Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание работы

Введение. 3
1.Социальное обеспечение в России. 4
1.1. Сущность социального обеспечения. 4
1.1.1 Понятие социального обеспечения. 4
1.1.2. Принципы социального обеспечения. 5
1.1.3. Функции социального обеспечения. 6
1.1.4. Социальная защита населения. 8
1.2. Метод и система права социального обеспечения. 23
1.2.1. Метод права социального обеспечения. 23
1.2.2. Система права социального обеспечения. 25
2. Социальное обеспечение в Красноярском крае. 27
Заключение. 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.19 Кб (Скачать файл)

 

Красноярский  финансово-экономический колледж-

филиал федерального государственного образовательного бюджетного  учреждения

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы и кредит»

СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 28 группы 2 курса

очной формы  обучения

Лавровская  Наталья Вадимовна

Руководитель  Мялик Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

Красноярск  – 2011 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение. 3

1.Социальное обеспечение в России. 4

1.1. Сущность социального обеспечения. 4

1.1.1 Понятие социального обеспечения. 4

1.1.2. Принципы социального обеспечения. 5

1.1.3. Функции социального обеспечения. 6

1.1.4. Социальная защита населения. 8

1.2. Метод и система права социального обеспечения. 23

1.2.1. Метод права социального обеспечения. 23

1.2.2. Система права социального обеспечения. 25

2. Социальное обеспечение в Красноярском крае. 27

Заключение. 31

Список используемой литературы 32

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит  от развития экономики и теснейшим  образом связано с политикой  и социальным благополучием людей  труда и неработающих слоев населения.

Содержание  понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию  как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Конституция  РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и иных случаях, установленных законом.

Как экономическая  категория социальное обеспечение  представляет собой  системы распределенных отношений, в процессе которых за счет части  национального дохода  образуется и используется необходимые  фонды денежных средств для материального  обеспечения и обслуживании граждан.

Потребность в социальном обеспечении появилась  одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств  своего существования.К числу таких  людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться  временно либо постоянно в связи  с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости  человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических  отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

1.СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ.

1.1.Сущность социального обеспечения.

1.1.1Понятие социального обеспечения.

Социальное обеспечение  представляет собой систему экономических  отношений, направленных  на формирование и использование фондов денежных средств государства для материального  обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предоставление пособий  и льгот семьям со сравнительно низкими  среднедушевыми доходами и иных случаях, предусмотренных законодательством.

Основные виды расходов  по социальному обеспечению- пенсии и пособия.

Пенсия- это денежная выплата  гражданам в целях компенсации  заработка (дохода), утраченного в  связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение  которой определяется  по условиям и нормам, установленным законодательством  Российской Федерации.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению  относятся пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пособие- это денежная выплата  гражданам в случаях, предусмотренных  законодательством, одна из форм материального  обеспечения в старости, при болезни  и потере трудоспособности, а также  в некоторых других случаях.

Основные виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста

полутора  лет;

  • на погребение и т.д.

 

1.1.2. Принципы социального обеспечения.

 

Эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов  социального обеспечения, а система  социального обеспечения  основывается на следующих главных принципах.

  1. Солидарность. Принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.
  2. Всеобщность. Социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения.
  3. Адресность. Социальная помощь предоставляется только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, при этом:
    • помощь оказывается не категориям населения, а семьям и

гражданам;

    • проводится выявление и учет малоимущих слоев населения;
    • проводятся проверки обеспеченности населения.
  1. Общедоступность. Означает, что условия, которые дают право на получение социальных пособий и льгот, доступны каждому.
  1. Многообразие. Принцип закрепляет разные формы и виды социального обеспечения: государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, индивидуальные средства передвижения инвалидам, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д.

Именно от полной реализации этих принципов зависит эффективность  новой системы социального обеспечения.

 

 

 

1.1.3. Функции социального обеспечения.

 

Социальная  защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. В неё входит деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятных для человека условий жизнедеятельности, оказание помощи семье, охране здоровья граждан, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Функция права – это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения  как общественно полезной деятельности так же формируются исходя из целей социальной политики РФ.

Функции социального обеспечения – это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Существует 5 функций социального обеспечения: экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая.

  1. Экономическая функция – это положительное воздействие социального обеспечения на экономику, на интересы людей как участников процесса производства. Экономическая функция по структуре сложна и имеет подфункции. Например, с помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом – это действие различных органов государства, по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров.
  2. Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационные функции. Защитная – защита граждан от непредвиденных жизненных ситуаций, реабилитационная – восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных и приспособление их к труду и вовлечение к трудовой деятельности. Компенсационная – это возмещение утраченного заработка (дохода).
  3. Политическая функция – связь социального обеспечения и социальной политики направленной на предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня населения.
  4. Духовно-идеологическая функция – связь с духовно-идеологической сферой общества. Эффективное социальное обеспечение положительно воздействует на сознание людей, укрепляет их доверие к государству.
  5. Семейно-Бытовая функция – заключается в том, что при оказании социальной помощи лицам (семьям) при выплате им денежных пособий или натуральных выдач или оказанных услуг, растёт благосостояние народа и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.4. Социальная защита населения.

 

В соответствии с действующим  Федеральным законом « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002  № 116-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2005 № 3-ФЗ, от 03.06.2006 №70-ФЗ, от 03.06.2006 №77-ФЗ, от 24.09.2007 №223-ФЗ, от 01.11.2007 №244-ФЗ, от 01.12.2007 №312-ФЗ, от 30.04.2008 №55-ФЗ, от 22.07.2008 №146-ФЗ, от 22.07.2008 №156-ФЗ, от 22.12.2008 №269-ФЗ, от 30.12.2008 № 319-ФЗ, от 28.04.2009 №72-ФЗ, от 29.06.2009 №130-ФЗ, от 30.06.2009 №142-ФЗ, от 24.07.2009 №213-ФЗ, от 27.12.2009 №378-ФЗ, от 27.07.2010 №227-ФЗ) в России установлены следующие виды трудовых пенсий:

  1. Пенсия по старости. Назначается в связи с достижением  определенного возраста при наличии требуемого стажа  работы. При выполнении этих условий пенсия может быть  назначена как в период работы, так и после ее прекращения. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Ранее достижения установленного возраста трудовая пенсия по старости назначается следующим лицам:

  • Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев - для мужчин и 10 лет - для женщин и имеют страховой ста не менее 25 и 20 лет соответственно.
  • Женщинам по достижении 50 лет, родившим пятеро и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, а также одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет – женщинам по достижении возраста 50 лет, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 20 лет.
  • Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

  • базовой - это фиксированная часть трудовой пенсии, установленная в

твердой сумме, которая выплачивается за счет средств федерального

бюджета;

  • страховой – это дифференцированная часть трудовой пенсии, зависящая

от результатов труда конкретного человека, в томчисле и от суммы

страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, 

которые отражаются на его  индивидуальном лицевом счете;

  • накопительной – это часть трудовой пенсии, которая выплачивается в

пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в

специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе

индивидуального учета.

Размер страховой части (СЧ) трудовой пенсии по старости определяется по формуле

СЧ=ПК/Т+Б(4.1)

где   ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованого лица, учт енного по состоянию на день, с которого указаному лицу назначается страховая часть  трудовой пенси по старости;

Т- число месяцев ожидаемого пери ода выплаты трудовой пенси  по старости, применяемого для расчета  страховой части указанной пенси, составляющее 228 месяцев, или 19 лет.

 Б- фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Размер накопительной части (НЧ) трудовойпенсии по старости определяется по формуле

НЧ=ПН/Т                    (4.2)

где ПН- сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных по в специальной части его индивидуального  лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть пенсии по старости;

Т- число месяцев ожидаемого периодавыплаты пенсии.

Общий размер трудовой пенсии (П) по старости определяется по формуле

П=СЧ+НЧ            (4.3)

  1. Пенсия по инвалидности. Устанавливается в связи с нарушением здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящим к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной  трудоспособности или существенным затруднениям трудовой жизни. В зависимости от потери трудоспособности выделяются три степени инвалидности:

I степень устанавливается гражданам, частично утратившим способность к профессиональному труду;

II степень инвалидности устанавливается гражданам, которые полностью утратили способность к труду, но не нуждаются в постороннем уходе;

III степень инвалидности устанавливается гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины  инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения  инвалидом трудовой деятельности, а  также от того, наступила инвалидность в период работы, до поступления  на работу, или после прекращения  работы.

Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из базовой, страховой  и накопительной частей.

Информация о работе Социальное обеспечение