Современная кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

В кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени — специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавские страны).

Содержание работы

§1. Структура современной кредитной системы стран Запада………………..3
§2. Механизм функционирования кредитной системы………………………...5
§3. Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………10
§4. Государственное регулирование……………………………………………12
§5. Кредитная система РФ………………………………………………………16
Список использованной литературы ...………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр раб фин и кредит.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)
    1. расчетные операции;
    2. депозитно-чековую эмиссию;
    3. краткосрочное и среднесрочное финансирование;
    4. определенную часть долгосрочного финансирования.

Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции  в экономике по трем основным направлениям:

1) предоставление  ссудного капитала промышленности  и государству;

2) аккумуляция  свободного денежного капитала  и денежных сбережений населения;

3) владение фиктивным капиталом.

Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, развитие кредитной системы явилось одной из важнейших предпосылок обеспечения относительно высокой нормы накопления капитала, что способствовало росту производства и реализации научно-технической революции.

§3. Ценовая  и неценовая конкуренция.

Развитие многоярусной кредитной системы в капиталистических странах поднимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Борьба между кредитно-финансовыми институтами — это во многих случаях борьба между различными финансово-промышленными группами.

Кроме того, существует противоречие между банковскими монополиями и промышленными корпорациями. Кредитно-финансовые институты имеют широкую основу для сговора между собой. Эта политика проводится с ущербом для мелких и средних фирм, а также для широкой массы населения, пользующегося ипотечным и потребительским кредитами. Крупные кредитно-финансовые институты фактически осуществляют кредитную дискриминацию в отношении части своей клиентуры. Новые кредитные институты вырастают и развиваются значительно позже, чем банковская система. Структурные изменения в кредитной системе обостряют конкурентную борьбу не только между «новыми» и «старыми» кредитными институтами, но и в сфере деятельности самих специализированных небанковских кредитных институтов.

Одни кредитные институты вторгаются в традиционные сферы деятельности других институтов, и наоборот. Между всеми кредитно-финансовыми институтами существует конкуренция за сферы привлечения сбережений и приложения капиталов, а также своеобразная специализация между отдельными группами кредитно-финансовых учреждений. Так, коммерческие банки в сфере привлечения сбережений ведут усиленную борьбу со сберегательными банками, которая выражается в стремлении помешать им расширить филиальную сеть. У пенсионных фондов и компаний страхования жизни существует острая конкуренция за привлечение пенсионных сбережений. Пенсионные фонды, будучи самостоятельными учреждениями, но управляемые по доверенности банками, в последние годы потеснили компании страхования жизни в области привлечения сбережений населения.

 Банки все чаще привлекают  страховые компании к участию  в займах корпорациям. В результате  заем делится между банками (первые 5 лет) и страховыми компаниями (последующий период) во времени. Страховые компании привлекают коммерческие банки к участию в промышленных кредитах, когда общая сумма кредита превышает возможности данной страховой компании или группы компаний.

Между кредитными институтами в полной мере развивается  как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Для коммерческих банков возможности ценовой конкуренции в области привлечения депозитов в значительной степени ограничены (установление ставок процента по срочным и сберегательным вкладам регулируется законом, а по текущим счетам оплата процентов запрещена), поэтому среди коммерческих банков превалирует неценовая конкуренция. В то же время сберегательные банки обладают большим преимуществом перед коммерческими, поскольку ставки процента не контролируются законодательством. Это позволяет выплачивать высокий процент по вкладам, что дает значительные преимущества сберегательным банкам в привлечении сбережений населения.

В ряде случаев  крупные кредитно-финансовые институты  временно идут на убытки с целью повышения своей конкурентоспособности. Мощные кредитно-финансовые институты широко используют в конкурентной борьбе достижения научно-технической революции, в частности электронно-вычислительную технику, которая позволяет им значительно снизить издержки производства и удешевить массовые операции.

 

§4. Государственное  регулирование.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования современной кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

    • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
    • налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
    • участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
    • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

В промышленно  развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:

1) учетная политика;

2) регулирование  нормы обязательных резервов;

3) операции на  открытом рынке; 

4) прямое воздействие на кредит.

 Учетная  политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

Следующей формой регулирования центрального банка  является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение — к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, Центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования  является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени — на другие кредитно-финансовые институты.

Один из методов регулирования — налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

В ряде стран, в  отличие от промышленных и торговых компаний, кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).

Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате — создание смешанных институтов.

 Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах.

Большое влияние  на регулирование кредитной системы  оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы.

Наряду с  исполнительными органами активное участие в регулировании принимают  законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. Они могут быть дополнены другими органами парламента.

Особое место  в государственном регулировании  занимают страховые компании как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы.

 Таким образом,  система государственного регулирования  кредитной системы в промышленно  развитых странах представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных изменений.

 

§5. Кредитная  система РФ

Созданию современной  кредитной системы Российской Федерации  предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

 За почти  70-летнюю историю кредитная система  прошла несколько этапов формирования. Кредитная система Российской  империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:

I.     Государственный банк.

     II.     Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.

     III. Специализированные кредитные институты (страховые 
компании, кредитные товарищества и др.).

В отличие от западных стран в России были развиты  в основном два яруса:

1 Государственный  банк;

2 Частный банковский сектор.

Третий ярус был развит сравнительно слабо, что  объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг.

В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:

I. Государственный  банк.

П. Банковский сектор:

1) акционерные  банки;

2)кооперативные  банки;

      3)коммунальные банки;

4) Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки. 
III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:

  1. общества сельскохозяйственного кредита;
  2. кредитная кооперация;
  3. общества взаимного кредита;
  4. сберегательные кассы.

Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:

Информация о работе Современная кредитная система