Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:11, курсовая работа
Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее этот термин постепенно получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Введение
1. Общие понятия финансов
1.1. История развития финансов и финансовых отношений
1.2. Общие понятия финансов
1.3. Источники финансового права. Финансовое законодательство России
2. Финансы в условиях рыночной экономики.
2.1. Современное состояние финансов в рыночной экономике России
3. Перспективы развития финансов
3.1. Ключевые задачи развития финансов
3.2. Перспективы развития финансов
1.1. История развития финансов и финансовых отношений
Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее этот термин постепенно получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Термин «финансы» отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно, государство, обладал особыми полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. данные отношения носили фондовый характер. В-четвертых, регулярное поступление денежных средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Предпосылками возникновения финансов являются следующие причины:
1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику и социальные нужды.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Известно, что финансы представляют собой отношения по накоплению, распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной.
Постепенно совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и частных производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Вместе с этим появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции: "Нет налогообложения без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда подданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.
Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств мира укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности в обществе, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев населения, установления социальных гарантий в виде различных пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке населения (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).
Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети которого совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в определенную финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Поэтому они неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.
Финансовые отношения существуют в каждой стране мира и без них невозможно представить какую-либо деятельность в современном обществе, особенно при рыночной экономике. Например, в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. (Ст. 8 Конституции РФ).
Финансы – это совокупность
денежных отношений, организованных государством,
в процессе которых осуществляется
формирование и использование
Финансы также тесно связаны с кредитом, который создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы в государстве, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства. Например, правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. (Ст. 114 Конституции РФ).
Финансы – это денежные ресурсы, необходимые каждому государству для удовлетворения потребностей населения, для развития и расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных органов и т.д. Аспектами финансов являются:
- Материальный (бытовой) аспект – совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
- Экономический аспект – система денежно-экономических отношений, посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
- Правовой аспект – часть отношений по распределению и перераспределению национального дохода, урегулированная нормами финансового права.
Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:
Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений. Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении Внутреннего Валового Продукта и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения, например, финансирование Федеральной программы по охране и укреплению здоровья населения. (Ст. 41 Конституции РФ).
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д. ("Бюджетный кодекс российской федерации" от 31.07, 1998, N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.12.2006)).
Финансовая система - это совокупность различных блоков, звеньев и подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения Внутреннего Национального Продукта и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через государственный бюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
Местные финансы - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства.
Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений. Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1. (Приложение 1)
Финансовое законодательство России
Источниками финансового права в Российской Федерации являются различные нормативные правовые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. статьях Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В статье 71 Конституции РФ записано, что государство (Российская Федерация) имеет право на установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений в государстве. Важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации ч. I, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключением п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Нормативным правовым актом является так же Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г. (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 28, Ст. 3492).
Информация о работе Современное сосотояние финансов в оренбургской области