Современные формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, выявить существующие проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели в работе решается ряд промежу-точных задач:
• определена экономическая сущность и принципы осуществления безналичных расчетов;
• исследована динамика и тенденции современного рынка безналичных расчетов;
• выявлены особенности развития безналичных расчетов на современном этапе;
• обозначены проблемы совершенствования безналичных расчетов и предложены пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств..5
1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов…………………………………………………………………………....5
1.2 Структура расчетных правоотношений…………………………………….6
1.3 Основы организации безналичных расчетов………………………………..8
2. Анализ рынка безналичных средств в РФ…………………………………..13
2.1 Доля безналичных средств в общей денежной массе……………………13
2.2 Анализ рынка платежных карт……………………………………………...14
3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях ……………………………………………..18
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов…………………………………………………………...18
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)…………………………………………………………………………..20
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе………………...22
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей………………….26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Современные формы безналичных расчетов (1).doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

В 2009 году держателями карт на территории России и за ее пределами было совершенно 674850 млрд. операций на сумму 2844 млн. руб. (темпы роста по сравнению с 2006 годом соответственно составили  около 151% — по количеству операций и 147% — по объему). Физическими лицами в основном совершаются операции по получению наличных средств, а юридическими по оплате товаров и услуг. 

Начиная с 2006 года наметилась позитивная тенденция использования  на территории России клиентами кредитных организаций — резидентов банковских карт в целях оплаты товаров (работ, услуг). Удельный вес количества безналичных платежей в общем количестве операций с картами вырос с 19% в 2006 году до 25% в 2009 году, а темпы прироста по количеству платежей ежегодно составляли более 55% (для сравнения: темп прироста по количеству операций по снятию наличных 41%), это говорит о том, что держатели карт стали их чаще использовать при совершении безналичных платежей.

В то же время доля платежей, совершаемых  с использованием карт в сети Интернет от общего количества платежей, совершаемых  в сети Интернет (13,2%), незначительна (2,5%), что объясняется, прежде всего, высокой стоимостью интернет-платежей, а также отсутствием доверия держателей карт к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях.     

На  основании проделанного анализа  можно заключить, что основ-ными  платежными инструментами в настоящее  время являются платеж-ные карты  и платежи через сеть Интернет. Динамика их развития тормозит за счет ряда факторов, таких как отсутствие доверие к надежности и безопасности совершаемых операций с их использованием. В следующей главе рассмотрим более подробно суть этих инструментов и проблемы связанные с их совершенствованием в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие и совершенствование  системы безналичных расчетов в современных условиях

3.1Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов  

Наиболее  перспективной и получающей все  большее развитие становится форма  электронных расчетов посредством  платежных карт и электронных  денег. Стратегия развития платежной  системы в бли-жайшее время  реализуется по двум направлениям:

  • сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами;
  • переход к электронной системе дистанционного обслуживания банковских клиентов.

В настоящее время пластиковые  карточки – это инструмент, кото-рый  сейчас являются современным, доступным  для общего поль-зования и в  последнее время все чаще и  чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они яв-ляются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устояв-шимися и привычными для пользователей.

О.И. Лаврушин в своих работах рассматривает  основные понятия и прин-ципы использования  пластиковых карточек как современного платежного инструмента на международном  и российском рынках.

Механизм  функционирования системы электронных  расчетов основан на применении пластиковых  карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения  в торговых организациях, системы  банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте. [4 – 604 с. ].

Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим  возможностям и организациям их выпускающих. В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. [4 – 604 с. ]. Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:

Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций.

За  все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвер-тирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

Повышается  конкурентный потенциал банка с  учетом общемиро-вой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет  банка как участника инновационных  про-цессов.

Что касается менее приятной стороны  «карточного» бизнеса, для банка  она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже  существующую систему или орга-низация  собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.)

Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без  которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный  бизнес в условиях России весьма рискованными. [4 – 604 с.]. Использование новейших платежных средств, в частности кредитных карточек, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажноденежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании. Кроме того, пользование кредитной карточкой в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение обращаться с техникой, рассчитывать собственные траты на перспективу.

 

 

3.2 Управление банковскими счетами  через Интернет (Интернет-банкинг)  

Следующий этап развития банковских технологий в сфере без-наличных расчетов – так называемый электронный  банкинг – был пройден очень быстро. На его место пришел интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов, ведь для реализации их взаимодействия с банком требуются обычные html и wap-браузеры, которые установлены практически в каждом современном ноутбуке или мобильном телефоне.

Управление  банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и предста-вительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Кроме того, подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. [12]

Классический  вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам – физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами. Как правило, с помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд  преимуществ: во-первых, существенно  экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). Кроме того системы интернет-банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами – любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями. Возможность работать со счетами пластиковых карт позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов на абсолютно безопасном уровне – достаточно перевести с помощью системы интернет-банкинга требуемую сумму средств на карту, а затем с помощью этой карты оплатить какую-либо услугу или товар в интернет-магазине на веб-сайте последнего. При этом в системе будут доступны выписки по карт-счету, из которых можно определить какая сумма средств списана с карты, за что и т.п. Таким образом, больше, чем стоимость товара и ли услуги с карты клиента просто не спишется и клиент всегда в состоянии отследить подобные операции. Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в частности безопасности транзакций в системах интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки – поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

 

 

3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе   

Существует  четыре вида традиционных платежных  систем, которые уже давно успешно  используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с  использованием чеков, банковских пластиковых  карточек.

Основные  требования к платежным системам:

Традиционные  платежные системы для проведения расчетов между сторонами через  сеть Интернет нельзя использовать по следующим причинам:

  1. Неприемлемая рискованность – широко распространены финансовые аферы. Каждый десятый американский пользователь пострадал от мошенничества в Интернете. Как показало исследование компании BAGlobal, почти 10% американцев столкнулись с сетевым мошенничеством, связанным с кредитными/дебетовыми картами. Лишь 15% из 3000 опрошенных потребителей заявили, что они без опасения оплачивают свои покупки в on-line магазинах при помощи кредитных/дебитных карточек. Примерно 8% покупателей сообщили, что номера их карточек были незаконно использованы в течение последних месяцев, 11,7% респондентов пострадали от мошенничества, хотя никто из них не терял карточки. Но, тем не менее, согласно данным Gather Group на пластиковые карточки в 2002 году приходилось примерно 90% всех расчетов, производимых в сети.

Как показали исследования Национального  Совета Потребителей (Великобритания), большинство англичан не решаются покупать товары через Интернет из боязни стать  жертвой мошенничества (~ 40% взрослых англичан и половина Интернет-пользователей). Из 26% англичан, которые имеют доступ к сети, только 3% активно занимаются электронной коммерцией. Таким образом, повышение безопасности платежных систем является ключевым моментом для привлечения клиентов и повышения доверия покупателей к электронной торговле.

  1. Отсутствие анонимности – опасение того, что информация об осуществляемых платежах может быть собрана третьими лицами и использована против пользователей. Компания Pew Internet and American Life Project провела опрос Интернет-пользователей, который показал, что их подавляющее большинство опасается использования в корыстных целях частной информации, которую они оставляют на сайтах (86% опрошенных). Среди пользователей сети, которые используют Интернет менее полугода, – 62% боятся огласки, при стаже работы в сети более трех лет боятся попадания информации в чужие руки только половина опрошенных.
  2. Низкая скорость транзакции в сравнении со средней скоростью передачи в Интернете обычной информации.
  3. Сложность. Исследования компании Master Card показали, что 63% пользователей примерно 1 раз в три месяца отказываются от покупки в сети из-за того, что им лень заполнять форму для заказа в Интернет-магазине, 38% опрошенных считают, что заполнение формы в процессе покупки занимает слишком много времени. [11].
  4. Высокая себестоимость транзакции.
  5. Существенные ограничения. Традиционные платежные системы делают осуществление микроплатежей, а значит и ведение определенных видов электронной коммерции, основанных на микроплатежах, абсолютно нерациональным в силу убыточности таких операций.

Информация о работе Современные формы безналичных расчетов