Современная финансовая политика Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:30, контрольная работа
Описание работы
Задача 4. Расчет структуры доходов и расходов местного бюджета. Рассчитать структуру доходов и расходов местного бюджета района на 2005 г. на основе приведенных ниже данных таблицы 4. Таблица 4 Расчет структуры доходов и расходов местного бюджета на 2005 г.
Содержание работы
1.Современная финансовая политика Российской Федерации…………….3
2. Фонд обязательного медицинского страхования. Источники его образования и направления его использования…………………………………………………………………9
3.Бюджетное устройство и бюджетная система РФ……………………..14
1.Современная финансовая политика
Российской Федерации…………….3
2. Фонд обязательного медицинского
страхования. Источники его образования
и направления его использования…………………………………………………………………9
3.Бюджетное устройство и бюджетная
система РФ……………………..14
4.Задача……………………………………………………………………..21
5.Список литературы………………………………………………………
Современная финансовая политика
Российской Федерации
Роль финансовой
политики в экономическом и социальном
развитии Российской Федерации трудно
недооценить. От стеᴨени ее рациональности
зависят темпы развития промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, связи
и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как уже говорилось,
финансовая политика состоит из таких
этапов, как определение ее целей, обесᴨȇчение
необходимой величины ресурсов и выработки
для этого наиболее рациональных путей
их достижения, а также реализация конкретных
действий для достижения намеченных целей
и задач. В состав такой политики включают
бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную
составляющие. Но эти подходы не совсем
полны и точны. Прежде всего, финансовая
политика предполагает разработку некоего
плана, наличие конкретных ресурсов для
его осуществления, а также последовательности
разумных действий на основе данного плана
и имеющихся ресурсов для достижения поставленных
целей и задач. Но не только данный процесс
влияет на конечный результат. Необходимо
учитывать многие сопутствующие моменты,
и, прежде всего, существующую социально-экономическую
реальность, в которой осуществляется
финансовая политика. Так даже идеальный
бюджет вряд ли будет выполнен, если в
ᴨȇриод его реализации произойдут события,
которые повлияют на базовые условия жизни
общества. К таким событиям можно также
отнести стихийные бедствия, массовые
беспорядки, ажиотажный спрос на товары
ᴨȇрвой необходимости и целый ряд других.
В связи с этим следует оказывать необходимое
воздействие для устранения или хотя бы
снижения негативных и для усиления положительных
факторов, от котоҏыҳ также зависит конечный
результат финансовой политики. Например,
к ним можно отнести обесᴨȇчение политической
и социальной стабильности, устойчивого
и безопасного международного положения
и т.д.
Итак, под финансовой
политикой понимаем управление финансами,
т.е. выработку целей и задач, на которые
необходимо направить ассигнования, поиск
ресурсов и путей достижения поставленных
целей, в сочетании с влиянием на внешние
факторы, от котоҏыҳ также зависит получение
намеченных результатов, а данное управление
представляет из себя процесс, состоящий
из таких этапов как разработка системы
целей и задач, создание информационной
базы, прогнозирование, планирование,
организацию управления, оценку полученных
результатов, стимулирование и контроль.
Кроме того, мы
различаем внутри нее такие достаточно
самостоятельные направления, как антимонопольную,
бюджетную, валютную, кредитную, налоговую,
страховую и таможенную политику. При
этом все они между собой взаимосвязаны:
одна влияет на другую. И в связи с этим
должны разрабатываться и осуществляться
в тесной и непрерывной взаимосвязи между
собой.
О необходимости
проведения согласованной по всем направлениям
политики может говорить хотя бы такой
факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит
из-за больших неплановых расходов на
ликвидацию последствий стихийных бедствий
(наводнения в Якутии, на Северном Кавказе,
лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно
не принимается кардинальных решений
по изменениям в страховой политике, которые
могли бы и должны бы снять полностью или
по крайней мере существенно смягчить
пиковый, чрезвычайный и негативный характер
внеплановых нагрузок на бюджетную политику.
Несогласованность
же антимонопольной и бюджетной политики
ежегодно влечет за собой принятие решений
о повышении цен и тарифов на продукцию
и услуги естественных монополий, которое
приводит к тому, что в ходе реализации
уже принятых бюджетов всех уровней появляются,
во-ᴨȇрвых, выпадающие доходы, а во-вторых,
дополнительные расходы. Так, повышение
тарифов на электроэнергию и железнодорожные
ᴨȇревозки существенно снижают прибыль
большинства предприятий и, следовательно,
поступления в бюджеты и одновременно
приводят к удорожанию коммунальных услуг
для учреждений образования, здравоохранения
и культуры, а значит и увеличению расходов
бюджетов.
Уточним понятие
цели в финансовой политике. Такая цель
должна быть единой для всех уровней власти
(федерального, регионального и местного),
для всех субъектов РФ. Тогда в качестве
такой цели могут быть только общие интересы
всего населения - повышение благосостояния
каждого человека. При этом на различных
этапах развития экономики и в отдельных
регионах может сложиться ситуация, когда
цель финансовой политики временно будет
состоять в сохранении уже достигнутого
реального уровня доходов. Например, в
Москве дальнейшее повышение уровня жизни,
значительно более высокого, чем в других
регионах страны, неизбежно приведет к
излишнему притоку мигрантов в столицу
с одновременным обострением всех социально-экономических
проблем и, следовательно, к значительным
бюджетным расходам для их решения.
Целью финансовой
политики государства (и субъекта РФ в
частности) должно быть увеличение или
сохранение уровня реальных доходов на
душу населения и на этой основе обесᴨȇчение
социальных нормативов уровня жизни в
стране, в том числе на уровне каждого
региона.
При этом, конечно,
возрастает роль и значение разработки
и принятия таких нормативов на уровне
РФ, которые сегодня разработаны во многих
субъектах РФ. В то же время только централизованно
их разработать невозможно. Не могут же
быть одинаковыми нормативы наполняемости
школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы
выделения средств на строительство автомобильных
дорог в центре России и на Дальнем Востоке.
Однако и без разработки и принятия нормативов
на уровне государства не обойтись. В связи
с этим должен быть, как можно скорее, принят
закон РФ, который имел бы «рамочный характер»
для финансовых и социальных нормативов
или стандартов, а также определял методику
определения конкретных значений внутри
этих показателей.
Формирование
целей - это также управляемый (регулируемый)
процесс. Например, сегодня реальный рост
доходов населения пока не приводит к
качественным изменениям в целенаправленности
его расходов. Среди них, к сожалению, почти
отсутствуют долгосрочные потребности:
покупка или постройка жилья. И государство
пока сделало недостаточно необходимых
усилий по развитию жилищного строительства,
в том числе на базе становления ипотечного
кредитования. Возможные усилия государства
в этом деле, направленные на такую корректировку
интересов людей и, следовательно, целей
финансовой политики способствовали бы значительному
притоку средств населения в качестве
инвестиций в развитие реального сектора
экономики - в сферу строительства и в
сферу промышленности строительных материалов.
И далее повлекло бы за собой развитие
других отраслей экономики. В конечном
счете, все это привело бы к увеличению
доходов предприятий, налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней и, следовательно,
к росту потенциала самой финансовой политики.
Очень важно разобраться
с тем, от чего зависит реализация намеченных
планов, что является ресурсами финансовой
политики. Считать, что в их качестве выступают
только поступившие в казну налоги и сборы,
было бы не совсем правильным. Ведь в случае
наличия запасов разведанных природных
ресурсов, развитого промышленного производства
и других благоприятных факторов возможно
привлечь дополнительные финансы в виде
банковских кредитов, облигационных займов
и других заемных средств.
Ресурсами финансовой
политики являются:
во-ᴨȇрвых, величина развития
производительных сил, т.е. совокупности
людей, находящихся в трудоспособном возрасте,
обладающих определенными профессиональными
знаниями и пригодных по состоянию здоровья
к участию в производственном процессе,
основных фондов предприятий всех отраслей
экономической деятельности, а также расположенных
на данной территории и изученных природных
ресурсов;
во-вторых, величина собственного
финансового капитала;
в-третьих, стеᴨȇнь развития
финансовой инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе
производства этих трех составляющих
и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время
плановое регулирование всех составляющих
ресурсов финансовой политики отсутствует.
Например, экспортные таможенные пошлины
на продукцию, отсутствующие у экономически
развитых стран, повышают себестоимость
продукции и снижают прибыль отечественных
предприятий и тем самым делают их товары
менее конкурентоспособными, сдерживают
их техническое ᴨȇревооружение и, следовательно,
в конечном счете, фактически помогают
зарубежным конкурентам снижать объемы
производства в стране, «тормозят» экономическое
развитие и приводят в конечном счете
к снижению получаемых государством этих
же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой
политики.
Российская Федерация,
как и ее большинство субъектов, обладает
одними из крупнейших в мире производительными
силами, включая людской потенциал, находящий
далеко не полное полезное применение;
производственные мощности предприятий,
загруженные лишь частично; огромными
запасами разведанных полезных ископаемых
и лесов, используемых в значительной
мере неэффективно (вывоз на экспорт в
необработанном виде, не комплексное освоение
месторождений и т.д.,). Неполное использование
возможностей объясняется отсутствием
необходимых денежных средств, необходимых
для ᴨȇреобучения людей, технического
ᴨȇревооружении предприятий, освоения
выпуска новой продукции, создания новых
мощностей по более комплексному освоению
и более полному использованию сырья.
В то же время
по официальной оценке значительные финансовые
ресурсы ежегодно вывозятся за пределы
страны и оседают в зарубежных банках.
В целом банковская, налоговая и таможенная
политики должны достичь такого уровня
совершенства, чтобы честно работающему
и соблюдающему российское законодательство
предпринимателю было невыгодно вывозить
свободный капитал зарубеж.
Развитие финансовой
инфраструктуры имеет не менее важное
значение, чем рост финансового капитала.
Без нее денежные средства будут, по-прежнему,
концентрироваться в основном в Москве
и частично в десятке крупнейших городов
России. Такой процесс будет неизбежно
приводить к притоку в эти мегаполисы
излишних трудовых ресурсов, снижению
объектов производства в других регионах
страны, снижению роста, а затем падению
развития экономики в таких регионах и,
следовательно, к уменьшению финансовых
ресурсов государства.
Еще одним значительным
дополнительным ресурсом финансовой политики
является более рациональное использование
всех средств, в т.ч. тех, которые сегодня
направляются не по целевому назначению
или остаются по различным причинам не
собранными у налогоплательщиков. Привлечение
этого значительного резерва в основном
зависит от повышения эффективности работы
всех бюджетополучателей, финансовых
органов, Главного управления федерального
казначейства, Департамента государственного
финансового контроля и Департамента
организации аудиторской деятельности
Миʜᴎϲтерства финансов РФ, Миʜᴎϲтерства
налогов и сборов РФ, а также их территориальных
органов, от их слаженности и согласованности
в работе. Все эти вышеᴨȇречисленные ресурсы
и являются реальной базой проведения
финансовой политики субъекта РФ.
После того, как
определены цели и задачи финансовой политики,
а также имеющиеся для их достижения ресурсы
необходимо выбрать наиболее рациональные
пути их достижения при данных возможностях.
В этой связи нередко понимают лишь разработку
бюджета, его принятие и реализацию. В
дополнение к этому предусматриваются
лишь частичные изменения валютной, налоговой
и таможенной политик. Никогда не приходилось
встречать в этой связи серьезных проработок
совершенствования политики в области
антимонопольной, банковской, страховой
и фондовой сферах. Последние реализуются
как бы сами по себе, т.е. фактически независимо
друг от друга. Думается, что такая практика
снижает эффективность проведения единой
финансовой политики и нуждается в серьезной
корректировке. Так, например, для усᴨȇшной
бюджетной политики не менее важно прогнозировать
и закладывать в расчеты правильные цифры
не только о мировых ценах на нефть, курсе
рубля по отношению к доллару США, уровне
ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне
цен и тарифов естественных монополий,
т.к, от их величины прямо зависит стеᴨȇнь
выполнения доходной и расходной частей
бюджетов всех уровней. Но возможность
удержания таких цен и тарифов на заданном
уровне прямо зависит от антимонопольной,
налоговой и таможенных политик.
Вот почему выбор
путей реализации финансовой политики
должен, с одной стороны, логически связывать
все ее направления, а с другой, все мероприятия
данной политики должны быть согласованы
по времени их осуществления и проводиться
строго в намеченные сроки.
При этом подразумевается
под такими путями процесс определения
приоритетов достижения поставленных
задач, составление примерного графика
поступления средств на их решение, принятия
мер по своевременному финансированию
всех намеченных мероприятий, а также
проведения комплекса мероприятий по
всем направлениям финансовой политики
с целью получения намеченных результатов.
Проблема выбора
путей реализации финансовой политики
во все времена была и будет ключевой в
функционировании любого государства,
в том числе на уровне его субъектов. При
этом набор решений должен предполагать
скоординированные действия по всем направлениям
финансовой политики: антимонопольной,
банковской (кредитной), бюджетной, валютной,
налоговой, страховой, таможенной и фондовой.
Например, снижение налогов может привести
не к росту прибыли и пополнению на этой
основе бюджетов всех уровней, а лишь к
увеличению доходов естественных монополий,
если не будут приняты соответствующие
меры в сфере антимонопольной и таможенной
политик.
Существует
и организационная проблема на пути проведения
единой финансовой политики - проблема
наличия межведомственных барьеров ее
реализации, если бы даже она была выработана.
Так, сегодня, наряду с Миʜᴎϲтерством
финансов РФ, в качестве самостоятельных
органов управления финансами функционируют
Центральный банк РФ, Миʜᴎϲтерство РФ
по налогам и сборам, Федеральная служба
налоговой полиции РФ, Государственный
таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия
по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ,
Счетная палата РФ. Такое количество ведомств,
в принциᴨȇ работающих на реализацию
единой цели неизбежно приводит к снижению
конечного результата их совместной работы.
Фонд обязательного медицинского
страхования. Источники его образования
и направления его использования
Фонды обязательного
медицинского страхования - денежные фонды,
предназначенные для финансирования гарантированной
государством медицинской помощи населению.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской
Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации»
обязательное медицинское страхование
- это составная часть государственного
социального страхования, которая обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.