Становление и развитие системы Федерального Казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Россия располагает огромными богатствами. Национальное богатство государства требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного управления и контроля. С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………………………………………..6
1.1. История возникновения казначейской системы в России………………………….6
1.2. Становление системы Федерального казначейства………………………………...9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………………..15
2.1. Структура, задачи и функции Федерального казначейства………………………..15
2.2. Развитие органов Федерального казначейства……………………………………...22
2.3. Перспективы развития системы Федерального казначейства ……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ казн.rtf

— 829.95 Кб (Скачать файл)

Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Отсутствие механизмов контроля над этапами расходования бюджетных средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в ее реализации.

Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации

Только 27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

За сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

Анализируя более чем пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

Одним из первых из них является организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.

Второй этап - исполнение федерального бюджета по расходам начинался в 1995 году с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

Следующим шагом в развитии казначейской системы в России был переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

С 1999 года наступил третий этап становления казначейской системы в России. В этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства. В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

2001 год ознаменовался началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

С 2004 года функциональное развитие системы казначейских органов тесно взаимоувязано с проходящими в России административной и бюджетной реформами. [16]

На современном этапе развития российского государства установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [4]

Федеральное казначейство выступает в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

 

 

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства

 

В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует административно-территориальному делению РФ. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

  1. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ (ГУФК)
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам РФ, краям, областям, автономным образованиям, г. Москве и Санкт-Петербурге.
  3. Отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.

Основные функции ГУФК:

  • осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;
  • управление движением средств на счетах казначейства;
  • доведение информации о результатах использования федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;
  • руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;
  • обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, в г. Москве и Санкт-Петербурге возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей Министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК.

Основные функции ОФК:

  • формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
  • обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
  • ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
  • представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. [4]

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета:

  • концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти;
  • наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджета РФ;
  • оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что приводит к минимуму их целевое использование;
  • наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета, финансировании расходов, кассовых расходах, остатках на счетах бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджета РФ.

Задачи органов Федерального казначейства

Основными задачами органов Федерального казначейства РФ являются:

  1. организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы
  2. регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств
  3. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов
  4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом
  5. управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ
  6. разработка инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Система органов казначейства, в рамках, поставленных перед ней задач, обеспечивает:

  1. финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
  2. учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
  3. сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;
  4. контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
  5. ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
  6. краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
  7. краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
  8. распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  9. учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  10. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  11. взаимодействие с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
  12. обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

Информация о работе Становление и развитие системы Федерального Казначейства