Специализированный финансовый контроль,характеристика и особенности проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовый контроль: его содержание и значение
1.1 Необходимость, функции, принципы организации финансового контроля
1.2 Классификация финансового контроля
Глава 2. Характеристика форм финансового контроля в РФ
2.1 Государственный финансовый контроль
2.2 Особенности негосударственного финансового контроля
2.2.1 Внутрифирменный финансовый контроль
2.2.2 Контроль со стороны коммерческих банков
2.2.3 Аудиторский контроль
Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы и кредит.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Всего за 2000-2009 годы Счетная палата провела 4483 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2009 году - 375).

В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1366,6 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2009 году - 238,3 млрд. рублей).

По результатам контрольных мероприятий в 2000-2009 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4165 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 997 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1130 уголовных дел.

В 2000-2009 годах было проведено 507 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2009 году - 65). Рассмотрено 7035 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 921).

Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов. Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов.

Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. [18, с. 22] Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов.

Глобальный кризис затронул практически все сферы социально-экономической жизни. При этом существенно увеличилась степень неопределенности развития социально-экономических процессов. Никто точно не знал, сколько продлится кризис, какова будет его глубина и как наиболее безболезненно преодолеть его последствия.

Многие антикризисные меры разрабатывались и принимались, что называется, «с колес» и часто имели беспрецедентный характер как по объемам выделяемых на них средств, так и формам их реализации.

На начало текущего года на реализацию антикризисных мер в России было выделено более 4 трлн. рублей, или почти 12 % ВВП, что выше, чем в большинстве других стран. При этом получателями средств государственной поддержки стали предприятия и банки всех форм собственности, что существенно усложнило задачу обеспечения контроля за прозрачностью использования этих средств.

Для повышения оперативности осуществления этих мер на 2009 год в России был принят особый порядок исполнения бюджета, когда текущие изменения в расходную часть принимались без внесения соответствующих поправок в закон о бюджете. (Данные изменения утверждались специальной комиссией, состоящей из представителей Администрации Президента, Правительства и двух палат парламента). Это сделало необходимым выработку эффективных механизмов обратной связи, позволяющих осуществлять оперативный мониторинг реализации антикризисных мер и их влияния на ситуацию в отдельных отраслях, регионах и стране в целом. Одним из важнейших инструментов обеспечения этой обратной связи стала Счетная палата Российской Федерации.

В условиях кризиса основная задача Счетной палаты состоит не только в том, чтобы обеспечивать контроль за законностью и эффективностью использования бюджетных средств, направляемых на реализацию антикризисных мер.

Не менее важной задачей стала выработка предложений и рекомендаций по повышению действенности этих мер, их встраивания в общий контекст реализации долгосрочных программ развития страны. Одновременно в условиях высокой неопределенности и неблагоприятных ожиданий нужно было повысить степень информированности участников рынка и всего общества в целом о том, что реально делается в стране для преодоления кризиса.

В целом, в условиях кризиса еще более возрастает роль высших органов финансового контроля в обеспечении граждан и инвесторов объективной и независимой информацией о состоянии государственных финансов. Тем самым они вносят свой вклад в преодоление «кризиса доверия», который, на мой взгляд, и является одной из основных причин кризиса.

В настоящее время идет процесс по корректировке инвестиционных программ крупнейших государственных компаний и корпораций с целью расширения финансирования ими ряда наиболее значимых инновационных проектов и программ.

Очевидно, что высшие органы финансового контроля должны обладать определенным инструментарием, помогающим им оценивать эффективность реализации антикризисных или любых других мер социально-экономической политики государства, а также их соответствие стратегическим задачам развития страны.

 

 

Заключение

 

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Я думаю, что ещё одним важным вопросом является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

Список использованной литературы

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон

О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ

О Счетной палате РФ: Федеральный закон

Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал»

Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы.

Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал.

Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал»

Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. —

Кармоков X Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал.

Кочерин Е. Госконтроль: на одного с сошкой... // Материалы сайта

«Современная Россия. Информационно-аналитический портал»

Нерубайло В.Е. Осуществление внешнего контроля государственных финансов региональными счетными палатами Франции. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. —

Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.

Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. —

Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.

Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации

 Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации

Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы.

Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал.

Подберезкин А.И., Кириков Е.П., Суров С.П. Нужно начинать сначала — с создания концепции государственного финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал».

Информация о работе Специализированный финансовый контроль,характеристика и особенности проведения