Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 16:08, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ФИНАНСАМ 2 СЕМЕСТР.docx

— 68.36 Кб (Скачать файл)

1. Сущность внебюджетных  фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность 
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

 С переходом России  к рыночной экономике появлялась  необходимость в создании внебюджетных  фондов. Основными причинами образования  этих фондов является необходимость:•  социальной защиты населения  в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;• целевого использования средств этих фондов;• оперативного решения социальных

проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;• новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;• финансирования территориальных нужд. Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства внебюджетных  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы во  внебюджетные фонды имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фондов осущест-ся по распоряжению Правительства РФ или (правление фонда).

2. Классификация  внебюджетных фондов

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам: по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, экологические и другие; 
по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).

по цели использования: социальные (ПФ, ФСС, ФОМС ), экономические (отраслевые и территориальные внеб.ф.) по срокам действия: временные и постоянные по правовому положению: Фонды обладающие частичной самостоятельностью, самостоятельные специальные фонды, целевые бюджетные фонды(включаемые в бюджет) по принадлежности: Межгосударственные , Государственные, Местные. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет(22%):страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования); добровольных взносов физических лиц и организаций;иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий: трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;социальная пенсия (нетруд-м гражданам);пенсия за выслугу лет; пособие одиноким матерям; пенсия военнослужащим; пенсия пострадавшим в результате радиац. или техногенных катастроф и членам их семей. Фонд социального страхования образуется (2,9%) за счет страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из респуб-го бюджета РФ на покрытие расходов. Для юридических лиц установлен норматив отчислений в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей. ФОМС(5,1%) формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований(ден. ср.направл. из гос. источников на различ. проекты). Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан. Средства Фонда используются на: оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на мед. науку, медицинские программы и д..

3. Страховые взносы

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи «страховые платежи» либо «страховые взносы». Так, в фонды обязательного медицинского страхования органы управления вносят бюджетные средства за неработающее население (пенсионеры, дети, домохозяйки и т.п.) В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организ. и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи. В правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физ. лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение гос-х социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

4. Пенсионный фонд  России(22%)

Бюджет ПФ РФ формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования); добровольных взносов физ. лиц и организаций. Бюджет ПФ РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет ПФ РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. В соответствии с федер. законами ПФ назначает и выплачивает следующие виды пенсий: трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ; социальная пенсия (нетруд-м гражданам); пенсия за выслугу лет; пособие одиноким матерям; пенсия военнослужащим и членам их семей; пенсия пострадавшим в результате радиационных катастроф.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров.

5. Фонд социального  страхования (2,9%)

 ФСС образуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений и организаций; доходов от инвестирования части временно

свободных средств Фонда; добровольных взносов граждан и юр. лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов. Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ, охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

6.Фонд Обязательного Мед. Страхования.(5,1 %). Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет: страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.) Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». Виды медицинского страхования: Обязательное медицинское страхование (ОМС), Добровольное медицинское страхование (ДМС), Страхование от несчастного случая(пожары, стихийные бедствия, аварии, отравления и т.д.), Рисковое страхование жизни (гарантирует получение выплат в результате смерти, утраты трудоспособности, а также болезни страхователя).

7. Виды пенсий. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся: 1) достижение пенсионного возраста: для мужчин – 60 лет;  для женщин – 55 лет; 2) наличие страхового стажа – не менее 5 лет. 3) волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме. Пенсия за выслугу лет – стаж работы в определённых областях, дающий право на получение отдельного вида пенсий. Получать такую пенсию имеют право: 1)военнослужащие; 2)космонавты;3)федеральные служащие госструктуры;4) лётчики и испытатели. Условия назначения пенсии за выслугу лет:стаж службы на государство должен быть не менее 15 лет; занимать должность гос.служащего не менее 12 месяцев без перерыва; увольнение со службы по уважительным причинам. Пенсия по инвалидности - вид пенсии устанавливается вне зависимости от возраста, наличия стажа работы, времени и причины наступления инвалидности (исключение составляют случаи, когда она получена вследствие противоправных действий) и от продолжения трудовой деятельности. Основанием для назначения служит единственный документ – заключение медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт и группу инвалидности - 1, 2 и 3 группы инвалидности. Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником существования. Социальная пенсия - это государственная денежная выплата, носящая регулярный характер, которая выплачивается гражданам, признанным  нетрудоспособными (детям до 18 лет ,детям инвалидам, инвалидам 1,2,3 групп и т.д.) которые вследствие каких-либо причин не имеют права на трудовую пенсию. Мин. размер оплаты труда в 2015 сост. 5 965р.

8.Состав и расчет  пенсий

В соответствии с Федеральным Законом №173-ФЗ пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной (вводится с 01.01.2013г.):  ПЕНСИЯ= Баз.Част+Страх.Часть

I. Базовая часть пенсии (БЧ)-Устанавливается в твердом размере и зависит от  вида пенсии и наличия нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера.

СЧ=ПК / Т,

где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,;

Т — среднестатистический показатель периода выплаты пенсий, применяемый для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, составляет 19 лет.

Страховая часть трудовой пенсии по старости зависит от размера заработной платы и страхового стажа в календарном исчислении, выработанного на, а также от суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за работника по день назначения пенсии. Чем больше страховой стаж и сумма страховых отчислений, тем больше размер пенсии. В страховой стаж для начисления трудовой пенсии входят периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

9. Реформирование  пенсионной системы РФ

1октября 2012 пенсионная реформа

проект стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года представлен президенту.

Документ предусматривает сокращение накопительной части пенсий с 6% до2%. В настоящее время все граждане России отчисляют в ПФР 22 процента со своих зарплат (сбор входит в страховые взносы, составляющие 30 процентов). 16 процентов из этих 22-х ПФР направляет на текущие выплаты пенсионерам (так называемая страховая часть), а оставшиеся шесть процентов остаются на счетах граждан (накопительная часть). Накопленные деньги граждане могут переводить в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или управляющие компании по своему усмотрению, а те, в свою очередь, стараются увеличить их доходность и нарастить будущие пенсии. Освободившиеся за счет сокращения накопительной части 4% правительство предлагает направить на текущие выплаты пенсионерам и сокращение дефицита ПФР, который составляет около триллиона рублей. Второй пункт реформы - повышение налогов для вредных производств, работники которых имеют право на досрочный выход на пенсию. Проект пенсионной реформы предполагает рост страховых взносов для профессий из  списка на четыре процента с 2013 года и на девять процентов - с 2015-го

По расчетам Министерства труда, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить размер средней пенсии на уровне в 40 процентов от заработной платы. Кроме того, удастся сбалансировать дефицит бюджета ПФР на уровне не более 0,9 процента ВВП к 2030 году и в дальнейшем его постепенно снизить. Если бы сейчас такой баланс сохранялся, дефицит ПФР составлял бы 340 миллиардов рублей против текущего триллиона рублей.

10.Безработица,Виды

В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением.3 типа безработицы:

1) фрикционная;( незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое

2) структурная; работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. объясняются структурными сдвигами в экономике.

3) циклическая. это безработица, вызванная циклическим сжатием производства.

4. сезонная;

5.  маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);

6. скрытая  безработица (в рыночной экономике) – наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных.

11. Социальные гарантии безработным

Государство гарантирует безработным:

-выплату пособия по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

-выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, в том  числе в период временной нетрудоспособности;

-возможность участия в  оплачиваемых общественных работах;

-В  период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

в размере 75 % их среднего заработка, исчисленного за последние 3месяца по последнему месту работы

минимальная величина пособия по безработице на следующий год установлена в размере 850 руб., а максимальная – 4900 руб.

-утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка.

12. Сущность и функции государственного и муниципального кредита

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

К основным целям гос. и мун. кредита относятся: решение проблем финансирования бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения; поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику

 

13. Классификация государственные долговых обязательств

Государственным долгом Российской федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ в соответствии с бюджетной классификацией подразделяется на внешний долг и внутренний долг.

Внешний долг – это долговые обязательства Правительства РФ по займам, полученным от других государств, международных финансовых организаций, например от международного валютного фонда или Всемирного банка, от иностранных финансовых организаций.

Внутренний долг – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, которые включают:

- долговые обязательства  по кредитам, полученным Правительством  РФ в российских финансовых  организациях;

- долговые обязательства  по государственным займам, осуществленным  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

- обязательства по предоставленным  Правительством РФ государственным  гарантиям.

14. Государственный  внутренний долг

Государственный внутренний долг – часть общей задолженности государства, приходящаяся на российских кредиторов.

Внутренний долг – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, которые включают:

- долговые обязательства  по кредитам, полученным Правительством  РФ в российских финансовых  организациях;

- долговые обязательства  по государственным займам, осуществленным  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

- обязательства по предоставленным  Правительством РФ государственным  гарантиям.

По состоянию на 01.05.2015  объем государственного внутреннего долга РФ - всего, 5 492 714,07 выраж. в ценных бумагах. 

15. Государственный  внешний долг

Внешний долг – это долговые обязательства Правительства РФ по займам, полученным от других государств, международных финансовых организаций, например от международного валютного фонда или Всемирного банка, от иностранных финансовых организаций.

Г.в.д. — нормальное явление финансово-кредитного характера, показывающее размер и адрес занятых средств, время их погашения и размеры процентов по ним. Для здоровой экономики наличие долга не составляет проблемы, и все государства мира берут средства взаймы друг у друга или у международных финансовых организаций . Однако трудности в экономике стран не позволяют им в установленные сроки и в согласованных объемах возвращать долги с выплатой по ним процентов. По этим причинам образуется просроченная задолженность и сумма платежей по займам нарастает, влияя на увеличение расходов бюджета на ее обслуживание.

Структура внешнего долга рф

Еврооблигационные займы -68%, Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте – 28%, Задолженность перед междунар. финансовыми организациями – 4 %, Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб – 3% Она включает:

1. Задолженность по кредитам иностранных государств.

2. Задолженность по кредитам  иностранных коммерческих банков  и фирм.

3. Задолженность перед  международными финансовыми организациями.

4. Государственные ценные  бумаги РФ, указанные в иностранной  валюте.

5. Государственные гарантии  в иностранной валюте.

6. Внешний долг субъекта  РФ. 

Внешний долг на 1.01.2015 сост. 600,000,000

16. Управление Государственным  долгом -это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам,  выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства. Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  - обслуживание госдолга.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные. Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов. Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга. Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом: 1.рефинансирование государственного долга – выпуск новых займов для погашения старой задолженности.                   2. Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов.

3. Консолидация – подразумевает  внесение изменений в условия  займов, связанных с их сроками.4.Унификация  займов – объединение в один нескольких существующих займов.

17. Финансовый рынок как звено финансовой системы. Мировой финансовый рынок — это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка с целью нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Валютный рынок – основным товаром здесь является валюта, которую продают и покупают между собой участники валютного рынка (брокерские компании, банки, инвест-е ф.)

Фондовый рынок – на нем происходит торговля ценными бумагами, облигациями, векселями, акциями, сертификатами.

Товарный рынок – подразумевает торговлю сырьевыми ресурсами, так как другие товары довольно сложно привести к единой классификации.

Рынок драгоценных металлов- продают и покупают драг. металлы.

Биржевые площадки – биржи представляют собой отдельные площадки, которые торгуют стандартными контрактами

Внебиржевые рынки – не имеют конкретного места проведения торгов, торговля может вестись с помощью интернета или по телефонной линии. В эту категорию входит валютный рынок форекс, торговля на нем зависит не от места проведения сделок, а от так называемых торговых сессий.

18. Основные посредники финансового рынка

Участники (агенты) рынка - сберегатели финансовых средств, заемщики и различные финансовые посредники.

Финансовые посредники - это финансовые институты с различными характеристиками, которые привлекают фонды, для приобретения активов, покупая ценные бумаги предоставляя кредиты, через эти фонды. Одной из главных проблем для субъектов, обладающих избыточными ресурсами, которые можно отдать в долг, являются трансакционные издержки( затраты, возникающие в связи с заключением контрактов).

Финансовые посредники могут существенно сократить трансакционные издержки, поскольку у них есть опыт их снижения.На финансовых рынках всегда присутствуют прежде всего брокеры, которые сводят продавцов и заинтересованных покупателей. Брокеры не покупают и не продают ценные бумаги. Они лишь исполняют заказы своих клиентов по выгодным для них ценам. Дилеры от своего имени и за свой счет приобретают и продают определённые ценные бумаги, по которым, на их взгляд, ожидается рост. Инвестиционные банки помогают осуществлять первичное размещение финансовых обязательств. Они снижают эмиссионный риск продавцов путем гарантированного размещения этих обязательств по фиксированной цене, выступая в роли дилера или брокера. Всех финансовых посредников можно подразделить на четыре группы: (1) финансовые учреждения депозитного типа; (2) договорные сберегательные учреждения; (3) инвестиционные фонды; (4) иные финансовые организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Фондовый рынок(рынок ценных бумаг)

Участники торгов на фондовом рынке: эмитенты — предприятия и организации, привлекающие денежные ресурсы под размещение ценных бумаг; брокеры и дилеры, владеющие соответствующими лицензиями, дающими им право осуществлять посреднические функции между эмитентами и инвесторами; фондовые биржи и внебиржевые торговые системы; инвесторы — юр. и физ. лица, обладающие свободными денежными средствами и желающие их инвестировать в ценные бумаги и т.д. Особая привлекательность фондового рынка в том, что в теперешних условиях именно инвестирование в ценные бумаги позволяет наиболее грамотно подойти к распределению своего капитала. Это достигается тем, что ценные бумаги в наименьшей мере подвержены влиянию со стороны различных факторов. Они способны защитить капитал от инфляции, что говорит об этом виде инвестирования, как о наиболее эффективном инструменте управления инвестициями.

фондовый рынок представляет собой механизм, где сходятся интересы покупателей и продавцов рыночного инструмента.

20. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП( макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства) в стоимостном выражении. Финансы  коммерческих предприятий и организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования. Функции финансов коммерческих предпр. и орг. — распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны:1. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, и т.д. 2. Объективная основа контрольной функции — стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. 

21. Принципы организации финансов предприятий

Принципы организации финансов — методологическая основа управления финансовой деятельностью хозяйственных субъектов.

Организация финансов как элемент системы управления включает в себя следующие принципы:

- Принцип самоокупаемости, выражающийся в способности предприятия обеспечивать свои расходы

- Принцип финансового планирования( планированием всей хозяйственной деятельности организации.)

- Принцип разделения собственных, заемных и бюджетных средств, состоящий в том, что источники финансовых ресурсов классифицируются в балансе предприятия по указанным признакам

- Принцип самофинансирования, означающий приоритет собственных источников финансирования

- Принцип полной сохранности  имущества собственника

- Принцип финансового контроля, заключающийся в проверке законности, целесообразности и результативности финансовой деятельности организации.

22. Финансовые ресурсы предприятия

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся: уставный капитал; амортизация; прибыль; резервный фонд; ремонтный фонд; страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся: кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные и коммерческие кредиты; кредиторская задолженность и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии  ценных бумаг; 3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; 4) страховое возмещение.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

23.Основной капитал  коммерческой организации

Основной капитал - обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении весь капитал предприятия, компании, как физический, так и денежный. Он меняет свою вещественную форму и проходит следующие стадии: инвестирование (денежная форма – основные фонды) - в реальные активы - здания, сооружения, машины и оборудование и пр., а не в финансовые активы – акции, облигации. 
производство (материально – вещественная форма), потребление в виде амортизации. Процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый с их помощью продукт; возмещение: начисленная амортизация превращается в денежную форму (себестоимость, выручка). За счёт этих денег происходит вновь закупка оборудования.

 

 

 

 

24. Оборотный капитал коммерческой организации

Под капиталом понимают часть финансовых ресурсов, задействованных организацией в обороте и приносящих доходы от этого оборота. 

Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый в текущую деятельность на период каждого операционного цикла (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги). Оборотный капитал участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на продукцию, в то время как основной капитал неоднократно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость на продукцию по частям. Поэтому оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал.

Наличие у организации (предприятия) собственного оборотного капитала, его состав и структура, скорость оборота и эффективность его использования во многом предопределяют финансовое состояние и устойчивость положения организации на финансовом рынке.

25. Прибыль организации

Прибыль — это денежное выражение основной части  денежных  накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

оценочная - является показателем, наиболее

полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия;

стимулирующая - оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

фискальная - является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отображающий  эффективность  производства,  объем  и  качество   произведенной продукции, состояние  производительности  труда,  уровень  расходов

Важными информативными    показателями     деятельности     предприятия     являются налогооблагаемая  и  чистая  прибыль  (прибыль,  остающаяся  в  распоряжении предприятия).

26. Управление финансами  организаций

Стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:

• улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

• рост объемов производства и реализации;

• лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала);

• максимизация цены компании.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

• достаточность объемов денежных поступлений;

• рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).Первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. ( способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.) Управление финансами предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочных и краткосрочных инвестиций, долгосрочных и краткосрочных источников финансирования и увязка их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

27. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования на организацию финансов

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования; отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется ГК РФ.

Юр. лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном yпpaвлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, могут создаваться в форме хозяйственных организаций и обществ, производственных кооперативов, гос. мун-х предприятий. Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала. Так, участники полного товарищества должны внести не менее половины своего вклада к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в оговоренные в учредительном договоре сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки.

 

 

28. Финансы некоммерческих  организаций

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей       деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: 1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов; 2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги; 3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы  и безвозмездно передаваемые  учреждениям и организациям материальные  ценности;

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы.

29. Состав и структура затрат некоммерческих организаций  Основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций

: регулярные и единовременные поступления от учредителей; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты) получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации. Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

расходы на уставную некоммерческую деятельность; накладные и административно -управленческие расходы; расходы на предпринимательскую деятельность. 

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся: оплата командировок и служебных поездок; заработная плата административно-управленческого персонала;

отчисления в фонды социального страхования; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение оборудования и инвентаря; капитальный и текущий ремонт; арендная плата;

30. Финансы бюджетных  учреждений

 «Финансы бюджетных учреждений» – это экономические отношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях, система учета государственного формирования и исполнения бюджета.

Особенность финансов бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником их финансирования являются  средства бюджета, именно поэтому обеспечивается тесная взаимосвязь бюджетных учреждений со сферой муниципальных и государственных финансов; Механизм функционирования финансов бюджетных учреждений: 1.   Учредителями организации должны быть органы государственной власти, субъекты, органы местного самоуправления РФ. 2.   В качестве целей создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть установлены только функции, носящие некоммерческий характер.  3.   Бюджетные учреждения должны финансироваться за счет средств местного органа власти, бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

31.  Личные финансы(финансы домохозяйств)

Одной из составных частей финансов являются финансы домашне­го хозяйства. Домашнее хозяйство — это хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства — это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности. Функции: распределительная функция - обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства; контрольная функция - контроль за распределением полученного дохода по различным фондам; регулирующая - поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого.

32. Доходы домашнего  хозяйства

Доходы домашних хозяйств - общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления, сбережения и обязательных платежей Прежде всего можно выделить доходы в денежной и натуральной формах. К последним относят потребляемые в домашнем хозяйстве продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах. Основные источники:

- заработная плата вместе  с различными начислениями и  доплатами;

- пенсии, пособия, стипендии  и другие страховые и социальные  выплаты;

- доходы от предпринимательской  деятельности;

- доходы от операций  с личным имуществом и денежные  накопления в финансово-кредитной  сфере.

33. Денежные расходы  домашних хозяйств

Расходы домашних хозяйств - расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.

Основные группы:

а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

б) налоги и другие обязательные платежи;

в) денежные накопления и сбережения.

четыре основных раздела:

- покупка товаров и  услуг;

- обязательные платежи  и взносы;

- приобретение недвижимости;

- прирост финансовых активов (денежные сбережения).

34 . Понятие международных финансов

Международные финансы представляют собой совокупность денежных отношений между разными странами и их субъектами по поводу формирования и управления финансовыми ресурсами. Международные финансы являются системой сложных по своей структуре отношений, которые складываются из формирования, использования и распределения институтами международных финансовых рынков и международными организациями и институтами.

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ: 1) финансовая помощь

2)  Мировые рынки капитала

3)  ЗВР (золотовалютные резервы)

Основными функциями международных финансов можно назвать: контрольную(осуществлять анализ и учет движения мирового продукта в денежном эквиваленте на любом этапе) и распределительную. (денежное распределение мирового продукта.)

35. Виды международных финансовых отношений

Международные экономические отношения такие, как международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к возникновению взаимных денежных требований и обязательств субъектов различных стран. 

Международные валютные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Изучение международных валютно-кредитных отношений невозможно без рассмотрения валютной системы:

- межгосударственное регулирование  валютных ограничений,

- унификация форм международных  расчетов,

- международные организации, осуществляющие межгосударственное  валютное регулирование. 

36. Мировая и  Российская валютно-финансовая система

Мировая финансовая система основана на двух главных принципах.

На мировом пространстве не существует конституциированной денежной системы, т.е. денежной системы, основанной на обязательных для всех стран законах или договорах: национально-мировые валюты- национальные деньги, используемые в качестве мировых денег. Таких, фактически, пять: (доллар, евро, британский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк). Деньги, которые сами по себе на мировых товарных и фин. рынках не используются, но они могут быть обменены на мировые деньги на мировом валютном рынке − рынке «ФОРЕКС». За последние столетия Европа, а затем и все мировое сообщество прошло целый ряд мировых валютных систем − Парижскую, Лозаннскую (послеверсальскую), Бреттон-Вудскую. Основными конструктивными элементами валютной системы являются: мера стоимости вывезенного из страны богатства; способ установления валютного курса;  валютные рынки; международные  организации,   регулирующие валютную  деятельность стран.

Современная валютная система построена на базе плавающих валютных курсов. Плавающий валютный курс обычно выбирают развитые страны. Курсообразование валюты этих стран являются свободно определяется игрой спроса и предложения на валютном рынке.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя: Государственную бюджетную систему; Внебюджетные специальные фонды; Государственный и банковский кредит-Фонды страхования (имущественного и личного); Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Валютная политика – совокупность государственных мер, направленных на достижение желаемого эффекта в валютной сфере. Курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным Банком  России по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже Валютное законодательство России установило, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России.

37. Международные финансовые организации

Список международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Евразийский банк развития, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции развития.

Международный валютный фонд начал свою деятельность 1 марта 1947 года. МВФ предоставляет кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время в МВФ входит 188 государств, в его структурах работает более 2500 человек. Уставной капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают США. 

Банк международных расчетов содействует сотрудничеству между центральными банками, создает новые возможности для международных финансовых операций. БМР также оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам: предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта.

Международный банк реконструкции развития одно из двух главных подразделений Всемирного банка (World Bank).

Штаб квартира МБРР находится в Вашингтоне (США). Помимо инвестиций МБРР также способствует развитию международной торговли, публикует внешнеэкономическую статистику. МБРР видит свою цель в привлечении частных инвестиций в инфраструктуру и отрасли промышленного производства, Кредиты выдаются на долгий срок, обычно это 15-20 лет под гарантии государства. Чтобы получить кредит от МБРР, стране обязательно необходимо быть членом МВФ.

38. Платёжный баланс  страны.

Платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс характеризует развитие внешней торговли, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций, погашение внешней задолженности страны, изменение международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирования внутреннего рынка и валютного курса. Платежный баланс используется для расчета ВВП.

Платежный баланс построен на основе принципов бухгалтерского учета: каждая операция отражается дважды — по кредиту одного счета и дебету другого. Правила отражения операций в ПБ по дебету и кредиту таковы:

Сальдо платежного баланса - в платежных расчетах - разность между суммами заграничных поступлений и платежей.

Кризис платежного баланса имеет место, когда систематически большое отрицательное сальдо платежного баланса покрывается за счет золотовалютных резервов и привлечения иностранного ссудного капитала.

1. Сущность внебюджетных  фондов.

2. Классификация  внебюджетных фондов

3. Страховые взносы

4. Пенсионный Фонд России

5. Фонд Социального  Страхования

6. Фонд Обязательного Мед. Страхования.

7. Виды пенсий

8. Состав и расчет пенсий

9. Реформирование  пенсионной системы РФ

10.Безработица, ее  виды

11. Социальные гарантии безработным

12. Сущность и функции гос. и мун. кредита

13. Классификация гос. долг. обязательств

14. Государственный  внутренний долг

15. Государственный  внешний долг

16. Управление Государственным  долгом

17. Финансовый рынок как звено фин.сист.

18. Основные посредники финансового рынка

19. Фондовый рынок(рынок ценных бумаг)

20. Сущность и функции фин-в ком. предпр.

21. Принципы организации финансов предпр.

22. Финансовые ресурсы предприятия

23.Основной капитал  коммерческой орг.

24. Оборотный капитал коммерческой орг.

25. Прибыль организации

26. Управление финансами  организаций

27. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования на организацию финансов

28. Финансы некоммерческих  организаций

29. Состав и структура затрат неком. орг. 

30. Финансы бюджетных  учреждений

31.  Личные финансы(финансы домохозяйств)

32. Доходы домашнего  хозяйства

33. Денежные расходы  домашних хозяйств

34 . Понятие международных финансов

35. Виды международных финансовых отн.

36. Мировая и  Российская валютно-финансовая система

37. Международные финансовые организации

38. Платёжный баланс  страны.


39.Внешними долговыми  требованиями Российской Федерации 1.являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком - агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам. 2. Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства.        3. Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором. 4. В государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком - агентом Правительства РФ иностранному заемщику - импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору, предусматривается обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом - экспортером или банком - агентом Правительства Российской Федерации своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству РФ.

   

 

39.Внешние  долговые требования РФ 
Внешними долговыми требованиями РФ являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юр.лиц перед РФ, как кредитором. Включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банков - агентам правительства РФ, государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам кредиторами. А также долговые требования юр.лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юр. лицам, возникшие до 01.01.1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бывшего СССР.  
Государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренным соответствующим соглашением между правительством РФ и иностранного государства.  
Государственный экспортный кредит - это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг экспортируемых в пользу иностранного заемщика (импортеру).


Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"