «О мерах  по увеличению результативности бюджетных расходов».

Цель реформы состояла в переходе от управления бюджетными затратами и управлении результатами использовании бюджетных средств  путем расширения самостоятельности  и увеличении ответственности участников бюджетного процесса.

Основные направления реформы:

  1. Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;
  2. При планировании бюджетов выделяются действующие и принятые бюджетные обязательства;
  3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования;
  4. Расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
  5. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках 1 направления бюджетной классификации к требованиям международных стандартов учета и отчетности в гос секторе экономики. Вводится новой план счетов бюджетного учета интегрированных с бюджетной классификацией.

В целях реализации 2 направления предлагается при формировании бюджетов разделять все расходные обязательства на действующие и принимаемые.

Расходные обязательства  – обязанности органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований предоставлять средства соответствующего бюджета физ и юр лицам, либо субъектам международного права.

Действующие расходные  обязательства  определены ранее  принятым и действующим в настоящее  время законами, приказами и нормативно-правовыми актами и договорами, средства на исполнение  действующих обязательств подлежат обязательному включению в планируемый бюджет.

Принимаемые расходные  обязательства в связи с новыми бюджетными программами, новыми законам и другими нормативно-правовыми актами, только планируются к принятию в новом финансовом году.

Выделение в бюджете  средств на новые принимаемые  обязательства должно осуществляться только в случаях и пределах превышения прогнозируемых бюджетных доходов  над расчетным объемом действующих обязательств.

В рамках 3 направления расширяются горизонты среднесрочного бюджетного планирования. Бюджет на очередной год становится составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на 1 год вперед среднесрочного финансового плана. В нашей 3 летнего. Это обеспечивает:

  • Преемственность бюджетной политики в распределении бюджетных ассигнований;
  • Позволяет вносить ежегодный поправки, в связи с изменением условий достижения целей бюджетной политики;

4 направление – совершенствование программно-целевых методов планирования, должно обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами из использования, т.е. на достижение количественно измеряемых результатов деятельности получения бюджетных средств.

5 направление Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджетов предполагает, что рассмотрение бюджетов всех уровней БС должно осуществляться в 3 чтениях (по старой редакции БК РФ было 4) с определением предметов рассмотрения для каждого чтения.

 

8 М/бюджетные отношения: принципы, содержание, направления реформирования. Межбюджетный трансферты                                                          

М/бюджетные  отнош. – это отнош. м/у орг. гос. вл. РФ, орг. вл. суб. РФ, орг. местного самоупр. связанные с формиров-м и использ-м соответствующих бюджетов.

Принципы м/бюдж. отнош.:

  1. Распределение и закрепление расх-в бюджетов по определенным уровням бюджетной системы.
  2. Разграничение регулирующих дох-в по уровню бюдж. сист.
  3. Выравнивание уровней min бюд. обеспеченности рег-в и муниц. образ-й

В соответствии с этими  принципами для выравнив-я min бюд. обеспеченности за бюдж. суб-в РФ и МО кроме собств-х дох-в могут закрепляться регулирующие дох., передаваемые из бюджетов вышестоящего уровня.

Собственные дох. б-та – это дох. закр. на постоянной основе за соответствующим бюджетом на основании закон-ва (налоговые и неналоговые дох.)

Регулирующие дох. бюджета – это:

- федеральные и региональные  н-ги по кот. установлены нормативы  отчислений в бюджеты суб-в  РФ и мест. бюджеты;

- трансферты в форме  дотаций, субвенций, субсидий  и бюдж. кредитов.

Дотация – ср-ва перед-е в бюджеты др. ур. безвозмездно и безвозвратно для покрытия текущих расходов.

Субвенция – ср-ва перед. бюд. др. ур. или юрид. лицу безвозмездно и безвозвратно, но для осущ-ия. целевых расх.

Субсидия – ср-ва перед-е бюд. др. ур., юрид. или физ. лицу на усл. долевого фин-я целевых расходов.

Бюджетные кредиты – кредиты предост-ые ниже стоящим б-там на срок до одного года в объеме и по 5-ой ставке указ-ых в соотв. б-те на дан. фин. год.

В соотв-ии с Бюдж. Код. (гл.16 «М/бюдж. трансферты») фин. поддержка  б-тов регионов осущ-ся ч/з использование  создаваемых в составе фед. б-та спец. фондов:

  1. Фед. фонд фин. поддержки суб. РФ
  2. Фед. фонд софинансирования соц. расходов
  3. Фонд реформирования региональных и муницип. финансов (выдача субсидии на конкурентной основе)
  4. Фед. фонд регион. развития (субсидии на созд. соц. инфраструктуры)

Фед. фонд компенсаций.


 

 

9 Принципы функционирования бюдж. системы РФ                                                      

Бюджетный Кодекс устанавливает  определенный перечень принципов построения и функционирования бюдж. системы (БС):

  1. Единство БС (единство правовой базы, денежной системы, ведения бухгалт. отчетности, расчетов);
  2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюдж. системы (закрепление соответствующих дох-в и полномочий по осуществлению расх-в за органами вл. РФ, орг. гос. вл. суб-в РФ и орг. местн. самоупр.);
  3. Самостоятельность бюджета, дающая право органам вл. на кажд. уровне БС самостоятельно осущ-ять бюджетный процесс (формировать доход, определять направление расходов, источники финансир. бюдж. дефицита);
  4. Полнота отражения дох. и расх. бюджета (асе дох. и расх. отражаются в обязательном порядке и в полном объеме);
  5. Сбалансированность бюджета (объем бюд. расходов = объему бюд. дох. + поступления из источников финансиров. дефицита);
  6. Гласность (опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении);
  7. Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  8. Достоверность – означает надежность показателей прогноза соц.-эконом. развития территории и реалистичность расчета дох. и расх.;

Адресность  и целевой хар-р бюдж. средств (бюдж. ср. выдаются в распорядение конкретн. получателей бюд. ср. с обознвчением направления их на финансирование конкретных целей).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Формы и методы финансового оздоровления                                                         

Фин. оздоровление – это процедура, направленная на восстановление платежеспо-собности должника.

1.Санация организации-должника.

Санация-это система мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономическ. положения организации и реализуемых  с пом. сторонних юрид. и физ. лиц  с целью предотвращения ее банкротства  и повышения ее конкурентоспособности.

Санация предприятия проводится в  трех основных случаях:

  • До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если пред-ие в попытке выхода из кризисного сост-я прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
  • Если само пред-ие, обратившись в суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
  • Если решение о проведении санации выносит суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

Целесообразность санации обусловливается тем, что использование внутр. механизмов финансовой стабилизации не достигло своих целей и фин. сост. продолж. ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различ. Оборонительную и наступательную санацию.

Оборонительная  санация – предполагает привлечение внешн. пом. для реструктуризации организации, в проц. кот. Она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов в целях фин. стабилизации.

Наступательная санация – внеш.фин. помощь используется в целях расширения ас-сортимента конкурентоспособной продукции, быстрого заверш. начатых инвестиционных проектов. Наст-ая санация не противоречит основным параметрам стратегии эконом. развития организации.

Формы санации:

  • Дотации и субвенции за счет бюджетных средств (достаточно редко);
  • Государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко);
  • Гос.гарантия комм. банкам по кредитам, выдаваемым санируемому пред-ю
  • Финансовая пом. третьих (юрид. и физ.)
  • Выпуск облигаций организаций под гарантию санатора. (обычно банками)
  • Перевод краткоср. банковских кредитов в долгоср. (ставки обычно повыш)
  • Списание санатором-кредитором части долга (компенсир. в посл. период)

Санаторами могут быть: собственники организации, комм. банки, инвестиционные фонды, контрагенты (организации-кредиторы,-покупатели,-конкуренты)

2.Реорганизация юрид. лица.

Формы реорганизации:

  • Слияние – объединение организации-должника с другой финансово-устойчивой организацией. В результате должник теряет свою самостоятельность. Различают: горизонтальное слияние, в процессе кот. объединяются организации одной отрасли; вертикальное слияние, кот. объедин. организ. смежных отраслей (производитель и потребитель сырья); конгломератное слияние, объед-ся организации, не связ. м/у собой ни как.
  • Поглощение – осущест-ся путем приобретения должника кредитором. Должник теряет самостоятельность, может сохраниться в виде дочерней организации.
  • Разделение – использ-ся для пред-ий осущест-их многоотраслевую деят-ть. Схема разделения:
  • «А» = «К» + «Л» + «М».
  • «А» - теряет статус юрид.лица;
  • «К», «Л», «М» - новые юрид. лица на базе имущества «А». кажд. ведет свой баланс.
  • Преобразование в ОАО, осущ-ся по инициативе учредителей, позволяет расширить финансовые возможности, обеспечить пути выхода и кризиса.
  • Выделение – осущ-ся в целях обособления наиболее здоровой части производства в самостоятельное юридическое лицо, быстрого наращивания потенциала, получения достаточной прибыли для своего развития и погашения принятых на себя долгов. Схема:

     «А» = «Аº» + «Н».

Часть прав и обязанностей переходит к вновь создаваемой  орган-ии «Н». «А» не прекращает своей  деятельности, а в ее устав вносятся соответствующие изменения


 

11 Финансовая система России                                                                                               

Финансовая  система – совокупность фин. отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды ден. ср-в хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

Имея общие черты, отдельные  финансовые отношения отличаются спецификой и выделяются из общей совокупности, образуя конкретную финансовую категорию (налоги, гос. расходы, гос. кредит). Категории, обладающие определенной общностью, группируются в звенья (бюджет, финансы организаций). Звенья образуют более высокие ступени финансовых отношений – финансовые сферы (децентрализованные и централизованные).

 

 

 

  1. Федеральный бюджет;

 

  1. Специальные в/бюдж. фонды:
    1. ПФ;
    2. ФСС;
    3. ФОМС.

 

  1. Территориальные финансы:
    1. Региональные финансы
      1. Региональный бюджет;
      2. Рег. в/бюдж. фонды;
    2. Местные финансы:
      1. Местные бюджеты;
      2. Мест. в/бюдж. фонды.

  1. Финансы предприятий:
    1. Финансы коммерч. предпр.;
    2. Фин. некоммерч. организ.

 

  1. Финансы дом. хозяйств.

Централизованные финансы – находятся в собственности гос-ва и в соответствии с Бюдж. кодексом объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и в/бюджетные фонды.

Децентрализованные  финансы – составляют основу фин. системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть фин. ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы дом. хозяйств.


13 Финансовые взаимоотношения орг-ции с бюджетом                                                  

В процессе хоз. деятельности организации вступают в финансовые отношения, которые можно сгруппировать  след. образом:

- отнош. с гос-ом, особенности отношений: обязательность, регулярность, полная регламентация законодательством, наличие ответственности за наруш. установленных обязанностей и правил.

Формы отношений:

  1. С бюджетом и в/б фондами – по поводу уплаты налогов, сборов и др. обязат. платежей, по поводу возврата излишне уплаченных сумм.
  2. Налоговые и др.компетентные органы – по поводу контроля правильности и своеврем-ти исчисления и уплаты налогов (фин. результат, штрафы, пени).
  3. Отношения гос. заказа и гос. закупок – гл. распорядители.
  4. Взаимоотнош. по поводу получения дотаций, субсидий и бюдж. кредитов.

- с контрагентами (покупат., поставщиками, посредн.)    договорной характер   отношений;

- с финансовыми орг-ми (банки, страх. и инвестиц. институты), договорн. отнош., регламентируются  действующим законодательством.

- финансов. отношения  внутри организации (отнош. администрац.  и работ-ов)

характерно формирование системы отношений с учетом отдельных  положений законодательства, возможно участие особого рода представителей (профсоюзн. организаций)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Бюджетные расходы - ден. средства, направляемые на фин. обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления.

Классификация расходов бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления основных функций по решению социально-экономических задач .

До внесения изменений в бюджетный кодекс РФ 8 /11/2007 Бюджетная классификация  расходов включала в себя:

1) функциональную классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

2) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

3)  ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

 В настоящее время  в  связи с изменениями в БК (ФЗ  «О внесении изменений в БК  РФ» от 08/11/07 № 257-ФЗ) классификация  расходов состоит из :

1. кода главного распорядителя бюджетных средств ( 3 знака)

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган гос-ной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета - орган гос-ной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

2. Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода  ( 14 знаков)

Разделы: № 1 – общегосударственные  вопросы,

№2 – национальная оборона,

№3- национальная безопасность и правоохранительная деятельность

№4 национальная экономика,

№5 – ЖКХ

№6 – охрана окружающей среды

№7 образование

№8 – культура, кинематография, СМИ

№9 – здравоохранение, физкультура и спорт

№ 10 – социальная политика

№ 11 – межбюджетные трансферты

( подразделы, целевые  статьи и виды расходов конкретизируют  содержание разделов)

3. Код классификации сектора государственного управления ,относящегося к расходам бюджета (основными статьями кода являются – 211-з/пл;212-прочие выплаты,213-начисления на выплаты по оплате труда221-услуги связи;222-трансполртные услуги) и т.д.по экономическому содержанию осуществляемых расходов


 

 

15 Управление финансами организации                                                                               

Финансовый  менеджмент- совокупность приемов, способов и методов разработки и реализации управленческих решений связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов и организации оборота ден. ср-в предприятия.

Финансы предприятий – система экономических отношений организации, субъектов, хозяйств по поводу формирования, распределения и использования фондов ден. средств.

Функции:

  1. обеспечивающая – заключается в формировании денежных средств для обеспечения хозяйственной деятельности фирмы и достижения стратегических целей;
  2. распределительная – меняет мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе развития общества;
  3. контролирующая – оценивает и сопоставляет эффективность использования денежных средств.

Объекты управления:

  1. Фин. ресурсы – ден. ср. и иные виды имущества предприятия;
  2. Источники фин. ресурсов:

- собственные

- заемные

  1. Финансовые отношения:

- отношения с рабочими;

- отношения с контрагентами;

- отношения с гос-ом.

Субъект управления – это специальная группа людей (фин. дирекция, фин. менеджер), которая посредством разл. Форм управленческого воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта.

Главная цель – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.

Задачи:

  1. Обеспечить формирование необходимого объема фин. ресурсов, каждый

вид ресурсов должен быть профинансирован за счет соответствующих источников.

  1. Обеспечить эффективное использование сформированных ресурсов.
  2. Оптимизировать ден. оборот:

           - сбалансировать по объему поступления;

           - синхронизация во времени (поступления д-г д.б. раньше чем какие-то выплаты)

  1. Обеспечение постоянного фин. равновесия;
  2. Поиск компромисса м/у доходностью и риском:

           - минимизировать риск при заданном  уровне прибыли;

           - максимизировать прибыль при  минимальном риске.


 

 
  1. Казначейская система исполнения бюджетов.

Функции и роль федерального казначейства.

В Россской Федерации  с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

• организация исполнения федералъного бюджета.;

• контроль за его исполнением;

• управление бюджетными доходами и расходами;

• финансовое исполнение внебюджетных фондов;

• управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;

• осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация  поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

 Исполнение федерального  бюджета осуществляется на основе:

• отражения Федеральным казначейством всех операций и

средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов;

• централизации в Федеральном казначействе всех поступлений

в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

• совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Федеральное казначейство несет ответственность за правильность и своевременность проведения и  учета кассовых операций в бюджетах, за своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств, за осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Кроме того, полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Следует отметить, что  перевод региональных и местных  бюджетов на кассовое обслуживание в  территориальные органы Федерального казначейства осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов на основе заключенных  соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета с органом исполнительной власти субъекта либо органом местного самоуправления.

Под кассовым обслуживанием  исполнения региональных и местных  бюджетов понимается учет территориальными органами Федерального казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"