Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

№1

Возникновение финансов------Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства. На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала. Роль в воспроизводственном процессе-----Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.                  2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе Воспроизводственный процесс включает в себя 4 стадии:  1) производство  2) обмен 3) распределение  4) потребление. В воспроизводстве участвуют различные экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Определение финансов-------Фина́нсы совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1][2]. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

№2

Финансы как экономическая  категория------финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности. Финансы, участвующие в стоимостном распределении взаимодействуют с такими категориями как цена, зарплата, кредит. Первичным моментом возникновения финансовых отношений является процесс первичного распределения созданной стоимости на составляющие K=C + V + m, а также процесс образования различных денежных фондов и накоплений. (Взаимосвязь цены и финансов.) ---Существует определённая взаимосвязь между ценой и финансами: 1) основой финансового метода распределения стоимости является цена; 2) финансы основываются на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен и сами выступают инструментом распределения.( Взаимосвязь З/П и Ф)--- Отличия заработной платы от финансов: 1) распределительные отношения составляют заработную плату, материализующуюся в денежные доходы, которые поступают в собственность отдельных работников и используются ими для удовлетворения личных потребностей; 2) финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений, находящиеся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для удовлетворения различных общественных потребностей; 3) с определённой степенью допускается, что функционирование заработной платы можно рассматривать как процесс посторонний, так как заработная плата носит конкретный характер, а финансы имеют одностороннее движение стоимости.Взаимосвязь заработной платы и финансов: 1) финансы «помогают» заработной плате, формируют фонды оплаты труда, отделяя их от других фондов предприятия; 2) заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с её выплатой, сама выступает источником формирования части финансовых ресурсов. Задолженность по заработной плате – это финансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится к финансам, а следствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает в руки владельца. Отличия финансов от кредита: 1) возвратный характер кредита, т.е. кредитные ресурсы всегда функционируют на возвратной основе, а финансовые ресурсы выражают одностороннее движение стоимости; 2) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями; 3) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения; 4) кредитные ресурсы предоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность), а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата не оговариваются; 5) кредит имеет тесную взаимосвязь с денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъекта хозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулирование находящихся в обращении денежных средств.Сходство и взаимосвязь финансов и кредита: 1) при недостатке финансовых ресурсов у предприятия для нормального проведения производственного процесса субъекты хозяйствования обращаются за банковскими кредитами, а временно свободные финансовые ресурсы, временно хранящиеся на банковских счетах, могут использовать в качестве кредитных ресурсов; 2) нормальное функционирование финансов способствует созданию и росту ресурсов, а само функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования, в том числе и с помощью финансового рынка; 3) взаимосвязь финансов и кредита прослеживается и в банковском проценте, который служит платой за предоставляемые финансовые ресурсы, выплачиваемые из доходов банка, или же этот процент взимается с субъекта хозяйствования, если он берёт кредит.

№3

Государственные и муниципальные  финансы — это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов. Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом  решающее значение имеют следующие  функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.  1. Функция планирования предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации и  органами местного самоуправления. К  функции планирования обычно относят  и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п. 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства. 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов. 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности. Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

 

№4

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы".каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: - государственную бюджетную систему;  - внебюджетные специальные фонды; - государственный кредит;- фонды страхования;- финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.  Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране. Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам. Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов. Закрепленные доходы бюджетной системы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.  Для нормального функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность – это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она должна быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров.     

№5

Денежные фонды формируются  на макро- и микроуровнях. Централизованные фонды или денежные фонды, формируемые на макроуровне представляют собой совокупность регулируемых нормами права форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления[1]. К ним относятся государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. Децентрализованные фонды или денежные фонды, формируемые на микроуровне — совокупность регулируемых нормами права форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли, обусловленная объективным процессом общественного воспроизводства.[2] К ним относятся фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников, а также фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, фонды предпринимателей без образования юридического лица и фонды домохозяйств. Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов предприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д. В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят: денежные средства, предназначенные для текущих расходов; денежные средства, предназначенные для капитальных расходов; денежные сбережения; денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество. Источниками этих ресурсов являются: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

№6-=---------------

 

№7

Государство является основным институтом экономической и политической системы  общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и  их отношения между собой. По отношению  к иным субъектам государство  обладает определенным статусом, который  и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. Функция защиты конкуренции. Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:, минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики, создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечение социальной защиты населения.Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. 1.1 Направления финансовой политики: Финансовая политика включает следующие направления:– налоговую политику;– бюджетную политику;– денежно-кредитную;– социальную политику;– инвестиционную политику. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи: – комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей; – пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот; – введение единого реестра налогоплательщиков; – ужесточение налогового администрирования; – реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. 2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемо в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.Наиболее актуальные задачи в этой области: – введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; – принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет; – реализация программ экономии государственных расходов; – централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства; – проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации; – обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции; – проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета; – реструктуризация государственного долга; – инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования. 3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики: – реструктуризация банковской системы; – совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; – сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; – пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;  активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда – усиление таможенного контроля. 4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся: – приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа; – передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству; – инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности; – вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; – приватизация предприятий как единого имущественного комплекса; – структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства; – совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; – усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом. 5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся: – выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета; – увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов; – разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы; – сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; – реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий; – упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; – регулирование вынужденной миграции. 6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает: – повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; – создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; – развитие ипотечного кредитования; – привлечение прямых иностранных инвестиций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"