Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, контрольная работа
В кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени — специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавские страны).
§1. Структура современной кредитной системы стран Запада………………..3
§2. Механизм функционирования кредитной системы………………………...5
§3. Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………10
§4. Государственное регулирование……………………………………………12
§5. Кредитная система РФ………………………………………………………16
Список использованной литературы ...………………………………………..22
Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по трем основным направлениям:
1) предоставление
ссудного капитала
2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;
3) владение фиктивным капиталом.
Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, развитие кредитной системы явилось одной из важнейших предпосылок обеспечения относительно высокой нормы накопления капитала, что способствовало росту производства и реализации научно-технической революции.
§3. Ценовая и неценовая конкуренция.
Развитие многоярусной кредитной системы в капиталистических странах поднимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Борьба между кредитно-финансовыми институтами — это во многих случаях борьба между различными финансово-промышленными группами.
Кроме того, существует противоречие между банковскими монополиями и промышленными корпорациями. Кредитно-финансовые институты имеют широкую основу для сговора между собой. Эта политика проводится с ущербом для мелких и средних фирм, а также для широкой массы населения, пользующегося ипотечным и потребительским кредитами. Крупные кредитно-финансовые институты фактически осуществляют кредитную дискриминацию в отношении части своей клиентуры. Новые кредитные институты вырастают и развиваются значительно позже, чем банковская система. Структурные изменения в кредитной системе обостряют конкурентную борьбу не только между «новыми» и «старыми» кредитными институтами, но и в сфере деятельности самих специализированных небанковских кредитных институтов.
Одни кредитные институты вторгаются в традиционные сферы деятельности других институтов, и наоборот. Между всеми кредитно-финансовыми институтами существует конкуренция за сферы привлечения сбережений и приложения капиталов, а также своеобразная специализация между отдельными группами кредитно-финансовых учреждений. Так, коммерческие банки в сфере привлечения сбережений ведут усиленную борьбу со сберегательными банками, которая выражается в стремлении помешать им расширить филиальную сеть. У пенсионных фондов и компаний страхования жизни существует острая конкуренция за привлечение пенсионных сбережений. Пенсионные фонды, будучи самостоятельными учреждениями, но управляемые по доверенности банками, в последние годы потеснили компании страхования жизни в области привлечения сбережений населения.
Банки все чаще привлекают
страховые компании к участию
в займах корпорациям. В
Между кредитными институтами в полной мере развивается как ценовая, так и неценовая конкуренция. Для коммерческих банков возможности ценовой конкуренции в области привлечения депозитов в значительной степени ограничены (установление ставок процента по срочным и сберегательным вкладам регулируется законом, а по текущим счетам оплата процентов запрещена), поэтому среди коммерческих банков превалирует неценовая конкуренция. В то же время сберегательные банки обладают большим преимуществом перед коммерческими, поскольку ставки процента не контролируются законодательством. Это позволяет выплачивать высокий процент по вкладам, что дает значительные преимущества сберегательным банкам в привлечении сбережений населения.
В ряде случаев крупные кредитно-финансовые институты временно идут на убытки с целью повышения своей конкурентоспособности. Мощные кредитно-финансовые институты широко используют в конкурентной борьбе достижения научно-технической революции, в частности электронно-вычислительную технику, которая позволяет им значительно снизить издержки производства и удешевить массовые операции.
§4. Государственное регулирование.
Государственное
регулирование кредитно-
Основными направлениями государственного регулирования являются:
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:
1) учетная политика;
2) регулирование нормы обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке;
4) прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение — к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.
Еще одной формой
регулирования центральным
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени — на другие кредитно-финансовые институты.
Один из методов регулирования — налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран, в отличие от промышленных и торговых компаний, кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим
методом кредитной системы
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах.
Большое влияние
на регулирование кредитной
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы.
Наряду с
исполнительными органами активное
участие в регулировании
Особое место
в государственном
Таким образом,
система государственного
§5. Кредитная система РФ
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
За почти
70-летнюю историю кредитная
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.
III. Специализированные кредитные
институты (страховые
компании, кредитные товарищества и др.).
В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса:
1 Государственный банк;
2 Частный банковский сектор.
Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг.
В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:
I. Государственный банк.
П. Банковский сектор:
1) акционерные банки;
2)кооперативные банки;
3)коммунальные банки;
4) Центральный сельхозбанк,
республиканские сельхозбанки.
III. Специализированные кредитно-финансовые
учреждения:
Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом: