Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 23:32, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение экономической категории государственного долга на всех стадиях - от его образования до погашения.
Задачи данной работы:
изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
анализ современного состояния на рынке государственного долга.
Введение………………………………………………………………………….. 2
1. Сущность и значение государственного долга……………………………… 4
1.1. История возникновения государственного долга………………………… 4
1.2. Сущность государственного долга………………………………………… 7
1.3. Классификация государственного долга…………………………………. 10
2. Управление государственным долгом…………………………………….... 12
2.1. Обеспечение государственного долга……………………………………. 12
2.2. Способы сокращения долговой зависимости……………………………. 13
2.3. Зарубежный опыт управления государственным долгом………………. 18
3. Современная ситуация в области государственного долга РФ…………… 24
3.1. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ.............................. 24
3.2. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ…………………….. 31
3.3. Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения…. 42
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 51
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации - 1000 руб.
В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).
При анализе удельного веса каждого вида ценных бумаг в современной структуре государственного внутреннего долга, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес имеют облигации федерального займа с амортизацией долга - 69%, ОФЗ с постоянным купонным доходом составляют 19%, ОФЗ с фиксированным купоном - 10%, и наименьший удельный вес имеют государственные сберегательные облигации (ГСО-ФПС) - 2%. [рис. 1]
К 2008 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.
Рис.1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 11.09.2006 г.
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года. Так, если в 1996 г. внутренний долг составлял 76,76 млрд. руб., в 1997 г. - 248,98 млрд. руб., то в 2003 г. он возрос до 654,7 млрд. руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил уже 851,15 млрд. руб. [табл. 1].
Таблица 1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.12
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ОГНЗ |
ОРВВЗ 1992 года |
ОГСЗ |
Итого внутренний долг |
на 01.01.1993 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,01 |
- |
0,01 |
на 01.01.1994 |
0,20 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,02 |
- |
0,22 |
на 01.01.1995 |
10,59 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
- |
10,62 |
на 01.01.1996 |
65,76 |
7,96 |
- |
- |
- |
- |
0,05 |
3,00 |
76,76 |
на 01.01.1997 |
203,58 |
33,53 |
3,80 |
- |
- |
- |
0,07 |
8,00 |
248,98 |
на 01.01.1998 |
272,61 |
47,62 |
115,78 |
- |
- |
1,77 |
0,11 |
13,08 |
450,97 |
на 01.01.1999 |
16,82 |
0,13 |
346,83 |
112,56 |
- |
2,64 |
0,12 |
14,64 |
493,74 |
на 01.01.2000 |
7,43 |
0,04 |
402,21 |
112,43 |
- |
2,69 |
0,14 |
4,88 |
529,83 |
на 01.01.2001 |
3,05 |
24,11 |
359,21 |
122,77 |
- |
19,50 |
0,18 |
3,00 |
531,81 |
на 01.01.2002 |
19,54 |
24,10 |
307,82 |
138,53 |
- |
20,73 |
0,21 |
0,12 |
511,06 |
на 01.01.2003 |
18,82 |
24,10 |
350,74 |
207,07 |
42,29 |
11,50 |
0,08 |
0,11 |
654,70 |
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ОГНЗ |
ОРВВЗ 1992 года |
ОГСЗ |
Итого внутренний долг |
на 01.01.2004 |
2,72 |
24,10 |
50,48 |
199,31 |
375,42 |
11,50 |
0,04 |
0,10 |
663,67 |
на 01.01.2005 |
0,02 |
0,001 |
43,31 |
171,22 |
542,24 |
- |
0,03 |
0,0002 |
756,82 |
на 01.01.2006 |
0,02 |
0,001 |
123,64 |
131,13 |
596,33 |
- |
0,03 |
- |
851,15 |
Рис.2. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб13.
Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд. руб. Но в долгосрочном плане правительства указывалось, что ожидаемый объем внутреннего долга в 2004-2005 годах, который рассчитан по потенциальному спросу и предложению на государственные ценные бумаги, мог возрасти до 1000 млрд. руб. (6,7% ВВП) на начало 2005 г. и до 1200 млрд. руб. (7,3% ВВП) на начало 2006 г14.
Если проследить динамику внутреннего долга за 2006 год, то мы увидим, что на 1 января долг составил 851,122 млрд. руб., а на 1 сентября он равнялся уже 951,508 руб. [рис. 2]
Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
В апреле 2005 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006-2008 гг. Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.
Согласно этой стратегии планируется привлечь на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг 868,5 млрд. руб. при одновременном погашении рублевых облигаций на сумму 265,3 млрд. руб. За 3 года чистое привлечение по государственным бумагам составит 603,2 млрд. руб. Министерство финансов планирует ежегодно увеличивать объем рынка ГКО/ОФЗ на 115-150 млрд. руб.
Государственный долг возрастет с 931,2 млрд. руб. на начало 2006 года до 1554,1 млрд. руб. на начало 2009 года.15
Министерством финансов предусмотрена следующая долгосрочная стратегия в области погашения государственного внутреннего долга:
Рис.3. Ожидаемая динамика объемов погашения внутреннего государственного долга РФ.
3.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ
Под государственным внешним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Государственный внешний долг Российской Федерации включает следующие задолженности:
1. Задолженность официальным кредиторам, т.е. коммерческим банкам западных стран, которая регулируется Парижским клубом, который объединяет официальных представителей основных стран - международных кредиторов.
2. Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран, регулируемые Лондонским клубом, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе.
3. Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.
4. Задолженность международным финансовым организациям (МВФ, МБРР и ЕБРР).
5. Долги СССР странам - бывшим членам СЭВ.
6. Еврооблигационные займы.
7. ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа).
8. Кредиты Центрального банка РФ.
Внешний долг России состоит из двух частей:
Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР;
Новый долг России, который формировался в основном после 1992 года.
В целом структура внешнего долга, принятого на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, представлена на рис.4, а структура нового российского долга - на рис.5. Данные приведены по состоянию на 1 июля 2001 года16.
Рис.4. Структура внешнего долга, принятого от бывшего СССР.
Рис.5. Структура нового федерального внешнего долга.
Структура внешних заимствований за 2005-2006 отображена в таблице 2.
Таблица 2. Структура государственного внешнего долга, млрд. долл. США17
Наименование |
2005 год |
2006 год | ||||
1 янв. |
1 апр. |
1 июля |
1 янв. |
1 апр. |
1 июля | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
114,1 |
108,1 |
107,6 |
76,5 |
75,2 |
72.9 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
47,5 |
46,2 |
46,0 |
25,2 |
24,4 |
24.3 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
6,4 |
6,2 |
6,1 |
3,5 |
3,5 |
2.9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
- |
- |
- |
2,1 |
2,0 |
2.0 |
Коммерческая задолженность |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
1,1 |
1,1 |
1.1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
9,7 |
6,0 |
5,8 |
5,7 |
5,6 |
5.5 |
Еврооблигационные займы |
35,3 |
34,5 |
34,5 |
31,5 |
31,2 |
31.2 |
ОВГВЗ |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
5.7 |
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0.2 |
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. За период с 1 января 2005 г. по 1 июля 2006 г. задолженность перед Парижским клубом кредиторов была снижена на 23,2 млрд. долл. или практически в 2 раза.
Россия перестала быть страной-дебитором клуба ровно через 8 лет после финансового кризиса 1998 года и достигла цели, поставленной правительством РФ и впервые сформулированной в "Долговой стратегии Российской Федерации на 2003-2005 годы", т.е. досрочной выплаты "наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга - задолженности перед Парижским клубом кредиторов".
Погашение реструктуризированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа - в июле-августе 2005 года была досрочно погашена задолженность на общую сумму 15 млрд. долл., а 21 августа 2006 года ВЭБ перевел 23,7 млрд. долл. в счет полного погашения долга РФ перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. Платеж состоит из досрочной выплаты 22,3 млрд. долл., в том числе 1 млрд. долл. составляет премия странам-кредиторам за то, что они досрочно согласились принять долги. Большая часть премии (700 млн. долл.) достанется Германии. Остальные 300 млн. долл. поделят Франция, Нидерланды и Великобритания.
Таким образом, Россия полностью рассчиталась с ПКК по реструктурированному долгу бывшего СССР. Как утверждается в пресс-релизе Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. за счет досрочного погашения18.
По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,5 млрд. долл. США, или около 3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. На 1 июля эта задолженность сократилась до 2,9 млрд. долл. США или до 2% от общего объема долга. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.
Информация о работе Современная ситуация в области государственного долга РФ