Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 05:50, автореферат
Актуальность исследования. Долгие годы на протяжении начала 2000-х годов Россия жила в условиях профицита государственного бюджета: доходы превышали расходы, государство брало на себя все больше и больше обязательств, особо не беспокоясь, каким образом оно будет их покрывать. В этих условиях одним из главных показателей эффективности деятельности тех или иных государственных структур являлся показатель освоения выделенных бюджетных средств. Однако кризис, разразившийся в конце 2008 года, положил конец «беспечной» жизни. С 2009 года бюджет РФ вновь стал дефицитным
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра Финансов и экономического анализа
Хасанов рим наилевич
Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ
Направление 080100 – Экономика
Программа 080100.68 – Финансы
Автореферат
диссертации на соискание академической степени
магистра экономики
Уфа 2012
Актуальность исследования. Долгие годы на протяжении начала 2000-х годов Россия жила в условиях профицита государственного бюджета: доходы превышали расходы, государство брало на себя все больше и больше обязательств, особо не беспокоясь, каким образом оно будет их покрывать. В этих условиях одним из главных показателей эффективности деятельности тех или иных государственных структур являлся показатель освоения выделенных бюджетных средств. Однако кризис, разразившийся в конце 2008 года, положил конец «беспечной» жизни. С 2009 года бюджет РФ вновь стал дефицитным. В 2009 году дефицит составил около 7 % ВВП, в 2010 году 5,5 % ВВП.
В этих условиях особую актуальность
приобретают вопросы, связанные
с эффективностью государственных
расходов. Простое инерционное
В условиях дефицита, когда бюджетные ассигнования всех уровней не покрывают нормативных потребностей, необходимо качественным образом усовершенствовать систему управления общественными финансами, разработать и внедрить новые методы бюджетирования.
Главным вопросом становится разработка и внедрение эффективного инструментария достижения приоритетных целей страны, региона и муниципального образования.
Очевидно, что заявленные приоритетные задачи предполагают обоснование и внедрение в практику результативных принципов бюджетирования. Основным направлением реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной и муниципальной политики.
Вместе с тем, очевидно, что в условиях высокой централизации управления общественными финансами, непрозрачной процедуры определения приоритетности той или иной задачи, механизма распределения бюджетных ассигнований, отсутствия общественного контроля над вышеперечисленными процессами, коррупции внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования не гарантирует повышение эффективности государственных расходов.
В значительной мере это относится и к обоснованиям целевых программ. Результаты во многих программах сформулированы таким образом, что они не поддаются или плохо поддаются точной количественной оценке. Плановые значения показателей программ в этом случае не позволяют судить о степени достижения их целей. Следовательно, актуальным является не только внедрение результативных принципов бюджетирования, но и совершенствование методов оценки целевых программ различного уровня.
Все выше сказанное предопределяет необходимость совершенствования научно-методической и практической основы оценки и мониторинга эффективности и результативности использования бюджетных средств. Разработка обновленных и уточненных подходов к оценке эффективности общественных финансов обусловливает актуальность и научно-практическую значимость данной проблематики и является основанием для принятия данных вопросов к рассмотрению в рамках темы магистерской диссертации.
Степень
научной разработанности
Эмпирической базой
Вместе с тем, в отечественной и зарубежной литературе не получили развития и требуют дополнительного исследования проблемы оценки эффективности целевых программ, использования бюджетных средств.
Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является выработка метода оценки эффективности бюджетных расходов на уровне субъекта федераций и муниципальных образований, направляемых на финансирование целевых программ, посредством бюджетирования, ориентированного на результат.
Достижение цели предполагается путём решения следующих задач:
- предложить методику многоуровневой оценки эффективности целевых программ, содержащую показатели, позволяющие оценить финансово-бюджетную эффективность программ;
- разработать метод расчета интегрального показателя эффективности целевых программ, позволяющий осуществить их сравнительную оценку;
- сформулировать рекомендации по проведению сравнительной оценки региональных целевых программ на примере Республики Башкортостан.
Объект исследования – целевые программы Республики Башкортостан.
Предмет исследования – система оценки бюджетных целевых программ, в том числе индикаторы результативности и эффективности их реализации.
Методы исследования – базируются на комплексном подходе к изучению целевых программ, определяющих специфику изучаемого объекта. В качестве инструментов исследования методы сравнительного анализа, качественные и количественные методы оценки экономикой эффективности целевых программ.
Научная новизна диссертации состоит в:
- предложении методики многоуровневой оценки эффективности целевых программ в регионе, которая в отличие от существующих содержит показатели, позволяющие оценить финансово-бюджетную эффективность программ на основе критического анализа существующих подходов ;
- предложении метода расчета интегрального показателя эффективности целевых программ, позволяющий осуществить их сравнительную оценку ;
- формулировке рекомендации по проведению сравнительной оценки региональных целевых программ на примере Республики Башкортостан .
В рамках диссертационного исследования были получены следующие результаты:
Практическая значимость исследования. Выводы, содержащиеся в работе, ориентированы на достижение эффективности целевых программ в социальной сфере региона и позволяют сформировать научные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств, предложенные методы анализа эффективности программ будут способствовать реализации требования эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Информационную базу исследования составили данные государственной статистики Территориального Органа Федеральной службы государственной статистики, Министерства регионального развития РФ, Министерства Финансов РФ, статистические материалы, содержащиеся в работах отечественных исследователей, данные сайтов и аналитических агентств. Оценка эффективности целевых программ определяется на базе показателей рекомендованных протоколом № 1 от 18 июля 2007 г.
Апробация. Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 опубликованных работах общей объем 5,4 п.л..
Основные научные результаты диссертации, опубликованные в следующих работах:
1. Хасанов Р.Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации: сборник статей Международной научной конференции «Проблемы современной экономики» – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 190с.
2. Хасанов Р.Н. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ : сборник статей всероссийской молодежной научной конференции «Мавлютовские чтения» – Уфа: УГАТУ, 2011.-241с.
3.Хасанов Р.Н. Информационная база методов оценки целевых региональных программ: сборник статей III международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах» – Пенза: РИО ПГСХА, 2011 – 196с.
4.Хасанов Р.Н. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ: сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы» – Уфа: УГАТУ, 2011 – 385с.
5.Хасанов Р.Н. Выявление ключевых аспектов программно-целевого метода планирования: сборник статей X Международной научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества» . – Пенза: РИО ПГСХА, 2011 – 172с.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения.
Основные содержания работы.
В введении обосновываются актуальность темы диссертации, мотивы ее выбора, указываются цель и задачи исследования, раскрывается новизна концепции, ее практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы программно-целевого бюджетирования» анализируется понятия, эффект, эффективность и результативность целевых программ, систематизируются теоретические подходы оценки эффективности программ.
Во второй главе «Особенности программно-целевого бюджетирования в Российской Федерации» производится сравнительный анализ методических подходов, критериев и показателей оценки эффективности целевых программ.
В третьей главе «Совершенствование методов оценки целевых программ» описывается комплексная совершенствованная методика и критерии многоуровневой оценки целевых программ, а также пример использования методики для оценки региональных целевых программ в Республике Башкортостан и сравнение с аналогами.
В заключении подводятся итоги работы, анализируются результаты поставленных задач.
Информация о работе Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ