Содержание, задачи и типы финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

главная мадина курсовая.docx

— 81.42 Кб (Скачать файл)

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения  реформы денежного довольствия  военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов;

- обеспечения  с 2012 года полиции за счет  средств федерального бюджета;

- поддержке  инновационного и инвестиционного  развития.

Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия  для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов  социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных  расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач  бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.8

 

Основные параметры бюджетной  системы и основные

характеристики федерального бюджета на 2012 год

и на плановый период 2013 и 2014 годов

 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП.

Прогноз доходов федерального бюджета

млрд. рублей

 

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

закон

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

10 303,4

19,3

10 627,8

18,5

11 687,6

18,4

12 645,5

18,0

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

5 228,2

9,8

4 942,2

8,6

5 228,6

8,2

5 444,3

7,7

Доля нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, %

50,7

-

46,5

-

44,7

-

43,1

-

НДПИ 

1 862,4

3,5

1 804,4

3,1

1 962,4

3,1

2 076,9

2,9

Таможенные пошлины

3 365,8

6,3

3 137,8

5,5

3 266,2

5,1

3 367,4

4,8

Ненефтегазовые доходы

5 075,2

9,5

5 685,6

9,9

6 459,0

10,2

7 201,2

10,3

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

49,3

-

53,5

-

55,3

-

56,9

-

НДС

2 988,9

5,6

3 447,6

6,0

3 901,6

6,2

4 445,1

6,3

Налог на прибыль организаций

316,2

0,6

352,2

0,6

369,2

0,6

385,8

0,5

Акцизы

272,7

0,5

396,2

0,7

567,3

0,9

718,1

1,0

НДПИ 

(без нефтегазовых доходов)

15,9

0,0

19,6

0,0

26,7

0,0

31,2

0,0

Таможенные пошлины 

(без нефтегазовых доходов)

716,0

1,3

752,5

1,3

836,0

1,3

942,2

1,3


 

 

 

Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов

млрд. рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

(закон)

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 022,5

108,9

12 198,3

110,7

13 431,9

110,1

14 293,9

106,4

Условно утвержденные

       

335,8

 

714,7

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 022,5

108,9

12 198,3

110,7

13 096,1

107,4

13 579,2

103,7

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы 

870,6

123,9

794,6

91,3

802,0

100,9

784,6

97,8

Национальная оборона

1 532,8

119,9

1 847,4

120,5

2 334,3

126,4

2 750,8

117,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 229,9

110,9

1 687,2

137,2

1 903,3

112,8

1 994,6

104,8

Национальная экономика 

1 834,4

118,7

1 762,2

96,1

1 681,4

95,4

1 653,9

98,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

232,5

90,4

99,7

42,9

86,3

86,6

62,2

72,1

Охрана окружающей среды

17,5

126,5

19,6

111,7

19,9

101,7

21,4

107,1

Образование

552,4

120,7

559,9

101,4

521,5

93,2

467,6

89,7

Культура, кинематография

87,6

118,0

80,9

92,4

78,5

96,9

76,4

97,4

Здравоохранение

466,8

107,0

498,8

106,9

454,0

91,0

445,0

98,0

Социальная политика

3 153,2

93,9

3 796,9

120,4

4 102,3

108,0

4 134,2

100,8

Физическая культура и спорт

42,4

125,8

38,7

91,3

30,7

79,3

24,4

79,5

Средства массовой информации

61,4

111,4

62,6

102,0

56,4

90,1

50,3

89,1

Обслуживание государственного и  муниципального долга

350,7

179,8

438,9

125,1

538,0

122,6

640,5

119,0

Межбюджетные трансферты общего характера

590,2

98,6

510,8

86,5

487,3

95,4

473,6

97,2


 

В 2012-2014 годах  увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.9

 

 

2.2 Налоговая политика России  на современном этапе

 

Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика.  Здесь нужно отметить следующее:

  • без налогов государство не может существовать;

 

  • суммарные налоговые изъятия имеют  твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается;
  • в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;

 

  • налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;

 

  • суммарная величина налогов имеет  устойчивую тенденцию к росту  только при такой экономической  системе, когда государство гарантирует  стабильность законов и правил. Как  только оно нарушает свои обязательства  гаранта  стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику  или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;

 

  • налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение много ступенчатых налогов  приводит к повышению расходов по их сбору, к росту недоимок и штрафов, т.е. увеличению налогового бремени;

 

  • косвенные налоги наиболее удобны с  позиции формирования доходов бюджета, однако их бремя падает на конечного  потребителя товаров и услуг. Этот парадокс заключается в том, что при разных уровнях доходов  граждан уровень их потребления  относительно одинаков. Использование  косвенных доходов приводит к  тому, что у основной части населения  изымаются накопления, тем самым разрушается база кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши,  иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаев;
  • основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.10

          Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и  долгосрочной перспективе. Основными  целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной  деятельности, в том числе и  путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а  также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Налоговая политика ближайших  лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти, предусмотренное  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов  бюджетной системы, не обусловленных  напрямую мировыми ценами на нефть. В  то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.11

 

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования  финансовой политики России

 

Министерство финансов Российской Федерации провело в г. Самаре 1 – 4 июня 2011г. семинар – совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему « Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2012 – 2014 годах».

В работе  семинара-совещания  приняли участие заместитель  министра финансов  РФ А.Г. Силуанов (на сегодня министр финансов РФ), председатель Комитета по бюджету Совета Федерации РФ  Е.Ф. Бушмин, член комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Н.С.Максимова и др.

По мнению А.Г. Силуанова, в ходе исполнения бюджетов возникает много вопросов, которые нуждаются в обсуждении. На федеральном уровне проблем больше, чем на региональном уровне, поскольку были приняты серьезные социальные, военные обязательства (в части увеличения денежного довольствия и т.д.). Поэтому всё это надо будет укладывать в макроэкономические параметры, от которых зависят и инфляция, и курс, то есть в те макроэкономические параметры, которые определяют финансово-экономическую среду, в которой мы живём.

Ситуация с бюджетными расходами в 2012 – 2014 гг. будет весьма жесткой. Размер бюджетного трансферта, скорее  всего, не удастся сохранить, может быть, даже какие-то отдельные  субсидии придется сократить.

Что касается исполнения текущих  бюджетов, то в этом году доходы поступают  неплохо, но и расходные обязательства  возникают дополнительно (вторая индексация, модернизация образования, дополнительные требования по участию в разных федеральных  целевых программах). Кроме того, в следующем (т.е. в 2012 году) наступают  первые крупные платежи  по погашению бюджетных кредитов – примерно  20-25 % общего объема долга. Это – новые трудности в обеспечении сбалансированности бюджетов.

Член Комитета Государственной  Думы РФ по бюджету и налогам Н.С.Максимова  выразила надежду на то, что в 2012 году потрясений в налогово-бюджетной  политике не будет в отличие от межбюджетных отношений, которые будут  претерпевать существенные изменения. Сегодня важно четко установить, какой объём полномочий из регионов уходит, какой объём полномочий будет  передаваться, тем более что будут  сложности и с заработной платой. Поэтому желательно, чтобы все  необходимые процедуры были проведены, цифры – выявлены, источники финансирования определены, все вопросы – решены.12

Таковыми были основные вопросы (касающиеся бюджетной политики), которые  обсуждались на совещании.

Подводя итог, необходимо отметить, что финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.

Информация о работе Содержание, задачи и типы финансовой политики государства