Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать сущность финансов и концепции финансов.
Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать:
- понятие и сущность финансов;
- функции и роль финансов в экономике;
- использование финансов в общественном воспроизводстве;
- основные виды концепций;
- использование современных концепций в экономике.
Введение Финансы (франц. finance, financia - доход, платеж) возникли в условиях функционирования постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Актуальность темы: Финансы как экономические, денежные отношения органически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций становится весьма необходимым уметь эффективно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. С помощью умелого использования этого инструмента государство может решать различные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать конъюнктурные колебания. Цель курсовой работы - проанализировать сущность финансов и концепции финансов. Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать: - понятие и сущность финансов; - функции и роль финансов в экономике; - использование финансов
в общественном - основные виды концепций; - использование современных концепций в экономике. Объект курсовой работы: сущность финансов и степень их проявления в экономике. Предмет курсовой работы: финансы и современные концепции финансов. Глава 1. Теоретические основы финансов 1.1. Понятие и сущность финансов Финансы - это экономические отношения, организованные государством и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; под децентрализованными финансами - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как, по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированный производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между: · предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; · предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; · государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; · государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; · предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; · отдельными звеньями бюджетной системы; · органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая; · денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов, предприятий. Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национальной дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие). Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. В условиях же экономического кризиса; спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики. Финансы - это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроизводство. Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости, то кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов. Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов: – экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов; – в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов государства и их использование. Сущность финансов и их конкретное содержание раскрываются в их функциях. 1.2 Функции и роль финансов в экономике Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Знание функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. С точки зрения финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой стороны, аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан. В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом. Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д. Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг. Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат. Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами. Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире. Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция - текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т.е. совершения, платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем. С процессом воспроизводства основных средств тесно связаны инновационная деятельность, а также венчурное финансирование. К инновационной деятельности относится постоянное поступательное развитие предприятий на основе новых форм управления и финансирования, организации финансовых взаимоотношений. Обеспечивает инновационную деятельность финансовыми ресурсами венчурное финансирование. Это, прежде всего финансирование научно-технических разработок и изобретений. Такое финансирование требует значительного накопления капитала и выбора длительной стратегии развития предприятия. Оно основано на вариативности принятия решений и дисконтировании денежных потоков. Венчурное финансирование должно иметь строгую целевую ориентацию и основываться на бизнес-плане. Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: – зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; – доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное: – с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; – наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); – перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (налог на доходы физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления с другой. Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа, затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы: – контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; – контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т.е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо. Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства. Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям на макро - и микро-уровнях: – контроль за правильным и своевременным перечислением сумм в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования; – контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; – контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Для реализации контрольной функции разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. Контрольная функция финансов на микроуровне включает также: · контроль за поступлением выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, доходов домашних хозяйств; · контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности. Контроль за уровнем самофинансирования может проводиться на основе определения соотношения внутренних источников финансирования, включая нераспределенную прибыль, амортизацию, резервные и страховые фонды, а также средств, полученных от продажи акций и облигаций (эмиссионный доход), банковских ссуд и коммерческого кредита (взаимной задолженности предприятий по товарным поставкам). Ликвидность контролируется по соотношению оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Оборачиваемость капитала контролируется по соотношению объема реализации и совокупности основного и оборотного капитала либо валюты баланса. Прибыльность контролируется по отношению к объему продаж, издержкам производства и обращения, активам и собственному капиталу предприятия. С учетом уровня самофинансирования и прибыльности определяется степень финансового риска. Помимо трех основных функций финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В условиях рыночных отношений
финансы должны также Еще одна функция - функция организации. Она включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. Функция стимулирования - предполагает выбор оптимальных средств и способов для реализации поставленных целей. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию. Для определения роли финансов следует проследить влияние на общество распределительных и перераспределительных потоков денежных средств. Несмотря на объективное содержание и единство функций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно-исторических и специфических особенностей потребления и производства. Например, в России переход от командно-административной к рыночной экономике знаменовался бурным формированием первоначального капитала. В результате гигантски разрослась контрольная функция. Созданы многочисленные контрольные структуры, органы и средства безопасности на всех уровнях и сферах деятельности общества. Затраты денежных средств экономических субъектов на ее осуществление выросли в сотни раз. В ряде других стран традиционное отношение к личности и собственности, уважение к налогоплательщику и государству позволяют свести реальный контрольный механизм к минимуму при высоком качестве исполнения финансовой дисциплины. При этом уровень краж, грабежей, теневой экономики относительно невысокий. Аналогичная ситуация складывается и с реализацией других субъективных функций финансов. При рассмотрении роли финансов часто прослеживают их влияние на производство благ, оставляя в стороне их потребление. Между тем сами по себе финансы не создают ни стоимости, ни материальных благ. Главный смысл финансов - это распределение и перераспределение жизненных ценностей между физическими лицами. Основы процесса распределения вновь создаваемой стоимости закладываются в производстве жизненных ценностей. При этом денежные отношения становятся формами функционирования отдельных элементов и объективно необходимыми связями воспроизводства. Финансы опосредуют весь воспроизводственный процесс от формирования условий для создания ценностей до их потребления. Роль финансов в экономике чрезвычайно велика. От характера их функционирования зависят и воспроизводство ценностей и вся жизнедеятельность людей. 1.3. Использование
финансов в общественном Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. С ростом населения планеты и его урбанизацией, с обострением противоречий как внутри, так и между государствами, с развитием научно-технического прогресса и многими другими факторами воспроизводство среды обитания становится непременным условием выживания человечества. Мировое разделение труда приводит к неравномерному распределению высокотехнологичных производств, к концентрации финансового капитала в наиболее богатых странах. Более бедные страны занимаются добычей сырья и производством сельскохозяйственной продукции. Но в любом случае содержание воспроизводственного процесса не изменяется, меняется место концентрации прибавочного продукта. Через финансовый, банковский и ценовой механизмы основная доля прибыли оседает в наиболее развитых странах, позволяя им и дальше осуществлять распределение в свою пользу. Процесс воспроизводства включает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Эти стадии обязательны для воспроизводства, и хотя бы без одной из них процесс воспроизводства будет прерван. Каждая стадия воспроизводства обслуживается одной или несколькими экономическими категориями. Участие категорий в воспроизводственном процессе может быть прямым и опосредованным. Так, цена является, наряду с такой категорией, как товар, центральной в обслуживании стадии обмена. Но воздействие цены непосредственно проявляется на стадии потребления, хотя эту стадию воспроизводства обслуживают другие экономические категории. Если исходить из общественного назначения государственных финансов (формирование и использование денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих функций), то наиболее значительна их роль на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются все общественные интересы, соответственно и все противоречия общества. Из совокупного общественного продукта (СОП), идущего на потребление, в первую очередь выделяется доля, предназначенная для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта доля обеспечивает воспроизводство в том же объеме и в новом цикле воспроизводства. Оставшаяся часть распределяется между владельцем средств и рабочими. Пропорции распределения складываются веками, и каждая из сторон находится в непрерывном противостоянии в попытке увеличить свою часть. Итак, вся вновь созданная в обществе стоимость проходит первую стадию распределения, а затем стадии обмена и потребления. Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления. Но еще до этой стадии в распределительный процесс вмешивается государство, изымая из индивидуальных и коллективных доходов свою долю, используя такие экономические инструменты, как налоги, займы, страховые платежи. Чем выше доля общественных фондов потребления, тем ниже доля личных фондов потребления. В теории финансов не прекращаются споры о сравнительной эффективности государственного участия в воспроизводственном процессе. Для каждого государства в определенное время необходимо вырабатывать конкретные рекомендации, исходя из понимания того, что, чем богаче население страны, тем богаче и само государство. Ведь высокий уровень дохода создает высокий потребительский спрос, оздоравливающий экономику. Соответственно растет налогооблагаемая база и увеличивается доля накоплений. Накопление составляет основу ссудного капитала, что, в свою очередь, способствует расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения. Выбирая для анализа распределения воспроизводственный процесс, не нужно забывать, что в реальном движении капитала нельзя ограничиваться только сферой материального производства. Более того, капитал не признает национальных границ, чему способствует не только специфика биржевой и банковской сфер, но и широкое развитие транснациональных компаний. Вместо совокупного общественного продукта можно было бы выбрать для анализа валовой внутренний продукт. Оба показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в валовой продукт не включаются материальные затраты на производство продукции. В то же время, в совокупный общественный продукт не входят непроизводственные услуги, на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества. Однако если исходить из позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительным выглядит показатель «совокупный общественный продукт», поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса - сферу материального производства. Совокупный общественный продукт состоит из двух основных частей: – стоимости израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда), обозначаемой символом С; – национального дохода (стоимости рабочей силы и прибавочного продукта), соответственно обозначаемых символами V и m. Если бы сферу материального производства можно было принять за изолированную систему, то дальнейшее перераспределение свелось бы только к уплате налогов из V и m. Однако в реальной сфере распределения, участвует не только государство (через систему налогов), но и сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система и т.д. Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Последние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, производят взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формирование доходов государства. Далеко не все отношения распределения являются финансами. Но вне пределов распределения нет финансов. После первой стадии распределения , когда СОП распределяется на С и V + m, наступает вторая стадия, когда национальный доход (V + m) делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует стадия формирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года. Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что позволяет при изучении закономерностей распределительного процесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам используется механизм государственного кредита. Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий, движений и многие другие. Точно так же невозможно определить и тенденции в соотношении между фондами накопления и потребления. При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е. растут личные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления. Это понятно, поскольку весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особенность товара «рабочая сила». Рабочая сила как товар обладает свойством создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства - орудия труда и предметы труда. В свою очередь, фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними по отдельным государствам зависит от государственного устройства, традиций и т.д. Так, где у власти стоят коммунистические или социалистические партии, фонд общественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Ведь через фонды общественного потребления государство организует финансирование просвещения, здравоохранения и социальную помощь. Доля общественных фондов потребления достаточно велика и в других государствах, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности, сельского хозяйства и т.п. Здесь важно отметить, что непосредственный процесс формирования и использования общественных фондов потребления обслуживается только финансами. Основная часть фондов общественного потребления реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет ни формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В большинстве стран с рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечении принимают участие своими платежами, как работодатели, так и работниками наемного труда. В последнем случае на формирование фонда общественного потребления направляется часть фонда личного потребления. Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части: фонды личных накоплений и фонды потребления. И именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос создает предпосылки для развития товарного производства. Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходом, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления - его расходы либо избыточны (там, где речь идёт о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может, быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов. Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы выполняют три основные функции: воспроизводственную, распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения. Глава 2. Анализ современных концепций сущности финансов 2.1. Основные виды концепций Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят к XV-XVI вв. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когда ранее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки. Ученые - экономисты и финансисты
- сначала долго спорили Столь многоплановое и кропотливое изучение всех деталей финансовой практики лучшими представителями экономической мысли на протяжении нескольких веков позволило создать достаточно стройную, убедительную науку - «теорию финансов», в которой к концу первой трети XX века было уже мало белых пятен, так как внесена ясность по всем основным ее направлениям. Правда, элементы дискуссионных положений имеют место до сих пор. В хронологических рамках экономической истории «классическая школа» охватила весь период возникновения и формирования микроэкономики и была ориентирована исключительно на модель «свободного» рынка, выросшего из взаимодействия единичных потребителей и единичных производителей. Таким образом, вся экономика страны представлялась не более чем «совокупностью микрорынков», а объяснение механизмов движения и развития микроэкономики автоматически переносилось на экономику в целом и становилось теоретическим объяснением механизмов макроэкономического движения. Общую мировоззренческую сущность «классики», как известно, составляли три основные идеи: · требование невмешательства государства в экономику; · свободная конкуренция; · уверенность в надежности рыночного механизма установления равновесия между объемами платежеспособного спроса и товарного предложения, обеспечивающего экономическую эффективность. Логика подобной системы взглядов на законы движения в мире материального производства предполагала, что отклонения от требуемого равновесия возможны только временные, а длительное завышение уровня цен или сокращение объема производства невозможны, т.к. ценовой механизм, обеспеченный условиями совершенной конкуренции, в конце концов, все отрегулирует. Но «Великая депрессия» потому и имела место, что реальные процессы совсем перестали укладываться в концепцию «автоматической» самонастройки и это относилось, прежде всего, к инфляции и безработице. Быстро растущая монополизация большинства рыночных структур уничтожила условия совершенной конкуренции, а вместе с ними и ценовое саморегулирование. Объем совокупного спроса, который мог быть создан силами рынка (частное потребление плюс частное расходование капитала), был уже недостаточен, чтобы сохранить полную занятость. Брешь, которую необходимо было заполнить для стабилизации хотя бы относительного макро равновесия, намного превосходила ту норму частного инвестирования, которую тогда можно было поддерживать. Массовая безработица усилила роль социальных факторов, также деформирующих законы стихийного действия рыночных регуляторов. В отличие от предыдущих циклических кризисов перепроизводства, «Великая депрессия 30-х» обозначила кризис всей существующей системы мотивов, целей, методов экономического управления, а также обеспечивающих их экономических теорий. Государственная политика в отношении цикла не была готова к новой постановке проблемы поиска методов, для достижения равновесия. В этих условиях в обществе всегда появляется острая необходимость в совершенно новых экономических концепциях, экономических моделях, позволяющих создать новые условия для продолжения существования рыночной системы и объяснить законы последующего развития на другой теоретической высоте. С 40-х годов начинается следующий этап качественных изменений в системе координат всех экономических наук, который, естественно, не мог обойти стороной и «теорию финансов». Принципиально иной уровень общего философского и экономического мировоззрения с существенной корректировкой прежней системы ценностей позволили сконцентрировать внимание ученых на проблеме практического использования крупнейших денежных фондов национальной экономики, а многие вопросы богатейшего теоретического наследия прошедших веков перенести в учебники. Первой и основополагающей экономической теорией «нового поколения», которая открыла дверь всем последующим модификациям экономической мысли Запада, была «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнса, опубликованная в 1936 г. Новая концепция государственных финансов, получила свое, развитие в послевоенном «неокейнсианстве». Таким образом, хронологические рамки вышеупомянутого «второго этапа» можно установить между 40-ми и серединой 70-х годов. В период создания кейнсианской теории налицо были две основные проблемы - невиданные ранее масштабы безработицы, катастрофическое падение платежеспособного спроса (как потребительского, так и производственного), - и лишь две фазы циклического развития (кризис и депрессия). Поэтому Дж. Кейнса не могла тогда интересовать политика долгосрочного развития и созданная им модель была статической, а все рассматриваемые в ней экономические процессы «действовали» лишь в рамках краткосрочного периода. Основные параметры (инвестиции, сбережения) не менялись во времени. В ответ на последующую критику этого обстоятельства он сам иронично замечал: «Наша жизнь тоже краткосрочна». Учитывая кризисность ситуации 30-х годов Дж. Кейнс сосредоточил все внимание на механизме формирования эффективного спроса в ближайшем будущем. И в решении этой задачи не могла остаться прежней ни фискальная, ни вся финансово-бюджетная политика в целом. В 20-е годы обычно считалось, что подлежит весьма жестким ограничениям. В своей экономической концепции Дж. Кейнс радикально изменяет систему взглядов как на само понятие «макроэкономическое равновесие», так и на механизм его достижения. Он выступает против классических постулатов о том, что предложение товаров всегда само по себе создает спрос, что равновесие спроса и предложения постоянно обеспечивается движением цен, что равенство объема инвестирования и объема сбережений устанавливается автоматически через колебания нормы процента. Кроме того, он решительно отверг объяснение безработицы элементами государственного вмешательства и деятельностью профсоюзов, препятствующих снижению уровня заработной платы. Дж. Кейнс обнаружил и доказал, казалось бы, достаточно понятное явление, а именно - несовпадение так называемого «равновесного рыночного состояния» и состояния «полного использования» наличных производственных ресурсов. Хотя, по его мнению, только оно может обеспечить истинную пропорциональность развития экономической модели и достижение «золотого четырехугольника»: полная занятость, предотвращение инфляции, обеспечение платежного баланса и устойчивость роста национального дохода. В свою очередь, само регулируемая рыночная экономика у «классиков» как раз и заключалась в стремлении достичь только рыночного равновесия. Исповедуя эту религию, в определенный момент классическая макроэкономика остановилась в состоянии неполного, неэффективного производства, не имея стимула двигаться к полному валовому национальному продукту (ВНП), неся огромные материальные потери и порождая сильное социальное напряжение. Формирование «эффективного спроса» в краткосрочном плане, столь необходимого для приостановления экономической и социальной катастрофы, никак не могло обойтись без роста государственных расходов и изменения отношения к политике налогов и бюджетных дефицитов. Из ближайших последователей Дж. Кейнса, разделяющих его взгляды на возможности использования финансовой системы, заслуживает внимания теория американского экономиста А. Лернера, выпустившего в 1972 году труд «Экономика занятости». В центре всей системы его теоретико-прагматических принципов стоит положение о развитии «функциональных финансов». Оно, детализируя разработки Дж. Кейнса, также отражает требование формирования активной бюджетно - фискальной системы, направленной на поддержание определенного уровня государственных расходов, которые должны по мере необходимости обеспечивать нормальный рост личного потребления и инвестиций, когда эти расходы в целом недостаточны, и, наоборот, - создавать ограничительные барьеры в случае их «чрезмерности». Он считает, что самой существенной проблемой «нашего современного общества» является вопрос о том, как избежать депрессии и инфляции «с помощью регулирования нормы расходов», и приступает к поискам «механизма нормального регулирования». Именно такой механизм Лернер связывает с использованием «функциональных финансов» и сразу пытается ввести эту концепцию в определенные социальные рамки. |
С послевоенного 45-го до середины 70-х годов в капиталистическом мире произошло очень много событий, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на совершенно иной уровень. Научно-техническая революция привела к резкому усложнению номенклатуры изделий и их быстрой сменяемости. В геометрической прогрессии увеличилось общее число предприятий, усилились интеграционные процессы. Соединились в «фокусе» сразу несколько кризисов (циклический, структурный, энергетический, экологический), распалась Бреттон-Вудская система и т.д. Такая усложненная система, во-первых, не могла уже управляться прежними методами централизованного воздействия и, во-вторых, объективно требовала определенного перемещения акцентов на рыночные рычаги саморегуляции. Совершенно новая экономическая реальность нуждалась в новых концепциях макрорегулирования.
Расположение школ экономической мысли
Запада к первой половине 70-х, может быть
изображено в форме четырехугольника
и представляет следующую картину: кейнсианская «компания»,
«умеренная оппозиция», агрессивная «правая» оппозициям в лице
неоклассиков, а также представители «экономики
предложения» М. Фелдстайн и А. Лаффер,
выступающие за свободу предпринимательства
и невмешательство государства. Имели
место концепции институционалъно-
Все главные прежние постулаты «поведения» государственных финансов отвергаются. Выдвигаются жесткие требования сбалансированности бюджета (за неимением других приемлемых вариантов) путем сокращения социальных программ, общей доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, а также умеренных налогов. На этой волне формируется экономическая теория предложения, усилиями, главным образом, экономистов США. Ее сторонники, так называемые сэплайсайдеры, представляют неоклассическую экономическую теорию на базе идейного наследия Ф. фон Хайека - теории предельной эффективности факторов производства и современного монетаризма. И хотя именно в этом направлении отчетливо виден раздел с кейнсианством (в отличие от монетаристов, учитывающих все-таки кейнсианский анализ совокупного спроса), его представители выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику, твердо веря в высокую эффективность налогового регулирования экономики.
В целом авторы этой современной концепции стоят за переход к долгосрочному государственному регулированию предложения факторов производства. 70-е и 80-е гг. отмечены усилением влияния сэплайсайдеров как на развитие мировой экономической мысли, так и на принципы формирования экономической политики ряда ведущих западных стран. После кейнсианских «провалов» ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, и выработать конструктивные варианты решения многих проблем западной экономики 70-х гг.
Выводы новых концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики. Основным стержнем этой реформы считается радикальная реформа системы налогообложения, направленная в сторону значительного уменьшения предельных налоговых ставок. Предусматривается, что это снижение должно быть дифференцированным, пропорционально его предельной эффективности. В частности, предлагается в большей степени сократить те виды налогов, которые дадут максимально предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости, и в первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Существенная роль отводилась также реформе налогообложения лиц с высокими доходами: с богатых надо брать меньше, так как их отличает большая склонность к сбережениям. И вообще, в снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современной экономики. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок должен стать не рост бюджетного дефицита, а его сокращение. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект Лаффера. В теории предложения он занимает исключительно важное место. Именно через него проходит, в сущности, единственная линия связи между концепцией налогового регулирования, находящейся в центре этой теории, и принципом равновесия государственного бюджета.
В 80-е гг. ряд принципов теории предложения был положен в основу экономической политики правительств некоторых стран. На основе ее разработок с 1986 г. проводятся крупные налоговые реформы, которые начались в США.
Авторы «экономики предложения» совершенно верно уловили главное направление «теоретической» перестройки - необходимость всемерной мобилизации созидательного потенциала рынка, что, собственно, и входит в задачу экономической теории в отличие от практического руководства и инструкции. Что же касается реальных изменений в налоговых законах, то они всегда и везде влекут за собой проблемы, часто имеющие объяснения в сферах, очень далеких от фундаментальной экономической науки.
Как уже отмечалось, современная западная экономическая мысль представлена несколькими крупными школами, каждая из которых имеет ряд направлений. Некоторые из них базируются непосредственно на основных постулатах кейнсианства, другие откровенно им противоречат. Но никто не может отрицать, что вся академическая наука и практика развитых государств признает и осуществляет жизнедеятельность в системе смешанных экономик, т.е. в той или, иной степени, в предпочтении одних или других форм, регулируемых государством. Поэтому, несмотря на наличие диаметрально противоположных точек зрения по комплексу вопросов государственного регулирования, в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука - экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов. Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Под государственными ресурсами подразумевается вся собственность и все денежные (в основном бюджетные) фонды. В центре внимания экономики общественного сектора находятся в первую очередь государственные финансы. Особенность этой дисциплины состоит в том, что она рассматривает государство даже не в качестве регулирующей структуры, а в общем ряду субъектов экономической деятельности, который должен поставлять обществу конкретные экономические блага с необходимой эффективностью производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана также объяснить, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной. Однако, помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, учитывается его принципиальное отличие от других субъектов рыночного хозяйства, заключающих свои сделки добровольно. Государство и его органы всегда обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.
В основе всех прежних взглядов на роль государства и системы его денежных фондов лежала необходимость целесообразного перераспределения доходов, ресурсов, имущества в соответствии с принципами социальной справедливости. Но природа перераспределительных процессов такова, что очень часто их результатом становится конфликт интересов, так как улучшение положения одной группы индивидов происходит за счет ухудшения другой. Согласно новой системе взглядов речь идет о желательной парето-оптимизации. Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других. По мнению авторов, современный свободный рынок в любом государстве вследствие ограниченной (а потому и несовершенной) конкуренции, внешнего воздействия и неполноты информации обязательно имеет серьезные изъяны («провалы рынка», «ошибки рынка»), т.е. попадает в ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает парето-оптимального использования ресурсов. И вот как раз в этих зонах, и только в них должен функционировать общественный сектор (желательно на принципах парето-оптимизации), при этом в предварительных расчетах изъяны рынка необходимо сопоставить с возможными провалами государства.
В теории экономики общественного сектора в ее понимании роли и назначения государства соответственно серьезно скорректированы взгляды на роль конкретных финансовых институтов. Например, налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств на содержание неких над экономических структур, а скорее, в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, должны получать ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остается бесспорное право добиваться минимизации своих затрат (налогов), т.е. налицо требование ощутимой возвратности налогов как в масштабах общества, так и для каждого налогоплательщика. И единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами этой страны принципов перераспределения доходов. Но в силу несовершенства современных экономик и изъянов государства на практике налоговые системы не способны безукоризненно выполнять данную миссию. Просто при конкретном выборе путей необходимо стремиться к этой идеальной модели. Налоги необходимо платить всем гражданам, а дифференциация уплаты должна производиться по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе.
Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности. Первому отвечают различия в величине налогового бремени, в соответствии с различиями в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Второй принцип предполагает соразмерность налогообложения, но не субъективной готовности, а объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. На практике этот принцип трудно заменить каким-либо другим. Но какой бы конкретный принцип не был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, «демократическое» налогообложение предусматривает, во-первых, равенство по горизонтали, во-вторых, равенство по вертикали.
Первое - это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Второе - соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в их положении. Оба эти принципа, по сути, выражают идею запрета на дискриминацию в налогообложении. После выбора принципов налогообложения в целом и расчета необходимой суммы, следует сформировать общую структуру системы, т.е. выбрать конкретные виды и рассчитать ставки. Делать это нужно на базе анализа воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, так как только он позволяет выявить искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений (под искажением обычно подразумевают, негативное влияние на эффективность). Авторы теории экономики общественного сектора очень большое внимание уделяют обеспечению возможности общественного контроля за формированием и результатами действия налоговой системы. Эксплуатация неведения налогоплательщиков со стороны государства (отдельных групп специальных интересов) ничуть не более отвечает принципам современной рыночной экономики, чем всякое иное злоупотребление информационной асимметрией.
Как известно, в любом обществе во все времена налогоплательщиков посещало желание переложить, переместить свои налога. И это по-человечески понятное стремление всегда находило способы реализации при наличии экономических и правовых возможностей. Авторами рассматриваемой теории подробно анализируются различные современные варианты как перемещения налогов, так и экономический результат избыточного налогового бремени. Доказано, что последнее представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения, обусловленным налогообложением. Этот эффект замещения и выражает искажающее действие налога, самым отрицательным результатом которого является искажение соотношений цен, на основе которых осуществляется перераспределение ресурсов.
Информация о работе Современные концепции сущности финансов и их оценка