Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:01, творческая работа
Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета делятся на три вида:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы;
3. безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Центральное
место в системе
Если обратиться к истории вопроса, то первый бюджет в России был составлен в 1722 г. на 1723 г. соответственно, он носил название «Роспись доходов и расходов». С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно. В СССР также составлялся и разрабатывался бюджет. Централизованные фонды денежных средств были сосредоточены в союзном бюджете, бюджетах республик и местных бюджетах. Начиная с 1992 г., в России произошло разделение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете – примерно 60 % консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Любой бюджет включает в себя как доходную, так и расходную части.
Доходы бюджета – денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в
соответствии с действующим
Следует отметить, что понятие «доходы бюджета» уже, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.
Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета делятся на три вида:
К налоговым доходам бюджета относятся:
К неналоговым доходам бюджета относятся:
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджет относятся:
Как уже было отмечено, первая
и основная часть доходов федерального
бюджета – это налоговые
Структура доходов федерального бюджета | |||
2010 |
2011 |
2012 | |
вид дохода |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
всего: |
8 305,30 |
11 366,00 |
11 136,27 |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НАЛОГИ) |
3 227,70 |
4 664,70 |
4 331,07 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1 442,60 |
2 046,90 |
2 153,07 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 408,30 |
1 985,00 |
1 920,53 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 199,60 |
1 543,80 |
1 473,60 |
Промежуточный итог: налоговые доходы |
7 278,20 |
10 240,40 |
9 878,27 |
% налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета |
88% |
90% |
89% |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
427,80 |
380,10 |
392,93 |
ПРОЧЕЕ |
599,30 |
745,50 |
865,07 |
Таблица 1 «Структура доходов федерального бюджета»
В указанной таблице отражена структура доходов федерального бюджета за период 2010-2012 г. (показатели за 2012 год рассчитаны исходя из имеющихся данных за 3 квартала, с учетом сложившегося тренда)
Проанализировав имеющиеся данные, можно сказать, что доход федерального бюджета по статье «НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ» имеет тенденцию к росту, это обусловлено богатыми запасами природных ресурсов, имеющихся на территории нашей страны. Показатель этот растет даже, несмотря на объявленный в нашей стране курс модернизации экономики, который подразумевает под собой переход к конкурентоспособной модели национальной экономики, с преобладанием в ней наукоемких технологий взамен низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности.
Показатель доходов федерального бюджета по статье «ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», наоборот, снижается. Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если общей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью. Это во многом касается унитарных предприятий, основной проблемой которых является отсутствие в их деятельности экономического риска как фактора мотивации экономической и управленческой активности, и как следствие безынициативность в вопросах рационализации деятельности и выстраивания рыночной стратегии, а так же недостаточная конкурентоспособность, необходимость реструктуризации и технологической модернизации.