Содержание и задачи финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:46, доклад

Описание работы

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации и целенаправленному распределению и использованию финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций. Политика выполняет функцию целеполагания и воплощения в жизнь рекомендаций теории, то есть предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Lektsia_FP.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Содержание  и задачи финансовой политики государства

 

Финансовая  политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации и целенаправленному распределению и использованию финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций. Политика выполняет функцию целеполагания и воплощения в жизнь рекомендаций теории, то есть предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.

Цель финансовой политики - создание финансовых условий для  социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального,  с точки зрения государства,  распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового  механизма и его развитие в соответствие с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание максимально эффективной системы управления финансами.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов: например, достижение социальной стабильности в обществе; оздоровление государственных финансов; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов и другие.

Содержание финансовой политики включает в себя:

1) выработку научно  обоснованных концепций развития  финансов;

2) определение основных  направлений использования финансовых  ресурсов  на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических  действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансовых ресурсов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач таких отношений.

Таким образом, финансовая политика государства, как искусство управления финансами, включает в себя стратегию и тактику.

Финансовая стратегия  определяет общее направление и  способ использования средств  для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ и ориентирована на длительный период развития.

Финансовая тактика  включает в себя конкретные методы достижения поставленной цели в конкретных условиях путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решения в конкретной ситуации.

Стратегия и тактика  взаимосвязаны: стратегия создает  благоприятные возможности для  решения тактических задач, а  тактика позволяет в более  сжатые сроки, с наименьшими затратами решать задачи намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства, так как в целом именно экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального равновесия и значимости государства в международном сообществе.

В тоже время финансовая политика является относительно самостоятельной сферой деятельности государства так как включает в себя следующие направления: бюджетную и ценовую политику. Бюджетная политика в свою очередь содержит: налоговую, таможенную политику, инвестиционную, социальную, а также политику государственных расходов и управления государственным долгом.

Роль финансовой политики достаточно велика, особенно в критические моменты жизни общества, т.к. происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов. Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамичное развитие общества возможно через взвешенную и обоснованную финансовую политику государства.

Практическое воплощение государственной финансовой политики реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

В условиях рыночной экономики финансовая политика должна базироваться на долгосрочных научных прогнозах и опираться на систему обоснованных финансовых регуляторов:

1) налоги, которые обеспечивают  изъятие и перераспределение  созданного ВВП и формирование централизованных фондов денежных ресурсов государства;

2) расходы, т.е. функция регулирования  используется государством в  процессе использования государственных  средств на различные цели;

3) условия формирования прибыли,  кредитов через учетную ставку, регулирования ценами, таможенными пошлинами, уровнем зарплаты и др. инструменты финансовой политики.

Совокупность финансовых регуляторов  наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики, а ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований к выработке финансовой политики:

1) научный подход к выработке  финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, а также постоянный учет выводов финансовой теории;

2) учет специфики конкретных  исторических условий каждого  этапа развития общества, особенностей  внутреннего положения, международной  обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

3) тщательное изучение предшествующего  опыта финансовой деятельности, новых тенденций и прогрессивных явлений, а также мирового опыта;

4) соблюдение комплексного подхода  при выработке и проведении финансовой политики, путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между ее основными составными частями (направлениями);

5) предвидение последствий проведения  финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений;

6) наличие обширной достоверной  информации о финансовом потенциале, об объективных возможностях государства и о состоянии дел в экономике, а также всестороннее использование современных достижений в научно-технической сфере;

7) учет интересов всех слоев  общества, а не группы лиц, находящихся у власти и преследующих порой собственные интересы, т.е. государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти и др.

Оценка результативности финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп, а также на достигнутых результатах вытекающих из поставленных целей и задач.

Для оценки финансовой политики любого правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристики перспективных и более близких задач с определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она  учитывает потребности общественного  развития, интересы всех слоев общества и конкретные исторические условия.

 

2.1.2. Типы государственной финансовой политики

 

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 3 основных типа1:

1. Классическая финансовая политика

До конца 20-х годов  XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей.

Основное ее направление - невмешательство государства в  экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая  финансовая политика

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в  условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению способом формирования доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система  управления финансами. Вместо единого  органа управления возникает несколько  самостоятельных специализированных органов.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах XX века в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная  с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность  финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

  Финансовый механизм  в этих условиях исходит из  необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

  Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Информация о работе Содержание и задачи финансовой политики государства