Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето—Лоренца—Джини.
Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.
Распределение доходов в обществе можно проиллюстрировать на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Рисунок 2 – Кривая Лоренца. Примечание - Источник: [5, с.207]
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. [1, с.288]
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю [5, с.396].
Таким образом, само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Чем выше потребности, тем выше уровень жизни. Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.
2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике. Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения в таблице 1, доступности образования (Таблица 2) , здравоохранения (Таблица 3) и социальной защиты.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
1457,7 |
2819,9 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
121,4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
121,0 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
1899,8 |
3740,1 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
101,9 |
121,9 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
940,4 |
1885,5 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
77,1 |
164,6 |
Примечание ― Источник: [14].
Таблица 2. Основные показатели образования (на начало учебного года)
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования |
3927 |
3821 |
3719 |
3654 |
3707 |
3579 |
В них учащихся, тыс. |
1134,9 |
1083,2 |
1006,7 |
962,3 |
938,1 |
928,2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования |
204 |
206 |
211 |
214 |
220 |
225 |
В них учащихся, тыс. |
152,2 |
155,0 |
157,3 |
166,6 |
162,9 |
152,2 |
на 10 000 человек населения, учащихся |
162 |
165 |
175 |
177 |
172 |
161 |
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования |
53 |
53 |
53 |
55 |
55 |
54 |
В них студентов, тыс. |
413,7 |
420,7 |
430,4 |
442,9 |
445,6 |
428,4 |
Продолжение |
||||||
на 10 000 человек населения, студентов |
433 |
442 |
453 |
467 |
471 |
453 |
____________________
Численность обучающихся в учреждениях среднего специального и высшего образования на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)
Примечание ― Источник: [14].
Таблица А3. Основные показатели здравоохранения (на конец года)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Численность врачей всех специальностей: | ||||||
всего, тыс. человек |
47,0 |
48,1 |
49,4 |
45,3 (1) |
48,0 |
48,8 |
на 10 000 человек населения |
49,2 |
50,6 |
52,0 |
47,8 |
50,7 |
51,6 |
Численность среднего медицинского персонала: | ||||||
всего, тыс. человек |
118,2 |
120,6 |
122,2 |
121,8 (1) |
122,0 |
125,1 |
на 10 000 человек населения |
123,8 |
126,8 |
128,7 |
128,5 |
128,9 |
132,2 |
1) Начиная с 2010 года в численность врачей-специалистов и средних медицинских работников не включаются занятые в учреждениях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров, в аппарате органов управления здравоохранением.
Примечание ― Источник: [14].
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в 2012 году безработица составляла 0,6%, настоящий момент уровень безработицы составляет 0,5%, охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [16, с.4-5]. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [22].