Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:27, реферат
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.
Введение 1
Содержание финансовой политики 2
Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ 4
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы 8
Заключение 33
Список литературы 34
Прогноз доходов федерального
бюджета на 2013-2015 годы произведен
на основе сценарных условий
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы, представлены в таблице 1.1.
Прогноз доходов сформирован
с учетом предлагаемых к принятию
изменений в налоговое
Таблица 4.1
Изменение доходной базы федерального бюджета
в связи с предложениями по изменению законодательства
Российской Федерации
млрд. рублей
№ |
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изменение законодательства - всего |
-190,3 |
-186,4 |
-100,0 | |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,1 | |
в том числе: |
||||
1. |
индексация специфических ставок акцизов: |
0,3 |
0,3 |
92,3 |
1.1 |
на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук) |
58,4 | ||
1.2 |
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) |
16,1 | ||
1.3 |
на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный бензин в размерах 6 223-12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо – 5 244-7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. – 11 252 руб., с 1 января 2015 г. – 12 378 руб.) |
0,3 |
0,3 |
6,4 |
1.4 |
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья |
1,1 | ||
1.5 |
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации |
10,3 | ||
2. |
индексация ставок НДПИ на газ горючий природный: |
28,3 |
113,6 |
231,8 |
2.1 |
для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. – 717 руб., с 1 июля 2014 г. – 859 руб., с 1 января 2015 г. – 886 руб., с 1 июля 2015 г. – 1 062 руб.) |
21,8 |
86,0 |
174,5 |
2.2 |
для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. – 456 руб., с 1 июля 2014 г. – 726 руб., с 1 июля 2015 г. – 1 049 руб.) |
6,5 |
27,6 |
57,3 |
3. |
снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, c 2015 года с 9,15% до 5,94% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013-2015 гг.) |
-187,8 |
-256,8 |
-365,9 |
4. |
снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию |
-21,8 |
-33,5 |
-47,3 |
5. |
снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров |
-9,3 |
-10,0 |
-10,9 |
Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году – на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году – на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году – на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году – на 324,1 млрд. рублей.
Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33-35%), таможенным пошлинам (32-33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5-6%).
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы по основным источникам представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
отчет |
% к ВВП |
закон с учетом измене-ний |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
11 367,7 |
20,8 |
12 677,0 |
20,9 |
12 395,4 |
18,8 |
13 642,2 |
18,6 |
15 223,7 |
18,7 |
в том числе: |
||||||||||
Нефтегазовые доходы |
5 641,8 |
10,3 |
6 383,3 |
10,5 |
5 632,0 |
8,5 |
6 075,1 |
8,3 |
6 913,3 |
8,5 |
НДПИ на нефть |
1 845,8 |
3,4 |
2 114,0 |
3,5 |
1 808,6 |
2,7 |
1 949,3 |
2,7 |
2 091,0 |
2,6 |
НДПИ на газ горючий природный |
136,3 |
0,2 |
275,6 |
0,4 |
368,2 |
0,6 |
486,8 |
0,7 |
631,0 |
0,8 |
НДПИ на газовый конденсат |
6,4 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
12,0 |
0,0 |
13,2 |
0,0 |
13,3 |
0,0 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
2 332,4 |
4,3 |
2 395,6 |
4,0 |
2 000,0 |
3,0 |
2 148,4 |
2,9 |
2 309,0 |
2,8 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
384,4 |
0,7 |
500,1 |
0,8 |
527,8 |
0,8 |
541,0 |
0,7 |
629,9 |
0,8 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
936,5 |
1,7 |
1 086,8 |
1,8 |
915,4 |
1,4 |
936,4 |
1,3 |
1 239,1 |
1,5 |
Ненефтегазовые доходы |
5 725,9 |
10,5 |
6 293,7 |
10,4 |
6 763,4 |
10,3 |
7 567,1 |
10,3 |
8 310,4 |
10,2 |
Налог на прибыль |
342,6 |
0,6 |
377,8 |
0,6 |
411,5 |
0,6 |
438,2 |
0,6 |
487,4 |
0,6 |
Налог на добавленную стоимость |
3 250,4 |
6,0 |
3 629,4 |
6,0 |
4 128,6 |
6,3 |
4 696,6 |
6,4 |
5 280,9 |
6,5 |
Акцизы |
278,4 |
0,5 |
406,1 |
0,7 |
596,8 |
0,9 |
768,6 |
1,0 |
867,8 |
1,1 |
Ввозные таможенные пошлины |
692,9 |
1,3 |
765,5 |
1,3 |
657,3 |
1,0 |
690,9 |
0,9 |
679,9 |
0,8 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
1 161,6 |
2,1 |
1 114,9 |
1,8 |
969,2 |
1,5 |
972,8 |
1,4 |
994,4 |
1,2 |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации |
153,1 |
0,3 |
16,3 |
0,0 |
35,0 |
0,1 |
55,0 |
0,1 |
75,0 |
0,1 |
Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства |
154,1 |
0,3 |
127,9 |
0,2 |
127,0 |
0,2 |
128,3 |
0,2 |
132,0 |
0,2 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
79,4 |
0,1 |
151,2 |
0,2 |
150,4 |
0,2 |
149,8 |
0,2 |
125,9 |
0,2 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния |
70,8 |
00,1 |
96,3 |
0,2 |
61,2 |
0,1 |
68,5 |
0,1 |
75,5 |
0,1 |
Прочие доходы |
704,2 |
10,3 |
723,2 |
1,2 |
595,6 |
0,9 |
571,2 |
0,8 |
586,0 |
0,6 |
С 2013 года должны быть начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется следующими данными (таблица 5.1):
Таблица 5.1
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний |
% к преды-дущему году |
проект |
% к преды-дущему году |
проект |
% к преды-дущему году |
проект |
% к преды-дущему году | |
ВСЕГО |
12 745,1 |
116,7 |
13 387,3 |
105,0 |
14 101,9 |
105,3 |
15 316,0 |
108,6 |
Условно утвержденные |
388,9 |
1 206,6 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 745,1 |
116,7 |
13 387,3 |
105,0 |
13 713,0 |
102,4 |
14 109,4 |
102,9 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
871,1 |
112,0 |
859,0 |
98,6 |
849,8 |
98,9 |
862,6 |
101,5 |
Национальная оборона |
1 864,5 |
123,0 |
2 345,7 |
125,8 |
2 771,6 |
118,2 |
2 864,7 |
103,4 |
Национальная безопасность и Правоохранительная деятельность |
1 844,5 |
146,4 |
2 011,2 |
109,0 |
1 883,5 |
93,7 |
2 074,1 |
110,1 |
Национальная экономика |
1 754,1 |
98,0 |
1 702,8 |
97,1 |
1 682,0 |
98,8 |
1 630,3 |
96,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136,9 |
48,9 |
170,3 |
124,4 |
143,9 |
84,5 |
115,4 |
80,2 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
126,1 |
22,8 |
102,7 |
24,0 |
105,3 |
24,1 |
100,4 |
Образование |
614,8 |
111,1 |
597,4 |
97,2 |
544,3 |
91,1 |
573,0 |
105,3 |
Культура, кинематография |
90,9 |
108,5 |
88,6 |
97,5 |
87,5 |
98,8 |
90,8 |
103,8 |
Здравоохранение |
554,7 |
111,0 |
506,6 |
91,3 |
466,4 |
92,1 |
383,3 |
82,2 |
Социальная политика |
3 930,2 |
125,6 |
3 901,4 |
99,3 |
4 008,5 |
102,7 |
4 197,0 |
104,7 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
95,7 |
41,2 |
97,4 |
28,7 |
69,7 |
30,4 |
105,9 |
Средства массовой информации |
75,6 |
123,7 |
70,6 |
93,4 |
65,6 |
92,9 |
50,8 |
77,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
145,9 |
444,8 |
116,0 |
540,9 |
121,6 |
628,0 |
116,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
86,0 |
624,9 |
111,5 |
616,5 |
98,7 |
584,9 |
94,9 |
Наибольший вес в общем
объеме расходов федерального бюджета
имеют бюджетные ассигнования на
исполнение расходных обязательств
в сферах национальной безопасности
и обеспечения
Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему | |
ВСЕГО |
12 745,1 |
100,0 |
13387,3 |
100,0 |
14 101,9 |
15 316,0 |
||
Условно утвержденные |
388,9 |
1 206,6 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 745,1 |
100,0 |
13 387,3 |
100,0 |
13 713,0 |
100,0 |
14 109,4 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
871,1 |
6,8 |
859,0 |
6,4 |
849,8 |
6,2 |
862,6 |
6,1 |
Национальная оборона |
1 864,5 |
14,6 |
2 345,7 |
17,5 |
2 771,6 |
20,2 |
2 864,7 |
20,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 844,5 |
14,5 |
2 011,2 |
15,0 |
1 883,5 |
13,7 |
2 074,1 |
14,7 |
Национальная экономика |
1 754,1 |
13,8 |
1 702,8 |
12,7 |
1 682,0 |
12,3 |
1 630,3 |
11,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136,9 |
1,1 |
170,3 |
1,3 |
143,9 |
1,0 |
115,4 |
0,8 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
0,2 |
22,8 |
0,2 |
24,0 |
0,2 |
24,1 |
0,2 |
Образование |
614,8 |
4,8 |
597,4 |
4,5 |
544,3 |
4,0 |
573,0 |
4,1 |
Культура, кинематография |
90,9 |
0,7 |
88,6 |
0,7 |
87,5 |
0,6 |
90,8 |
0,6 |
Здравоохранение |
554,7 |
4,4 |
506,6 |
3,8 |
466,4 |
3,4 |
383,3 |
2,7 |
Социальная политика |
3 930,2 |
30,8 |
3 901,4 |
29,1 |
4 008,5 |
29,2 |
4 197,0 |
29,7 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
0,3 |
41,2 |
0,3 |
28,7 |
0,2 |
30,4 |
0,2 |
Средства массовой информации |
75,6 |
0,6 |
70,6 |
0,5 |
65,6 |
0,5 |
50,8 |
0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
3,0 |
444,8 |
3,3 |
540,9 |
3,9 |
628,0 |
4,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
4,4 |
624,9 |
4,7 |
616,5 |
4,5 |
584,9 |
4,1 |
Информация относительно факторов, влияющих на формирование объемов бюджетных ассигнований по основным приоритетным направлениям бюджетной политики изложена в соответствующих разделах настоящего документа.
По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 – 2015 годах:
– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
– обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда
– обеспечение обязательств
в сфере образования, здравоохранения,
культуры с учетом определения объема
гарантированных
– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики».
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей,4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по указанному направлению (таблица 5.3).
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере социальной политики
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Социальная политика, всего |
7 824,0 |
8 440,0 |
9 092,0 |
9 669,1 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % |
34,5 |
34,3 |
34,5 |
33,6 |
в том числе: |
||||
Расходы федерального бюджета |
3 930,2 |
3 901,4 |
4 008,5 |
4 197,0 |
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов |
2 908,5 |
3 467,5 |
3 934,8 |
4 249,7 |
в том числе: |
||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов |
2 509,0 |
2 996,4 |
3 422,1 |
3 682,7 |
Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов |
399,5 |
471,1 |
512,7 |
567,0 |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
985,3 |
1 071,1 |
1 148,7 |
1 222,4 |