Совершенствование пенсионного обеспечения в условиях трансформации Белорусского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:14, статья

Описание работы

Состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Ныне существующая система пенсионного обеспечения вызывает серьезные нарекания как тех, кто уже получает пенсию, так и тех, кто только ещё «готовится». И эти нарекания в большинстве своём обоснованны.
Действующая система пенсионного страхования сложилась в результате длительного процесса её становления ещё в советский период.
Необходимо отметить, что социально - экономические и демографические условия, в которых начинала функционировать национальная пенсионная система, изменились настолько, что их воздействие из года в год ощутимее.

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

А.А. Корнеевец

Полесский государственный университет

 

Состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Ныне существующая система пенсионного обеспечения вызывает серьезные нарекания как тех, кто уже получает пенсию, так и тех, кто только ещё «готовится». И эти нарекания в большинстве своём обоснованны.

Действующая система пенсионного страхования сложилась в результате длительного процесса её становления ещё в советский период.

Необходимо отметить, что социально - экономические и демографические условия, в которых начинала функционировать национальная пенсионная система, изменились настолько, что их воздействие из года в год ощутимее.

Прежде всего, серьезным долговременным фактором внешнего воздействия на пенсионную систему является постарение населения. В Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня в два раза выше критерия ООН, относящего население к старому. Именно демографический кризис, связанный с ростом продолжительности жизни и резким падением рождаемости, привел к тому, что проблема реформирования пенсионной системы стала одной из наиболее острых в социальной - экономической политике государства.

В Республике Беларусь происходит весьма чувствительное сокращение доли работающих, из чьих заработков уплачиваются страховые взносы, при увеличении числа пенсионеров. Если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в настоящее время уже 60. Демографический прогноз до 2050 года показывает, что эти тенденции будут нарастать. В пенсионный возраст сегодня начинает вступать многочисленное поколение, родившееся после Великой Отечественной войны. Эти люди будут выходить на пенсию на протяжении ближайших 15-20 лет. В трудовой же возраст в этот период будет входить малочисленное поколение, рожденное в 90-х годах прошлого века, когда наблюдался серьезный спад рождаемости. Так как солидарная пенсия преимущественно формируется за счет пенсионных взносов работодателей, то описанный демографический дисбаланс неизбежно приведет к сокращению размера пенсий.

Несомненно, действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года стратегической задачей совершенствования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей программы обязательного и дополнительного (добровольного) пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

К числу проблем пенсионной системы относится также наличие льготных страховых тарифов. Например, при общеустановленном тарифе на пенсионное страхование 29%, для коллегии адвокатов он составляет лишь 8%, для работников сельского хозяйства - 24%. Такой подход нарушает главный принцип социального страхования - зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. Равенство обязанностей застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании пенсионной системой влечет за собой необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подходов к вопросам их финансирования (досрочные пенсии, надбавки, повышения и т.д.). Это позволит сократить нерациональные затраты и обеспечить достижение большей социальной справедливости, основывающейся на объеме участия застрахованного в системе пенсионного страхования.

Целесообразно постепенно перейти к исчислению пенсии из заработка за весь период страхования, с тем чтобы была более объективная картина вклада в пенсионную систему. Это в большей степени станет возможным с внедрением системы персонифицированного учета страховых взносов и накопления соответствующих данных о страховом заработке и стаже каждого конкретного застрахованного.

При нынешней демографической тенденции распределительную пенсионную систему в существующем виде будет сложно сохранить.  
Один из очевидных путей решение проблемы — развитие в стране накопительной системы, когда пенсионные взносы трудоспособных граждан накапливаются, инвестируются, и к моменту выхода человека на пенсию образуют капитал для выплат пенсий по старости. 

Но чтобы накопительная пенсионная система заработала в стране на полную силу, государству предстоит решить ряд задач. Во-первых, необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать. Кроме этого, необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность, поскольку накопления в национальной валюте могут быть средством сбережения лишь в случае стабильности обменного курса. 

Базовым элементом пенсионной системы республики должно быть государственное пенсионное страхование, основанное на самостоятельном бюджете. Создаваемая система государственного пенсионного страхования должна обеспечивать получателям пенсий уровень жизни, как можно более близкий к тому, который они имели в период трудовой активности, и тем самым предотвращающей бедность среди пенсионеров.

Необходимость преобразований в данной сфере объясняется сложившейся в ней кризисной ситуацией. Так, из 2,5 миллионов пенсионеров более двух третей получают пенсию в размере бюджета прожиточного минимума и ниже, что связано, прежде всего, с невысоким размером зарплат работающего населения.

Введение накопительных элементов формирования пенсионных сбережений и активное привлечение негосударственных структур в систему пенсионного страхования позволит существенно изменить состояние пенсионной системы и даст гражданам возможность реально влиять на размер будущей пенсии. Эта система предоставляет преимущества и нанимателям: повышает заинтересованность квалифицированных специалистов; является значительным фактором развития социального партнерства в организации; позволяет подчеркнуть социальную ориентированность организации. Рассматриваемый вид пенсионного страхования должен осуществляться посредством развития корпоративного (за счет взносов нанимателей) и индивидуального (за счет личных взносов граждан) пенсионного страхования.

Некоторые страховые компании Беларуси предлагают заключать договора страхования дополнительной пенсии и таким образом накапливать средства к моменту достижения пенсионного возраста. Однако реально этот механизм слабо развит. Взносы по договорам страхования дополнительной пенсии составляют менее 1% от величины взносов, поступаемых в Фонд социальной защиты населения. 

По мнению экспертов, в настоящее время необходимо развивать добровольное пенсионное страхование, снимая соответствующие барьеры на страховом рынке.

Вместе с тем, в настоящее время существуют административные барьеры, препятствующие развитию этого рынка и, в частности, добровольного пенсионного страхования. Так, предприятия, заключившие договора дополнительного страхования пенсий своих работников с государственными страховыми организациями, могут включать страховые взносы в производственные затраты. В то же время организации, заключившие договора с негосударственными страховщиками, должны уплачивать страховые взносы за счет своей прибыли. 

Таким образом, новая пенсионная система должна будет включить в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Его сердцевина — индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав. Он позволит упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов.

 


Информация о работе Совершенствование пенсионного обеспечения в условиях трансформации Белорусского общества