Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы, ее значение для теории, состоит в исследовании эффективных механизмов управления ликвидностью коммерческого банка через операции рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Определение понятия и роли рефинансирования коммерческих банков в денежно кредитной политике Банка России;
2. Характеристика инструментов рефинансирования коммерческих банков;
3. Выявление проблем рефинансирования коммерческих банков;
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Рефинансирование коммерческих банков и его значение..............5
1.1 Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России............................................................5
1.2 Инструменты рефинансирования………………...….............................10
Глава 2. Состояние рефинансирования коммерческих банков в России..15
2.1 Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком России.........................................................................................................................15
2.2 Проблемы и перспективы развития рефинансирования……………....17
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………
Одним из ключевых вопросов развития национальной банковской системы является судьба региональных банков, в первую очередь малых и средних. Общим признаком национальных и региональных банков, является отсутствие доступа к механизмам рефинансирования, ограничивающее возможности развития активов. Сектор средних и малых банков включает в себя как минимум 850 банков по всей России. Значит развитие возможно только в комплексе с проблемой создания национальной системы рефинансирования.
Базовым источником ресурсов для сектора малых и средних банков выступают вклады населения. И эти банки — единственный в нашей стране институт, гарантирующий гражданам не только сохранность их сбережений (в пределах страховой суммы), но и реальный доход выше уровня инфляции, позволяющий реально накапливать денежные средства. Но деньги населения дороги, и это ограничивает их дальнейшее размещение, во всяком случае, предложить такие условия кредитования крупным компаниям, как ведущие банки, они не могут.
Банк России проводит работу по повышению привлекательности инструментов рефинансирования Банка России.
Конечная цель развития системы рефинансирования - создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов".
Первый этап создания единого механизма рефинансирования: унификация инструментов рефинансирования (кредитования) под обеспечение рыночных и нерыночных активов (предоставление внутри дневных кредитов и кредитов овернайт под обеспечение ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (Положение № 236-П) и векселей и прав требования по кредитным договорам организаций (Положение Банка России №312-П) (Приложение Ж).
Второй этап создания единого механизма рефинансирования: формирование "единого пула обеспечения", включающего как рыночные активы (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России), так и нерыночные активы (векселя, права требования по кредитным договорам организаций, а также, возможно, иное имущество) (Приложение Ж).
Таким образом, рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
В условиях экономического кризиса выделился ряд ключевых вопросов, от решения которых в значительной мере зависит будущее банковского сектора России. Это – процентные ставки, ликвидность, доверие к банковской системе, плохие кредитные портфели, рост неплатежей по кредитам.
В отличие от развитых стран ставка рефинансирования в России носит индикативный характер и влияет преимущественно на фискальные процессы (сбор пеней, налоговые сборы с доходов по кредитам). Она не способствует увеличению объемов кредитования: при первых проявлениях кризиса зарубежные страны начали снижать учетную ставку, Банк России постепенно повышал ее, в апреле 2009 года ставка достигла 12,5%, и лишь затем начала снижаться. Данная мера была принята для «таргетирования» инфляции и сдерживания оттока капитала из страны. Стремясь снизить инфляцию, Центральный банк предоставлял кредиты банкам под высокие процентные ставки. Коммерческие банки добавляли проценты за возросшие риски невозврата, маржу, и заемщику предоставлялись средства под 25-30%. Такая рентабельность характерна для единичного числа отраслей, поэтому реальный сектор экономики испытывал недостаток ликвидности.
В то же время сами банки не спешили направлять денежные средства на кредитования реального сектора экономики. В результате политики «плавной девальвации» рубля вложения в валюту некоторое время в условиях кризиса были выгодны, поэтому все свободные деньги, включая средства господдержки, банки переводили в валютные активы. В то же время Банк России с одной стороны давал деньги господдержки, кредитуя банки, а с другой стороны забирал их, продавая валюту из резервов.
Несмотря на то, что банки в большинстве своем использовали государственные кредиты не на кредитование экономики, а на спекулятивные операции по получению прибыли, для стабилизации банковского сектора необходимо повышать капитализацию банков. Для этого следует, хотя бы частично, освободить от налога на прибыль ту прибыль, которая идет на увеличение капитала банка, а не на дивиденды.
В настоящее время существует государственная поддержка в виде беззалоговых аукционов, однако она неэффективна из-за выбранных Банком России параметров кредитования. Критерий - наличие рейтинга международных рейтинговых агентств. Средние банки, особенно региональные, не имеют таких рейтингов и не потому, что не могут их получить, а потому, что это требует немалых затрат. Из более чем 1200 российских банков под этот критерий кредитования попало около 120, то есть 10%. К тому же данные аукционы не гарантируют то, что деньги дойдут до реального сектора экономики.
Для увеличения объема операций рефинансирования следует расширить Ломбардный список Банка России и включить в него корпоративные облигации и векселей крупных компаний с высокими рейтингами международных рейтинговых агентств, бумаг региональных органов власти. Это будет способствовать более равномерному наращиванию ликвидности, ее притоку в неэкспортные отрасли и в регионы-эмитенты, территориальному и межотраслевому перетоку капитала.
Для повышения доверия населения к банковской системе уже приняты гарантии по депозитным вкладам в размере 1400 тысяч рублей, однако можно было бы застраховать всю сумму вкладов, как это делается в других странах.
Сложнее ситуация сложилась с доверием банков к клиентам - юридическим лицам. Их финансовое положение ухудшилось, риск невозвратов возрос, банки закладывают это в свои процентные ставки. Высокие проценты, в свою очередь, повышают риски невозврата, - получается замкнутый круг. Именно поэтому необходима целенаправленная государственная политика, которая помогла бы решить данные проблемы.
В частности в целях преодоления сегментированности рынка межбанковского кредитования и снижения рисков потери ликвидности кредитными организациями можно применить ряд мер:
В дополнение к мерам по рефинансированию можно применить следующий ряд мер:
В решении проблемы недостаточной защищенности российских банков перед рисками ликвидности, кроме мер по увеличению объемов рефинансирования Банком России, необходимо участие государственных институтов развития, в отношении которых нужно осуществить следующие действия:
Таким образом на основе данных мер можно усовершенствовать систему рефинансирования Банка России, чтобы она в условиях кризиса способствовала стабилизации не только банковского сектора, но и экономики в целом. Целью Банка России является создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в "единый пул обеспечения".
Заключение
В конечном итоге, анализируя современное состояние рефинансирования банков Центральным банком РФ можно выявить следующие тенденции.
В рефинансировании банков в России используются в основном рыночные элементы, такие как ломбардное кредитование, кредитные аукционы, плавающая процентная ставка Центрального банка РФ. Административные элементы применяются в условиях кризиса как временные меры (прямые целевые кредиты, необеспеченные кредиты, контроль за направлением использования кредита).
В условиях роста спроса банков на ликвид- ные средства становятся популярными альтернативные рефинансированию Банка России инструменты, такие как операции РЕПО, “валютный своп”. Данные инструменты позволяют банкам оперативно управлять портфелями своих активов.
В качестве важнейшего направления развития рефинансирования коммерческих банков Центральным банком РФ можно считать формирование единого пула обеспечения кредитов рефинансирования.
Предполагается, что это позволит сформировать совокупный пул обеспечения, состоящий из рыночных активов (ценные бумаги из ломбардного списка), а также нерыночных (векселя, права требования по кредитным договорам), под которые банк сможет получить несколько кредитов. Причем “привязка” конкретного вида кредита рефинансирования к конкретному обеспечению осуществляться не будет, как в настоящее время, согласно действующему порядку кредитования Банка России.
В сформированном едином пуле обеспечения банки получают возможность заменять конкретные виды активов, а Центральный банк РФ, в свою очередь, контролирует только соотношение между стоимостью данного залогового пула и общей задолженностью по всем кредитам рефинансирования, предоставленным под единый пул.
Таким образом, процедура кредитования банков Центральным банком РФ будет иметь более унифицированный характер, что полностью соответствует международной практике.
Список использованной литературы
Информация о работе Состояние рефинансирования коммерческих банков в России