Структура доходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:01, творческая работа

Описание работы

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета делятся на три вида:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы;
3. безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Файлы: 1 файл

Структура доходов бюджета РФ_.docx

— 21.97 Кб (Скачать файл)

Структура доходов бюджета РФ

Центральное место в системе государственных  финансов занимает понятие «бюджет». В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который составляется на один год и имеет силу закона. Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Если обратиться к истории вопроса, то первый бюджет в России был составлен в 1722 г. на 1723 г. соответственно, он носил название «Роспись доходов и расходов». С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно. В СССР также составлялся и разрабатывался бюджет. Централизованные фонды денежных средств были сосредоточены в союзном бюджете, бюджетах республик и местных бюджетах. Начиная с 1992 г., в России произошло разделение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете – примерно 60 % консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Любой бюджет включает в себя как доходную, так и расходную части.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим законодательством  в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и органов местного самоуправления для осуществления своих функций.

Следует отметить, что понятие «доходы бюджета» уже, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

 

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета делятся на три вида:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам бюджета  относятся:

  1. предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
  2. пени и штрафы по ним.

К неналоговым доходам  бюджета относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (приватизации);
  3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня; в данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
  4. средства, полученные в результате применения мер гражданско—правовой, административной и уголовной ответственности, либо полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
  5. иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям в бюджет относятся:

  1. дотации и субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. субвенции из Федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ
  3. субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ
  5. безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ, а также из бюджетов государственных или территориальных внебюджетных фондов;
  6. перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

Как уже было отмечено, первая и основная часть доходов федерального бюджета – это налоговые доходы, которые в настоящее время  составляют около 90 % всех доходов федерального бюджета, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Структура доходов федерального бюджета

 

2010

2011

2012

вид дохода

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

всего:

8 305,30

11 366,00

11 136,27

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НАЛОГИ)

3 227,70

4 664,70

4 331,07

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1 442,60

2 046,90

2 153,07

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 408,30

1 985,00

1 920,53

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 199,60

1 543,80

1 473,60

Промежуточный итог: налоговые доходы

7 278,20

10 240,40

9 878,27

% налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета

88%

90%

89%

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

427,80

380,10

392,93

ПРОЧЕЕ

599,30

745,50

865,07


Таблица 1 «Структура доходов  федерального бюджета»

 

В указанной таблице отражена структура доходов федерального бюджета за период 2010-2012 г. (показатели за 2012 год рассчитаны исходя из имеющихся данных за 3 квартала, с учетом сложившегося тренда)

Проанализировав имеющиеся  данные, можно сказать, что доход федерального бюджета по статье «НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ» имеет тенденцию к росту, это обусловлено богатыми запасами природных ресурсов, имеющихся на территории нашей страны. Показатель этот растет даже, несмотря на объявленный в нашей стране курс модернизации экономики, который подразумевает под собой переход к конкурентоспособной модели национальной экономики, с преобладанием в ней наукоемких технологий взамен низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности.

Показатель доходов федерального бюджета по статье «ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», наоборот, снижается.  Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если общей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью. Это во многом касается унитарных предприятий, основной проблемой которых является отсутствие в их деятельности экономического риска как фактора мотивации экономической и управленческой активности, и как следствие безынициативность в вопросах рационализации деятельности и выстраивания рыночной стратегии, а так же недостаточная конкурентоспособность, необходимость реструктуризации и технологической модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура доходов бюджета РФ