Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 05:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Долгие годы на протяжении начала 2000-х годов Россия жила в условиях профицита государственного бюджета: доходы превышали расходы, государство брало на себя все больше и больше обязательств, особо не беспокоясь, каким образом оно будет их покрывать. В этих условиях одним из главных показателей эффективности деятельности тех или иных государственных структур являлся показатель освоения выделенных бюджетных средств. Однако кризис, разразившийся в конце 2008 года, положил конец «беспечной» жизни. С 2009 года бюджет РФ вновь стал дефицитным

Файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Финансов и экономического анализа

 

 

 

Хасанов рим  наилевич

 

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ

 

Направление 080100 – Экономика

Программа 080100.68 – Финансы

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  академической степени

магистра экономики

Уфа 2012

 

Актуальность  исследования. Долгие годы на протяжении начала 2000-х годов Россия жила в условиях профицита государственного бюджета: доходы превышали расходы, государство брало на себя все больше и больше обязательств, особо не беспокоясь, каким образом оно будет их покрывать. В этих условиях одним из главных показателей эффективности деятельности  тех или иных государственных структур являлся показатель освоения выделенных бюджетных средств. Однако кризис, разразившийся в конце 2008 года, положил конец «беспечной» жизни. С 2009 года бюджет РФ вновь стал дефицитным. В 2009 году дефицит составил около 7 % ВВП, в 2010 году 5,5 % ВВП.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные  с эффективностью государственных  расходов. Простое инерционное планирование на основе индексации сложившихся в предыдущие годы затрат, во-первых, не позволяет решить стоящих перед государством проблем, во-вторых, требует всё больших и больших финансовых затрат, возникающих, во-первых, в связи с инфляцией, во-вторых, в связи с износом инфраструктуры, в-третьих ростом аппетитов чиновников и непрозрачностью осуществления государственных расходов. Государственные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой - за эффективностью использования выделенных средств.

В условиях дефицита, когда  бюджетные ассигнования всех уровней не покрывают нормативных потребностей, необходимо качественным образом усовершенствовать систему управления общественными финансами, разработать и  внедрить новые методы бюджетирования.

Главным вопросом становится разработка и внедрение эффективного инструментария достижения приоритетных целей страны, региона и муниципального образования. 

Очевидно, что заявленные приоритетные задачи предполагают обоснование  и внедрение в практику результативных принципов бюджетирования. Основным направлением реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной и муниципальной политики.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях высокой централизации  управления общественными финансами, непрозрачной процедуры определения приоритетности той или иной задачи, механизма распределения  бюджетных ассигнований, отсутствия общественного контроля над вышеперечисленными процессами, коррупции внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования не гарантирует повышение эффективности государственных расходов.

В значительной мере это относится и к обоснованиям целевых программ. Результаты во многих программах сформулированы таким образом, что они не поддаются или плохо  поддаются точной количественной оценке. Плановые значения показателей программ в этом случае не позволяют судить о степени достижения их целей. Следовательно, актуальным является не только внедрение результативных принципов бюджетирования, но и совершенствование методов оценки целевых программ различного уровня.

Все выше сказанное предопределяет необходимость совершенствования научно-методической и практической основы оценки и мониторинга эффективности и результативности использования бюджетных средств. Разработка обновленных и уточненных подходов к оценке эффективности общественных финансов обусловливает актуальность и научно-практическую значимость данной проблематики и является основанием для принятия данных вопросов к рассмотрению в рамках темы магистерской диссертации.

Степень научной разработанности проблемы.  Теоретической основой данной работы послужили труды российских и зарубежных ученых М.П. Афанасьева, A.M. Лаврова, М.Ю. Гараджа, А.В. Глаголева и П.М. Кудюкина, А. Аткинсона, Г. Хатри, Дж. Стиглица, Е. Мишана, Р. Мюсгрейва, А. Гарбера, С. Фелпса, П. Долана и Р. Эдлина, Л.И. Якобсона, а также нормативно-методические материалы РФ, Австралии, США, Голландии и т.д.

Эмпирической базой исследования являются проекты целевых программ Республики Башкортостан и отчеты о  реализации действующих в регионе  целевых программ за 2009-2010 гг.

Вместе с тем, в отечественной  и зарубежной литературе не получили развития и требуют дополнительного  исследования проблемы оценки эффективности  целевых программ, использования бюджетных средств.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является выработка метода оценки эффективности бюджетных расходов на уровне субъекта федераций и муниципальных образований, направляемых на финансирование целевых программ, посредством бюджетирования, ориентированного на результат. 

Достижение  цели предполагается путём решения  следующих задач:

- предложить методику многоуровневой оценки эффективности целевых программ, содержащую показатели, позволяющие оценить финансово-бюджетную эффективность программ;

- разработать метод расчета интегрального показателя эффективности целевых программ, позволяющий осуществить их сравнительную оценку;

- сформулировать рекомендации по проведению сравнительной оценки региональных целевых программ на примере Республики Башкортостан.

Объект  исследования – целевые программы Республики Башкортостан.

Предмет исследования – система оценки бюджетных целевых программ, в том числе индикаторы результативности и эффективности их реализации.

Методы  исследования – базируются на комплексном подходе к изучению целевых программ, определяющих специфику изучаемого объекта. В качестве инструментов исследования методы сравнительного анализа,  качественные и количественные методы оценки  экономикой эффективности целевых программ.

Научная новизна диссертации состоит в:

-  предложении методики многоуровневой оценки эффективности целевых программ в регионе, которая в отличие от существующих содержит показатели, позволяющие оценить финансово-бюджетную эффективность программ на основе критического анализа существующих подходов ;

- предложении метода расчета интегрального показателя эффективности целевых программ, позволяющий осуществить их сравнительную оценку ;

- формулировке рекомендации по проведению сравнительной оценки региональных целевых программ на примере Республики Башкортостан .

В рамках диссертационного исследования были получены следующие  результаты:

  1. Проведен анализ современных подходов к оценке целевых программ на основе соответствующих методик, принятых в субъектах РФ;
  2. Рассмотрены и дополнены критерии показателей эффективности целевых программ;
  3. Сформированы методы оценки целевых программ региона позволяющие проанализировать  и сформировать самые эффективные программы.

Практическая  значимость исследования. Выводы, содержащиеся в работе, ориентированы на  достижение эффективности целевых программ в социальной сфере региона и позволяют сформировать  научные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств, предложенные методы анализа эффективности программ будут способствовать реализации требования эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Информационную  базу исследования составили данные государственной статистики Территориального  Органа Федеральной службы государственной статистики, Министерства регионального развития РФ, Министерства Финансов РФ, статистические материалы, содержащиеся в работах отечественных исследователей, данные сайтов и аналитических агентств. Оценка эффективности целевых программ определяется на базе показателей рекомендованных протоколом № 1 от 18 июля 2007 г.

Апробация. Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 опубликованных работах общей объем 5,4 п.л..

Основные научные  результаты диссертации, опубликованные в следующих работах:

1. Хасанов Р.Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации: сборник статей Международной научной конференции  «Проблемы современной экономики» – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 190с.

2. Хасанов Р.Н. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ : сборник статей всероссийской молодежной научной конференции «Мавлютовские чтения» – Уфа: УГАТУ, 2011.-241с.

3.Хасанов Р.Н. Информационная база методов оценки целевых региональных программ: сборник статей III международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах» – Пенза: РИО ПГСХА, 2011 – 196с.

4.Хасанов Р.Н. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ: сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы» – Уфа: УГАТУ, 2011 – 385с.

5.Хасанов Р.Н. Выявление ключевых аспектов программно-целевого метода планирования: сборник статей X Международной научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества» . – Пенза: РИО ПГСХА, 2011 – 172с.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения.

Основные содержания работы.

В введении обосновываются актуальность темы диссертации, мотивы ее выбора, указываются цель и задачи исследования, раскрывается новизна концепции, ее практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы программно-целевого бюджетирования» анализируется понятия, эффект, эффективность и результативность целевых программ, систематизируются теоретические подходы  оценки эффективности программ.

 Во второй главе «Особенности программно-целевого бюджетирования в Российской Федерации» производится сравнительный анализ методических подходов, критериев и показателей оценки эффективности целевых программ.

В третьей главе  «Совершенствование методов оценки целевых программ» описывается комплексная совершенствованная методика и критерии многоуровневой оценки целевых программ, а также пример использования методики для оценки региональных целевых программ в Республике Башкортостан и сравнение с аналогами.

В заключении подводятся итоги работы, анализируются результаты поставленных задач.


Информация о работе Совершенствование методических подходов к оценке эффективности целевых программ