Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 05:10, контрольная работа
Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоёмких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НОЯБРЬСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная работа
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Способы размещения и погашения государственных займов»
Выполнила студентка 3 курса,
Направление: Экономика
ОЗО, полная программа,
Е.А. Рихтер
Проверила:
г. Ноябрьск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоёмких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным учёным рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год и плановый период, на основании которого страна живёт в течение этого времени, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и покрытия бюджетного дефицита наряду с другими средствами (налоги, эмиссия) активно используются государственные заимствования.
Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных средств для решения проблем бюджетного дефицита.
Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:
1) ставки
налогов не могут повышаться
беспредельно: в случае чрезмерного
повышения налоговых ставок
2) даже
в случае принятия закона о
повышении налоговой ставки
Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.
В порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций.
Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.
Государственный (муниципальный) кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Государственный кредит, как и любые другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и платности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то, что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.
Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие бюджетного кодекса (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по (статья 98 БК РФ):
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:
1) краткосрочными (менее одного года);
2) среднесрочными (от одного года до пяти лет);
3) долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в иностранной валюте.
Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"):
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):
Государственные (муниципальные) заимствования используются как способ привлечения денежных средств для покрытия бюджетных дефицитов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации - федеральном, региональном и местном.
Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяются на капитальные и текущие. Капитальные государственные заимствования - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
Смотрите также таблицу 1. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.
Таблица 1
Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
1. |
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реалиизация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние |
Наличные денежные средства |
2. |
Эмиссия новых государственных заимствований |
Государственные ценные бумаги |
3. |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
Корпоративные ценные бумаги |
4. |
Государственные закупки |
Товарные поставки |
5. |
Платежи российских заёмщиков |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) |
6. |
Иные государственные платежи |
Размещение государственных ценных бумаг может быть:- Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;- Вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформленная на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесён портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственного рынка.
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешёвых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
государственный долг дефицит бюджет
Государственным (муниципальным) долгом являются обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Информация о работе Способы размещения и погашения государственных займов