Совершенствование финансовой политики государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для развития российской финансовой системы полезно использование широкого опыта других государств.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Содержание, и основные цели финансовой политики государства

Глава 2. Совершенствование финансовой политики государства на современном этапе

2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики

2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Файлы: 1 файл

моя курсовая совершенствование финансовой политики на современном этапе.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)
 
Самарская академия государственного и муниципального управления 

Администрация городского округа Самара 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономический факультет 

Кафедра «Финансы и кредит» 

Курсовая  работа  

по финансовой политике  
 

на тему: «Совершенствование финансовой политики государства на  

современном этапе» 
 
 
 

                                    Выполнила :                         

                    Студентка заочной              

                      формы обучения                 

                      571-З группы                        

                      Гущина Е. С.                          

                    Рецензент:

                                                                                           Доц. Паух Я. В. 

                                    Оценка:                                

                      Дата:                                    

                                    Подпись:                                

Самара 2011 год  

Оглавление 

  • Введение
 
  • Глава 1. Содержание, и основные цели финансовой политики государства
 
  • Глава 2. Совершенствование финансовой политики государства на современном этапе
 
  • 2.1 Текущее положение  России и перспективы в области финансовой политики
 
  • 2.2 Основные задачи  и направления  современной налоговой  политики
 
  • Заключение
 
  • Список  используемых источников
 
  • Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

      Прошедшие года показали всю сложность развития экономических событий, не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Следует выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных направлений развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

      Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для развития российской финансовой системы полезно использование широкого опыта других государств.

     Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений.

   Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

     Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание и основные цели финансовой политики государства 

  Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

     разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

          создание адекватного финансового механизма;

          управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

         Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

     В процессе проведения финансовой политики особенно важно требования обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

        Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

      Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

         Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства.     Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов и увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

     Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов.

         Балансирование доходов и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных затрат.

       Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

     К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

    В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

       Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии: фискальные требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а регулирующие очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается сбалансирование бюджета и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие дефицитов за счет накопленных в другие годы профицитов.

Важной  составной частью финансовой политики является установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

    Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

       Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

   В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

      Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Совершенствование финансовой политики России на современном этапе 

  1. Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики

 
   В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта, в основном, достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Проведение такой политики потребовала, в первую очередь, основополагающих теоретических разработок, анализа и учёта действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако, к началу проведения реформ такие разработки по финансово бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы стали проводиться методом проб и ошибок..                   
   В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.                   
1) Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.              2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты получили большую самостоятельность, в первую очередь, в сфере расходования средств. Территориальные органы стали сами определять направления использования бюджетных средств. 
3) Были внесены изменения в формирование территориального бюджета. В вышестоящих бюджетах были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения по территории. 
4) Бюджетный дефицит всё в большей мере стал покрываться не за счёт ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг. 
5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйств.                            
6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.                             
7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды.                 8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная).
 
 
 
 

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: 

  • бюджетной политики;
  • денежно-кредитной политики;
  • ценовой политики;
  • инвестиционной политики.
  • таможенной политики;
  • социальной политики;
  • налоговой политики;

      Рассмотрим каждую из них более подробно, чтобы ознакомиться поближе с особенностями финансовой политики Росси по настоящее время.

           

  1. Бюджетная политика РФ сводится к:
  • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными           органами власти и органами власти субъектов РФ;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

   Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

   Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

           В этих целях необходимо решение следующих основных задач.

           Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

         Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

    Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

     Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

     Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

       Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

        Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

        Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

           Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

          Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

         Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования.

         Шестое. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

  Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

      Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

    Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

     Необходимо определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

       Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

  Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

   Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

  Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

        Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

   Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

   По итогам января-мая 2010 года наблюдались разнонаправленные тенденции по среднероссийским значениям анализируемых показателей. Так, отмечен рост промышленного производства, потребления электроэнергии, прибыли прибыльных предприятий, оборота розничной торговли и объема платных услуг, а также объемов инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям). Объемы строительных работ и сельскохозяйственного производства практически не изменились. По отношению к предыдущему месяцу сократился объем просроченной задолженности по заработной плате и снизился уровень безработицы.

  Вместе с тем отмечались и негативные тенденции социально-экономического положения, в частности, продолжается снижение реальных денежных доходов населения и объемов жилищного строительства, а также не изменилось по отношению к предыдущему месяцу отношение среднемесячной номинальной заработной платы к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

  По итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-мае 2011 года наблюдается рост общего объема доходов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. При этом темп роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превышает темп роста расходов (на 7,8 п.п.), что свидетельствует о сбалансированности расходной и доходной частей бюджета. По данным на 1 июня 2011 года только 1 субъект Российской Федерации из 83 исполнил бюджет с дефицитом. Рост расходов в целом по Российской Федерации обусловлен увеличением текущих расходов, в частности, расходов на оплату труда с начислениями (доля в текущих расходах – 35,5%). По состоянию на 1 июня 2011 года общий объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации по отношению к началу года вырос незначительно (на 0,8%).

    Объём внешнего государственного долга составляет 40,5 млрд долл., причём большая часть приходится на задолженность по еврооблигационным займам – 27,7 млрд долл.). Также у Российской Федерации имеют внутренние долговые обязательства, примерно треть которых должна быть выплачена в период 2009-2011 гг.

       Для решения этой проблемы Министерство финансов РФ предлагает:

  • не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов;
  • формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;
  • ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;

не увеличивать  объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

   По итогам января-мая 2011 года наблюдались разнонаправленные тенденции по среднероссийским значениям анализируемых показателей. Так, отмечен рост промышленного производства, потребления электроэнергии, прибыли прибыльных предприятий, оборота розничной торговли и объема платных услуг, а также объемов инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям). Объемы строительных работ и сельскохозяйственного производства практически не изменились. По отношению к предыдущему месяцу сократился объем просроченной задолженности по заработной плате и снизился уровень безработицы.

  Вместе с тем отмечались и негативные тенденции социально-экономического положения, в частности, продолжается снижение реальных денежных доходов населения и объемов жилищного строительства, а также не изменилось по отношению к предыдущему месяцу отношение среднемесячной номинальной заработной платы к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

   По итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-мае 2011 года наблюдается рост общего объема доходов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. При этом темп роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превышает темп роста расходов (на 7,8 п.п.), что свидетельствует о сбалансированности расходной и доходной частей бюджета. По данным на 1 июня 2011 года только 1 субъект Российской Федерации из 83 исполнил бюджет с дефицитом. Рост расходов в целом по Российской Федерации обусловлен увеличением текущих расходов, в частности, расходов на оплату труда с начислениями (доля в текущих расходах – 35,5%). По состоянию на 1 июня 2011 года общий объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации по отношению к началу года вырос незначительно (на 0,8%).

     Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2012–2013 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

  • превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
  • дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
  • обеспечение исполнения расходных обязательств;
  • проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
  • переход на современные принципы осуществления государственных           капитальных вложений;
  • применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
  • повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
  • решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации.

   Долгосрочный прогноз доходов бюджетной системы Российской    Федерации характеризуется следующими особенностями:

  • снижением доли доходов в процентах к ВВП от уровня 39,8% ВВП в 2010 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году, в первую очередь, за счет снижения поступлений нефтегазовых доходов. К 2020 году нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся ниже величины нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, зафиксированной в Бюджетном кодексе Российской Федерации;
  • увеличением доли нефтегазовых поступлений с 78% доходов бюджетной системы в 2010 году до 88-90% в 2020 году;
  • снижением доли налогов и сборов на импорт в процентах ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП, изменением структуры импорта, изменением тарифной политики в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО;
  • увеличением относительно ВВП и общего объема бюджетных доходов доли поступлений НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налогов и сборов на социальные нужды за счет доходов от секторов экономики с высокой добавленной стоимостью;
  • изменением соотношения доходов в сторону консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

      При формировании доходной части долгосрочного прогноза учитывалось последовательное повышение уровня собираемости доходов за счет реализации комплексных мер по улучшению налогового и таможенного администрирования, созданию экономических стимулов для налогоплательщиков, направленных на системное решение проблемы собираемости налогов и сборов, борьбу с «теневым» сектором экономики. Указанные меры относятся к решению проблемы повышения до уровня развитых стран собираемости НДС, таможенных платежей, поимущественных налогов, налогов на доходы физических лиц, доходов при применении специальных налоговых режимов.

       Необходимость выхода российской экономики на инновационный путь развития предполагает увеличение расходов на образование, здравоохранение, научные исследования, рост инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, не должны существенно снижаться в процентах к ВВП расходы на оборону и национальную безопасность.

          Рост расходов будет связан с реализацией следующих направлений:

  • формирование и внедрение стандартов оказания медицинских услуг;
  • введение отраслевых систем оплаты труда, введение системы           эффективных контрактов для наиболее подготовленных специалистов;
  • развитие системы центров оказания высокотехнологичной помощи;
  • развитие систем подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;
  • улучшение обеспечения клиник лекарственными препаратами, информационного обеспечения работы специалистов.

       В качестве основных направлений развития образования, по которым необходимо увеличить финансирование, следует выделить:

  • переход на отраслевые схемы отплаты труда и введение системы эффективных контрактов;
  • модернизация системы подготовки, переподготовки и повышениеквалификации работников образования;
  • развитие сети инновационных и федеральных университетов;
  • государственная поддержка научных исследований в вузах;
  • переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений;
  • перестройка системы непрерывного образования и участия организаций в образовательных процессах.

       Рост расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:

  • доля расходов на содержание государственных учреждений будет снижаться, в первую очередь, вследствие проводимых мероприятий административной реформы, направленных на создание оптимальной системы государственного управления, а также замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению. При этом заработная плата работников бюджетной сферы и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц в реальном выражении будет увеличиваться;
  • расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности в процентах ВВП будут снижаться умеренными темпами. Учитывая, что к началу второго десятилетия содержание военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции. Одновременно предполагается сохранение тенденции к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации.

   Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру. 

            2. Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

           Основные направления денежно-кредитной политики включают:

концептуальные  принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики;

краткую характеристику состояния экономики  РФ;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием  цен на нефть и другие товары российского  экспорта;

основные  показатели денежной программы на предстоящий  финансовый год;

план  мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п.

     Количественные ориентиры денежно-кредитной политики Банк России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов.

    В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляция на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 ГОДУ, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1 в 2011 году.

     Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

   В 2011 и 2012 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16-25% в 2011 году и 14-22% в 2012 году.

Ценовая политика государства сводится к  регулированию цен и тарифов  на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет  недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.

    Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2011 году и в период 2012 и 2013 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

       Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

     Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

   Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России.

        В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

       Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

       Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

          3. Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

     Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

   Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

       Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

   Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

       Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

  Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

  В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

    В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве. 

  4. Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

   Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

согласованию  между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;

разработке  механизмов компенсации доходов  наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

упорядочению  системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной  помощи на малообеспеченные слои населения;

регулированию вынужденной миграции и т.п. 

  5. Инвестиционная политика - важнейший компонент финансовой политики. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.     Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. 

           6. Основные задачи и направления современной налоговой политики.

           Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

    Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

        Основные задачи современной налоговой политики РФ:

  • дальнейшее совершенствование отечественного налогового                законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей;
  • оптимизация налоговых льгот и преференций;
  • более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
  • рационализация налогового администрирования;
  • реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

           Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

     Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2011 - 2013 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2011 год и на период до 2013 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Помимо решения задач в области бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

   Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

   В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2011 - 2013 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

    С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

        1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

  2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

   Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

        Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

   Подводя итоги, можно сделать выводы, что в качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Основные задачи бюджетной политики - обеспечить исполнение социальных обязательств, ограничить размер бюджетного дефицита, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов и т.п. Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении. Ценовая - сводится к регулированию цен на монопольные товары. Таможенная политика имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Социальная - связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, охватывает пенсионную, миграционную и финансовую помощь. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

     Налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Основными задачами современной налоговой политики являются совершенствование налогового законодательства, оптимизация налоговых льгот, рационализация налогового администрирования и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В данной курсовой работе было рассмотрено совершенствование финансовой политики государства на современном этапе.

           На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.                     Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий, таких как разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства.                    

      Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. В данной работе были рассмотрены целевые направления финансовой политики, виды финансового механизма, основные типы финансовой политики. А так же ее важнейшие составляющие - налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Их основные цели, задачи и направления на 2011 год и период 2012-2013 годов.

          Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налога. Ее цель - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами.

        Рассмотрев основные направления налоговой политики  период 2010-2011 годов можно выделить следующие стратегические цели: сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условиях поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

         Эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой, поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

          Также необходимо комплексно осуществлять следующие мероприятия:

  • систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;
  • своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
  • определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;
  • выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
  • проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

      Современный этап развития нашей страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жёсткой финансовой и более свободной денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъём экономики.

     Отечественной системе финансового регулирования экономики предстоит пройти многие этапы становления. Но несомненно одно – подходы к решению стоящих перед ней задач и к поиску направлений повышения эффективности должны базироваться на объективном анализе конкретной исторической обстановки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 128 с.

2. Финансы:  учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина Ф59 и др.; под ред. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 512с.

3. Миляков  Н.В. Финансы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 543с. - (Высшее образование)

4. Финансы:  учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям, специальности "Финансы и кредит" (080105) / Под. ред.Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.

5. Финансы:  Учебник для вузов / под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской,  Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2009;

6. Шаталов  С.Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. - 2010. - №7

7. Романова  Т.Ф. Финансовая политика государства,  ее роль в формировании и  регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2009 - №4.

8. Финансовая  политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с. : ил.

9. Федеральная служба государственной статистики.  [http://www.gks.ru/]

10. Президент России. Режим доступа [http://www.kremlin.ru/]

11. Банк России. Режим доступа [http://www.cbr.ru/]

12. Министерство финансов Российской Федерации. [http://www.minfin.ru/ ]

13.Федеральная налоговая служба. Режим доступа [http://www.nalog.ru/] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета.

    2010 2011
  ФЗ  о бюджете  
№ 204-ФЗ
Оценка Изменение % ФЗ  о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение  % ФЗ  о бюджете № 204-ФЗ Прогноз Изменение %
ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31%
Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году
106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22%
Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.
108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3%
Курс доллара  
среднегодовой
24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36%
Цены                  
Цены на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель
95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36%
Цены на газ,  
долл. / тыс. куб. м
421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40%
Экспорт углеводородов                  
Нефть сырая,  
млн.т
255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8%
Газ природный,  
млрд.м3
213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20%
Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4%
Добыча углеводородов                  
Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7%
Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16%
Внешняя торговля                  
Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45%
Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58%
Другие показатели  
в млрд. руб.
                 
ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27%
Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения
12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43%
Амортизация для целей  
налогообложения
1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%
 
 
 
 

Таблица 2. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе условно  утверждаемые             234,0 483,1
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3. Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей).             

  Отчет 2009 год

(76-ФЗ от 28.04.09)

2009 год

(ожидаемое)

Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  ВВП 21625 26903 33111 41668 40 420 38 461 42372 46783 52123
1. Доходы, всего 5127,2 6278,8 7781,1 9275,9 6 713,8 6 561,3 6636,2 7346,9 8097,4
  %% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 16,6 17,1 15,7 15,7 15,5
  в том числе:                  
2. Нефтегазовые доходы 2162,1 2943,5 2897,4 4389,4 2 057,2 2 545,8 2955,0 3245,2 3520,8
  %% к ВВП 10,0 10,9 8,8 10,5 5,1 6,6 7,0 6,9 6,8
3. Ненефтегазовые доходы 2965,1 3335,3 4883,7 4886,5 4 656,6 4 015,5 3681,2 4101,7 4576,6
  %% к ВВП 13,7 12,4 14,7 11,7 11,5 10,4 8,7 8,8 8,8
  в том числе:                  
3.1 поступление ЕСН 267,5 315,8 404,9 506,8 508,3 495,4 41,3    
3.2 Временно свободные средствагоскорпораций Роснанотех и ФондЖКХ         160,4 150,4      
3.3 Возврат остатков субсидий исубвенций бюджетам субъектов РФ         77,6 77,6      
3.4 Централизация счетов ФТС         100,0 100,0      
3.5 Дивиденды по привилегированным  акциям             18,0 55,2 55,2
4. Ненефтегазовые доходы без учетаЕСН, средств госкорпораций ицентрализации счетов ФТС 2697,6 3019,5 4478,8 4379,7 3 810,3 3 192,1 3639,9 4101,7 4576,6
  %% к ВВП 12,5 11,2 13,5 10,5 9,4 8,3 8,6 8,8 8,8
5. Справочно: Из них  дополнительные доходы за счет изменения  законодательства(слайд 8)             227,2 279,0 284,4
  %% к ВВП             0.5 0.6 0.5
6 Доходы, всего в сопоставимыхусловиях, в %  к ВВП           14,9 15,6 15,7 15,6
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4. Структура доходов федерального бюджета

  2009 2010 2011 2012
млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП
Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5
В том  числе:                
Нефтегазовые  доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4
Ненефтегазовые  доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4
ЕСН 495,4 1,3 41,3 0,1 0   0  
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5  
1,3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5. Расчет предельного объема расходов федерального бюджета  
млрд. руб.

 
Показатель
Оценка Прогноз
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
2 3 4 5 6
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
%% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе нераспределенные ресурсы   80,0* 234,0** 483,1**
%% к общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0
 

* - резерв в  составе ведомственной структуры  расходов; ** - условно утверждаемые  расходы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6. Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП

 
Показатель
Отчет Оценка Прогноз
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7. Динамика расходов по группам расходных обязательств

  2009 год  
(оцен-ка)
2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз)
млрд. рублей %% к 2009 году доля в общем объеме расходов млрд. рублей %% к 2010 году доля в общем объеме расходов млрд. рублей %% к 2011 году доля в общем объеме расходов
Расходы, всего 9 980,1 9 822,8 100,5 100,0 9 358,6 95,3   9 661,2 103,2  
Расходы без учета условно утвержденных         9 124,6 92,8 100,0 9 178,1 98,1 100,0
в том  числе:                    
Публичные и приравненные к ним расходные  обязательства 3 192,0 3 925,2 123,0 39,9 3 657,7 93,2 40,0 4 007,6 109,6 43,7
Приоритетные  направления государственной политики (мероприятия) 3 244,9 3 339,4 102,9 33,9 3 3346,9 100,2 36,7 3 160,3 94,4 34,4
Иные  расходные обязательства 3 543,2 2 558,2 72,2 26,2 2120,0 83,0 23,3 2 010,2 94,8 21,9
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование финансовой политики государства на современном этапе