Современное сосотояние финансов в оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее этот термин постепенно получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Содержание работы

Введение
1. Общие понятия финансов
1.1. История развития финансов и финансовых отношений
1.2. Общие понятия финансов
1.3. Источники финансового права. Финансовое законодательство России
2. Финансы в условиях рыночной экономики.
2.1. Современное состояние финансов в рыночной экономике России
3. Перспективы развития финансов
3.1. Ключевые задачи развития финансов
3.2. Перспективы развития финансов

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)
  1. Общие понятия финансов

1.1. История развития финансов и финансовых отношений

        Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее этот термин постепенно получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

        Термин «финансы» отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно,  государство, обладал особыми полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств  – бюджет, т.е. данные отношения носили фондовый характер. В-четвертых, регулярное поступление денежных средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

        Предпосылками возникновения финансов являются следующие причины:

1.         В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2.         Формирование и  использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику и социальные нужды.

3.         Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

        Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств.  Известно, что финансы представляют собой отношения по накоплению, распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной.

        Постепенно совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и частных производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Вместе с этим появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции: "Нет налогообложения без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда подданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.

       Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств мира укрепляется парламентская  (представительная)  власть, зарождается политика социальной стабильности в обществе, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев населения, установления социальных гарантий в виде различных пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке населения (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).

       Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети которого совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в определенную финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы.  Поэтому они неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.

 

 

 

    1. Общие понятия финансов

     

       Финансовые отношения существуют в каждой стране мира и без них невозможно представить  какую-либо деятельность в современном обществе, особенно при рыночной экономике. Например, в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. (Ст. 8 Конституции РФ).

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных  фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач. Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей. Финансы представляют собой отношения по созданию, распределению, перераспределению и использованию общественных благ и богатств, т.е., финансы являются инструментом накопления и распределения богатства. Финансы – это отношения по:

  1. созданию и использованию централизованных фондов государства;
  2. распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;
  3. созданию и перераспределению фондов предприятий.

Финансы также тесно связаны с кредитом, который создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы в государстве, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства. Например, правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. (Ст. 114 Конституции РФ).

Финансы – это денежные ресурсы, необходимые каждому государству для удовлетворения потребностей населения, для развития и расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных органов и т.д. Аспектами финансов являются:  

- Материальный (бытовой)  аспект – совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.

- Экономический аспект  – система денежно-экономических отношений, посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.

- Правовой аспект – часть отношений по распределению и перераспределению  национального дохода, урегулированная нормами финансового права.

         Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

  1. денежные отношения;
  2. распределительные отношения;
  3. отношения, связанные с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы  экономических отношений. Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

          Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении  Внутреннего Валового Продукта и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения, например, финансирование Федеральной программы по охране и укреплению здоровья населения. (Ст. 41 Конституции РФ).

   Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д. ("Бюджетный кодекс российской федерации" от 31.07, 1998, N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.12.2006)).

          Финансовая система - это совокупность различных блоков, звеньев и подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

  1. государственные финансы;
  2. местные финансы;
  3. финансы юридических и физических лиц.

          Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения  Внутреннего Национального Продукта и национального дохода государства.

         Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную  (через государственный бюджет  перераспределяется до 50%  национального дохода страны);

- регулирующую (через государственный бюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

- стимулирующую (бюджетные,  отношения имеют своей целью  стимулирование  эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

          Местные финансы - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

        Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства.

         Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений. Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1. (Приложение 1)

 

    1. Источники финансового права.

Финансовое  законодательство России

 

 

           Источниками финансового права в Российской Федерации являются различные нормативные правовые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. статьях Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В статье 71 Конституции РФ записано, что государство (Российская Федерация)  имеет право на   установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

          Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений в государстве. Важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации  ч. I, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключением п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Нормативным правовым актом является так же Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г. (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999,  № 28,  Ст. 3492).

Информация о работе Современное сосотояние финансов в оренбургской области