Стратегия и инструменты снижения рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Во всем мире бизнес неизменно связан с риском, а на развивающемся российском рынке эта закономерность проявляется особенно остро. В своей деятельности предприниматели сталкиваются с различными видами рисков. Наступление любого из них неизбежно приводит к моральным и материальным потерям.
Укрупненно, основными средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для предпринимателя зачастую означает отказ от прибыли.

Файлы: 1 файл

Upravlenie_finansovymi_riskami.docx

— 22.33 Кб (Скачать файл)

Стратегия и инструменты  снижения рисков

Во всем мире бизнес неизменно  связан с риском, а на развивающемся  российском рынке эта закономерность проявляется особенно остро. В своей  деятельности предприниматели сталкиваются с различными видами рисков. Наступление  любого из них неизбежно приводит к моральным и материальным потерям.

Укрупненно, основными средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для предпринимателя зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска — это  оставление риска за предпринимателем, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее  уверен, что он может за счет собственных  средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что предприниматель передает ответственность  за риск кому-то другому, например, страховой компании.

Иначе говоря, на практике первое, что нам необходимо решить — это принять стратегическое решение о стиле работы с имеющимися у нас рисками

Вторым, более детализированным элементом управления рисками является принятие решения об инструменте снижения степени риска. Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее часто в мировой практике управления бизнесом применяют следующие способы снижения риска:

  • диверсификацию;
  • распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
  • лимитирование;
  • страхование;
  • хеджирование;
  • резервирование средств;
  • покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных  способов снижения риска.

Диверсификация. Под диверсификацией  понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Применение фирмой диверсифицированного портфельного подхода на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг) позволяет максимально снизить  вероятность недополучения дохода. Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками — активный и пассивный.

Распределение риска между  участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается  в том, чтобы сделать ответственным  за риск того участника проекта, который  в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако часто  бывает так, что именно этот партнер  недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  проекта и контрактных документов.

С одной стороны, заказчик стремится по возможности уменьшить  стоимость контракта, при этом все  требования по срокам и качеству должны быть выполненными.

С другой стороны, исполнитель  при формировании портфеля заказов  стремится к получению максимальной прибыли.

Рост размеров и продолжительность  инвестирования проектов, разнообразие и сложность, внедрение новых  методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающие любую фирму конкуренция, инфляция и другие отрицательные факторы приводят к росту степени риска в процессе осуществления проекта.

Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующим субъектом оно применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два  основных способа страхования: имущественное  страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное  страхование может иметь следующие  формы:

  • страхование риска подрядного строительства;
  • страхование морских грузов;
  • страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

  • страхование общей гражданской ответственности;
  • страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых  перевозимых по морю или воздушным  транспортом строительных грузов. Страхование  охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза  страхуется применительно ко всему  процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда  в своей деятельности они применяют  большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной  стоимостью.

Эта форма страхования  обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто  применяется для защиты от последствий  физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской  ответственности является формой страхования  от несчастных случаев и имеет  целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его  деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб  или повреждение имущества. Страхование  профессиональной ответственности  осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик  несет ответственность за подготовку архитектурной или технической  части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг  по проекту.

Хеджирование — это  процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

Сделки, предметом которых  является поставка актива в будущем, называются срочными. Сделки, имеющие  своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе — спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник — арбитражер.

 Хеджирование осуществляется  с помощью заключения срочных  контрактов: форвардных, фьючерсных  и опционных.

Форвардный контракт —  это соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи  и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт —  это соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а  его исполнение гарантируется расчетной  палатой биржи.

Опционный контракт — это  соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет  право одной из сторон исполнить  контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут  выступать различные активы —  валюта, товары, акции, облигации, индексы  и другое.

Резервирование средств  на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий  установление соотношения между  потенциальными рисками, влияющими  на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления  сбоев в выполнении проекта.

В общем случае резерв может  использоваться для следующих целей:

  • выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;
  • увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;
  • временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены;
  • компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.

 

В качестве примера рассмотрим вариант построения риска спортивно-развлекательного комплекса.

Виды рисков

Отрицательное влияние

Способы защиты

1. Неустойчивость спроса

2. Выявление альтернативного спроса

3. Снижение цен конкурентами

4. Увеличение производства и  т.д. у конкурентов

5. Рост налогов

6. Снижение платежеспособности потребителей

7. Рост цен на перевозки, размещение, питание, материалы и т.д.

8. Отсутствие альтернативных поставщиков

9. Недостаток оборотных средств

1. Падение спроса и рост цен

2. Снижение спроса

3. Снижение цены

4. Падение продаж

5. Уменьшение чистой прибыли

6. Снижение объемов продаж

7. Снижение прибыли

 

8. Угроза потери покупателей

9. Увеличение кредитов

Постоянная диагностика конъюнктуры рынка

Анализ конкуренции

Резервирование денежных средств

Хеджирование (фьючерсное, опционное)

Страхование


 

В качестве универсального итогового алгоритма, который можно  использовать в практике управления и минимизации рисков, можно рекомендовать  следующую 10-этапную схему.

  • Определите финансовое состояние своего предприятия с помощью финансовых показателей. Выясните глубину и степень поражения кризисом.
  • Определите зоны риска для Вашего предприятия в условиях кризиса.
  • Провести SWOT-анализ сильных и слабых сторон своего предприятия: возможности, сильные стороны, угрозы, слабые стороны. Проанализировать все функции предприятия (производство, маркетинг, финансы, персонал и т.д.) с этой точки зрения.
  • После проведения всестороннего анализа предприятия можно будет составить перечень рисков.
  • Следующим шагом будет управление рисками в текущей финансовой деятельности. Это будут риски покупателя и продавца, имущественный и производственный риск.
  • Очень важным направлением управления предпринимательскими рисками является управление запасами с применением методов АВС и XYZ анализа.
  • Следующим направлением для снижения рисков предпринимательской деятельности будет управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
  • Следующий шаг. Классификация затрат в текущей деятельности и выбор по каждому виду затрат метода управления затратами. Расчет точки безубыточности.
  • Важным шагом в управлении финансовыми рисками в условиях кризиса будет также анализ инвестиционных проектов предприятия и их финансирование.
  • Последним шагом в цикле управления предпринимательскими рисками, но не последним по значимости, будет мониторинг, контроль и анализ результатов.

Также необходимо учесть типовые  препятствия, мешающие компаниям минимизировать риски, из-за которых даже успешная организация может проиграть. Это  главным образом воздействие  психологического фактора, связанного с менталитетом менеджмента фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент. Принципы и методики. Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010

2. Швец С.К. Система интегрированного управления рисками в компании. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2009

3. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook142/book/index/index.html?go=part-010*

 


Информация о работе Стратегия и инструменты снижения рисков