Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
- поддержке
инновационного и
Таким образом,
в 2012-2014 годах будут обеспечены условия
для устойчивого экономического
развития и сохранения макроэкономической
стабильности при безусловном исполнении
принятых расходных обязательств Российской
Федерации, реализации ключевых приоритетов
социально-экономического развития страны,
повышения эффективности
Основные параметры бюджетной системы и основные
характеристики федерального бюджета на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП.
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
закон |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
10 303,4 |
19,3 |
10 627,8 |
18,5 |
11 687,6 |
18,4 |
12 645,5 |
18,0 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
5 228,2 |
9,8 |
4 942,2 |
8,6 |
5 228,6 |
8,2 |
5 444,3 |
7,7 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
50,7 |
- |
46,5 |
- |
44,7 |
- |
43,1 |
- |
НДПИ |
1 862,4 |
3,5 |
1 804,4 |
3,1 |
1 962,4 |
3,1 |
2 076,9 |
2,9 |
Таможенные пошлины |
3 365,8 |
6,3 |
3 137,8 |
5,5 |
3 266,2 |
5,1 |
3 367,4 |
4,8 |
Ненефтегазовые доходы |
5 075,2 |
9,5 |
5 685,6 |
9,9 |
6 459,0 |
10,2 |
7 201,2 |
10,3 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
49,3 |
- |
53,5 |
- |
55,3 |
- |
56,9 |
- |
НДС |
2 988,9 |
5,6 |
3 447,6 |
6,0 |
3 901,6 |
6,2 |
4 445,1 |
6,3 |
Налог на прибыль организаций |
316,2 |
0,6 |
352,2 |
0,6 |
369,2 |
0,6 |
385,8 |
0,5 |
Акцизы |
272,7 |
0,5 |
396,2 |
0,7 |
567,3 |
0,9 |
718,1 |
1,0 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
15,9 |
0,0 |
19,6 |
0,0 |
26,7 |
0,0 |
31,2 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
716,0 |
1,3 |
752,5 |
1,3 |
836,0 |
1,3 |
942,2 |
1,3 |
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
(закон) |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | |
ВСЕГО |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 431,9 |
110,1 |
14 293,9 |
106,4 |
Условно утвержденные |
335,8 |
714,7 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 096,1 |
107,4 |
13 579,2 |
103,7 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
870,6 |
123,9 |
794,6 |
91,3 |
802,0 |
100,9 |
784,6 |
97,8 |
Национальная оборона |
1 532,8 |
119,9 |
1 847,4 |
120,5 |
2 334,3 |
126,4 |
2 750,8 |
117,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 229,9 |
110,9 |
1 687,2 |
137,2 |
1 903,3 |
112,8 |
1 994,6 |
104,8 |
Национальная экономика |
1 834,4 |
118,7 |
1 762,2 |
96,1 |
1 681,4 |
95,4 |
1 653,9 |
98,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
232,5 |
90,4 |
99,7 |
42,9 |
86,3 |
86,6 |
62,2 |
72,1 |
Охрана окружающей среды |
17,5 |
126,5 |
19,6 |
111,7 |
19,9 |
101,7 |
21,4 |
107,1 |
Образование |
552,4 |
120,7 |
559,9 |
101,4 |
521,5 |
93,2 |
467,6 |
89,7 |
Культура, кинематография |
87,6 |
118,0 |
80,9 |
92,4 |
78,5 |
96,9 |
76,4 |
97,4 |
Здравоохранение |
466,8 |
107,0 |
498,8 |
106,9 |
454,0 |
91,0 |
445,0 |
98,0 |
Социальная политика |
3 153,2 |
93,9 |
3 796,9 |
120,4 |
4 102,3 |
108,0 |
4 134,2 |
100,8 |
Физическая культура и спорт |
42,4 |
125,8 |
38,7 |
91,3 |
30,7 |
79,3 |
24,4 |
79,5 |
Средства массовой информации |
61,4 |
111,4 |
62,6 |
102,0 |
56,4 |
90,1 |
50,3 |
89,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
179,8 |
438,9 |
125,1 |
538,0 |
122,6 |
640,5 |
119,0 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
590,2 |
98,6 |
510,8 |
86,5 |
487,3 |
95,4 |
473,6 |
97,2 |
В 2012-2014 годах увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.9
2.2 Налоговая политика России на современном этапе
Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:
Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.10
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой
налоговой политики является необходимость
поддержания сбалансированности бюджетной
системы. Налоговая политика ближайших
лет будет проводиться в
Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования финансовой политики России
Министерство финансов Российской Федерации провело в г. Самаре 1 – 4 июня 2011г. семинар – совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему « Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2012 – 2014 годах».
В работе семинара-совещания приняли участие заместитель министра финансов РФ А.Г. Силуанов (на сегодня министр финансов РФ), председатель Комитета по бюджету Совета Федерации РФ Е.Ф. Бушмин, член комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Н.С.Максимова и др.
По мнению А.Г. Силуанова, в ходе исполнения бюджетов возникает много вопросов, которые нуждаются в обсуждении. На федеральном уровне проблем больше, чем на региональном уровне, поскольку были приняты серьезные социальные, военные обязательства (в части увеличения денежного довольствия и т.д.). Поэтому всё это надо будет укладывать в макроэкономические параметры, от которых зависят и инфляция, и курс, то есть в те макроэкономические параметры, которые определяют финансово-экономическую среду, в которой мы живём.
Ситуация с бюджетными расходами в 2012 – 2014 гг. будет весьма жесткой. Размер бюджетного трансферта, скорее всего, не удастся сохранить, может быть, даже какие-то отдельные субсидии придется сократить.
Что касается исполнения текущих бюджетов, то в этом году доходы поступают неплохо, но и расходные обязательства возникают дополнительно (вторая индексация, модернизация образования, дополнительные требования по участию в разных федеральных целевых программах). Кроме того, в следующем (т.е. в 2012 году) наступают первые крупные платежи по погашению бюджетных кредитов – примерно 20-25 % общего объема долга. Это – новые трудности в обеспечении сбалансированности бюджетов.
Член Комитета Государственной
Думы РФ по бюджету и налогам Н.С.
Таковыми были основные вопросы (касающиеся бюджетной политики), которые обсуждались на совещании.
Подводя итог, необходимо отметить,
что финансовая политика России становится
более предсказуемой и
Информация о работе Содержание, задачи и типы финансовой политики государства