Содержание финансового планирования, его особенности и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Содержание работы

1.Содержание финансового планирования, его особенности и задачи. Финансовое планирование на предприятиях. Взаимосвязь прогнозирования и планирования финансовых ресурсов. Методы финансового планирования в современных условиях………………………………………………………….3
2.Финансы домашних хозяйств: сущность, функции, бюджет……………...11
3.Подберите цифровой материал, характеризующий динамику государственного долга (внутреннего и внешнего). Сделайте выводы и сформулируйте предложения по устранению негативных тенденций в динамике государственного долга……………………………………………16
Задача……………………………………………………………………………..26
Тесты……………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………………28

Файлы: 1 файл

Финансы В 10.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

 

Текущая ситуация в области государственных  заимствований характеризуется  проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и  внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов  активного управления долгом с целью  сокращения расходов на его обслуживание.

Кроме того, в августе 2012 г Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским клубом кредиторов на 23,7 млрд. долл., и таким образом, может считать себя свободной от долгов бывшего Союза. При этом растут российские рейтинги, что также является хорошим подспорьем при выходе на внешние рынки. В январе Международное рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз рейтинга России на «стабильный» с «негативного», подтвердив рейтинг на уровне «ВВВ». В декабре тоже самое сделало агентство Standard & Poor`s.

Все это  на руку России, ведь, как известно со слов главы российского финансового  ведомства Алексея Кудрина, в 2010 году, несмотря на то, что текущий  уровень цен на «черное золото»  способен снизить уровень бюджетного дефицита, РФ займет за рубежом 17 млрд. долларов, что повысит долг РФ до 10 % ВВП.

Россия  «будет находиться в уверенной зоне заимствований» ближайшие 5-7 лет», - уточнил министр. А высокие нефтяные цены – 70 долл. за баррель, лишь помогут договариваться с кредиторами, отмечают аналитики.

«Россия работает на имидж надежного заемщика, соглашается главный экономист  УК «Финансовый Менеджмент» Александр  Осин. - На начало 2012 года государственный долг России был, с точки зрения мировой практики, очень невысок: 35 млрд. долларов в валюте и 40 млрд. долл. в рублях, что в сумме составляет 7 % ВВП».

Тем не менее, погашение части внешнего государственного долга, вследствие его размера, очевидно, не решает проблемы общего внешнего долга  РФ, корпоративного и государственного, размер которого составляет порядка 500 млрд. долл. или 30 % от ВВП, отмечает он. Величина существенно превышает  аналогичные показатели стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), указывает  А.Осин. К примеру, для Индии и  Бразилии этот показатель составлял  по последним данным около 12 %.

 

Таблица 2 – Относительные индикаторы изменения государственного долга России

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Государственный долг (млрд.руб.),

в том числе:

4190,2

3944,8

3076,8

2435,3

2648,6

2717,9

- внутренний

682,0

778,5

875,4

1064,8

1301,2

1499,8

- внешний

3508,2

3166,3

2201,4

1370,5

1347,4

1218,1

Государственный долг (% к ВВП),

в том числе:

31,6

23,3

14,2

9,1

9,1

8,7

- внутренний

5,1

4,6

1,1

4,0

4,5

4,9

- внешний

26,5

18,7

10,1

5,1

4,6

3,8


 

При сохранении доминировавшей в 2005–2012 гг. тенденции сокращения внешних займов РФ рынок уже в ближайшие годы может начать переоценивать российские суверенные, корпоративные инвестиционные риски, что упростит процесс притока в российскую экономику инвестиций, прежде всего, прямых инвестиций.

«Для  России, с точки зрения перспективы  ближайших лет, существует необходимость  законодательного ограничения внешних  займов и нивелирования данных мер для экономики за счет роста государственных инвестиций, увеличения объема госгарантий, кредитных субсидий, - говорит А.Осин. - Существенно возрастает в данном случае и актуальность проблемы сокращения инфляционного давления в экономике России».

Проблемы сокращения внутреннего  государственного долга

Для того чтобы последствия роста внутреннего  долга для страны не стали слишком  тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом.

Это могут  быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение  специальных налогов или повышение  налоговых ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В целом  приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. Сложившиеся позитивные изменения на рынке государственных внутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платежного баланса позволили правительству РФ в 2008 г. планировать привлечение финансовых ресурсов на внутреннем рынке заимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этом погашение ранее размещенных государственных бумаг составит 122 млрд. руб. Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований в 2008 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентной ставки на внутреннем кредитном рынке.

 Положительным  фактом является то, что данные  заимствования носят среднесрочный  и долгосрочный характер от 3 до 15 лет.

 

Таблица 3 – Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга РФ, млрд. руб.

всего

в т.ч. государ. гарантии в валюте РФ

01.01.2004

557,42

1,02

01.01.2005

533,51

0,02

01.01.2006

679,91

8,62

01.01.2007

682,02

5,58

01.01.2008

778,47

12,93

01.01.2009

875,43

18,86

01.01.2010

1064,88

31,23

01.01.2011

1301,15

46,68

01.01.2012

1499,82

72,49

01.01.2013

2094,73

251,36


 

В целом  анализ показывает, что рынок государственного внутреннего долга фактически способен выполнять функции аккумулирования  источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и способа регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

По состоянию  на 01.12.2012 объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил 2579,1 млрд. руб.

Расширение  объемов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых  долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего  сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга  в общих расходах федерального бюджета  и объеме ВВП.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 11 месяцев 2012 г. увеличился на 24,76% до 454,913 млрд. руб. Об этом свидетельствует информация Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственный финансовых активов Министерства РФ.

Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации  является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем  экономического развития.

Динамика  изменения объема и структуры  государственного долга за последние  годы повлияла на объем ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию.

Снижение  объемов расходов федерального бюджета  в 2012 г. по обслуживанию государственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долга Российской Федерации за последние годы.

Законопроектом  предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые  в 2012 году составят 110,0 млрд. руб., или 3,2 млрд. долл. США, что на 8,7 млрд. руб. (0,2 млрд. долл. США) больше по сравнению с 2012 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2013 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. руб., или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2014 году - 209,0 млрд. руб. (5,7 млрд. долл. США), или больше соответственно на 50,0 млрд. руб., или на 31,4 %.

Рост  расходов в 2015 году по сравнению с 2012 годом составит 107,7 млрд. руб. (в 2,6 раза).

Рост  расходов на обслуживание внешнего долга  в 2013 - 2015 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Проблемы сокращения внешнего государственного долга

Абсолютная  величина государственного внешнего долга  Российской Федерации за последние  годы стала снижаться, и на сегодняшний  день основная проблема заключается  не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его  обслуживания (уплаты процентов и  сумм погашения, которые по оригинальному  графику платежей приходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.

Расходы по обслуживанию государственного долга  становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности  техногенных катастроф, запредельного  износа фондов и, в целом, обеспечения  перевода экономики на уровень развития высоких технологий. В сочетании  с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота  национальной экономики выведение  финансовых ресурсов из бюджетной системы резко снижает потенциал развития экономики - отсутствие средств на:

1) развитие  производств с нанотехнологиями;

2) разведку  новых месторождений; 

3) реконструкцию  и модернизацию предприятий авиатранспорта;

4) финансирование  сельскохозяйственной отрасли и  т.д.

До недавнего  времени рынки облигаций в  России показывали значительный рост по всем сегментам, что было связано  с улучшением кредитного качества национальных компаний, с увеличением количества инвесторов и с благоприятным  общим фонов на долговых рынках. Однако, мировой кризис, разразившийся  во втором полугодии 2007 года, внес серьезные  коррективы в данный сегмент экономики. Не помогли даже рекордно высокие  цены на нефть и активная поддержка  государства. Иностранные инвесторы  сбавили темпы покупки российского  долга и перестали активно  участвовать в новых размещениях, некоторые из них закрыли лимиты на уровень долга ниже суверенного. Для российских корпораций резко  снизилось количество возможностей по рефинансированию, это не замедлило  отразиться на рынке первых технических  дефолтов из-за невозможности рассчитаться по оферте или даже выплатить купоны. Подлили масла в огонь крупные  кредиты государственных заемщиков  со значительной премией к рынку. Это в совокупности с сокращением  количества рыночных выпусков привело  к существенной переоценке риска  на рынке и повышению стоимости  заимствований.

Но рынок  не закрылся окончательно, уже начиная  с февраля-марта 2008 года объемы первичных  размещений начали соответствовать  докризисным. Предполагалось, что несмотря на возросшую инфляцию, размещения будут сохранять свои объемы, либо возможно их незначительное уменьшение, а ставки привлечения будут выше, но не намного. При достаточной общей ликвидности на рынке мало кто прогнозировал кризисную ситуацию. Более того, некоторые аналитики считали, что сектор облигационных займов будет только укрепляться. Однако в возникших условиях нестабильности ставки привлечения средств значительно выросли. Ставки по высококачественным облигациям выросли на 1,5 процента. В связи с ухудшением общей ситуации на рынке заимствований складываются негативные условия, когда у предприятий появляются кассовые разрывы, эмитенты не способны выплачивать по офертам, возникают технические дефолты. Как следствие кредитные организации стали давать взаймы только надежным эмитентам, причем под более высокие ставки. Таким образом, в условиях кризиса произошел сдвиг в сторону высококачественных бумаг с государственным участием, с рейтингами от международных рейтинговых агентств. Однако в условиях кредитного кризиса появляются инвесторы-спекулянты и фонды, пытающиеся сыграть на скупке высокодоходных рискованных инструментов. Инвесторам не имеет смысла покупать бумаги с низкой доходностью, если доходность банковских депозитов будет выше.

Информация о работе Содержание финансового планирования, его особенности и задачи