Структура внешнеэкономических доходов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:55, доклад

Описание работы

Оптимизация структуры доходов федерального бюджета – это оптимальное соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета, установление эффективной ставки и доли их отчислений, где критерием оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.
Исходя из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке России, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов федерального бюджета России и как мера поддержки экспорта промышленной продукции.

Файлы: 1 файл

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 147.74 Кб (Скачать файл)

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОХОДОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филипчук Оксана Александровна

аспирантка, ассистент кафедры  «Финансы и цены» РЭУ имени  Г.В.Плеханова

(cycadales@bk.ru)

 

Оптимизация структуры доходов федерального бюджета – это оптимальное  соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений  в доходную часть федерального бюджета, установление эффективной ставки и  доли их отчислений, где критерием  оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального  сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.

Исходя  из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке  России, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов федерального бюджета России и как мера поддержки экспорта промышленной продукции.

Одной же из основных задач внешнеэкономической  политики должно быть увеличение доходов  от внешнеэкономической деятельности за счет повышений качества ведения  политики, с учетом выявленных правительством недостатков.

Доля  внешнеэкономических доходов в  составе доходов федерального бюджета  по итогам 2011 года составила 41%, при  этом 97,7% доходов ВЭД составляют таможенные пошлины. Из них  79,6% приходится на вывозные (экспортные) таможенные пошлины  и лишь 18,12% на ввозные (импортные) таможенные пошлины, как указано на Рисунке  1.

Рисунок 1 .Структура доходов от внешнеэкономической деятельности РФ в 2011 году (в % от общей суммы в 100%).

Это объясняется практически стабилизацией  денежных средств, получаемых федеральным  бюджетом по статье «Вывозные таможенные пошлины» и прежде всего «Вывозные  таможенные пошлины на сырую нефть», «Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти», а также «Доходы  от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого  компонента», по которым в доход  федерального бюджета в 2008 году поступило 2 695,3 млрд.руб., а в 2011 году 2604,3 млрд.руб., различающиеся между собой на 3,4%, что практически укладывается в точность прогнозных расчетов. Так в РФ ощутимые пошлины при экспорте товаров за территорию страны накладываются только на углеводороды и продукцию из углеводородов.

Данная  ситуация лишний раз доказывает необходимость  изменения структуры доходов  федерального бюджета в целом, от внешнеэкономической деятельности в частности, учитывая специфику вывозных и ввозных пошлин в РФ. Имеется в виду нагрузка на сырьевой сектор экономики как наиболее приносящий доход.

Отсюда  тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов  решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный  путь развития, ее диверсификации и  повышения глобальной конкурентоспособности.

Динамика  доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2012 – 2014 годах планируется на уровне:  в 2012 году в размере 3569,4  млрд.руб., в 2013 году в размере 3533,4  млрд.руб., в 2014 году в размере 3811,6 млрд.руб.

Доходы  от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую на 2012  год прогнозируются в объеме 2 088,7 млрд. рублей, что на 113,3 млрд. рублей, или на 5,1 %, меньше по сравнению с предыдущим годом,  на 2013  год –  2 034,6 млрд.  рублей  (на 54,1млрд. рублей, или на 2,6 %) и на  2014 год – 2 191,1 млрд. рублей  (прирост  на 156,6 млрд. рублей, или на 7,7 %). 

Суммы вывозной таможенной пошлины на сырую  нефть в проекте федерального бюджета на 2012 - 2014  годы рассчитаны исходя из средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с  учетом снижения предельного коэффициента при  расчете ставки пошлины на нефть с 65 % до 60 %. 

Поскольку доля вывозных (экспортных) таможенных пошлин преобладает в составе  доходов от внешнеэкономической  деятельности и наибольшие поступления  в доходы федерального бюджета Российской Федерации идут от налогов, сборов, регулярного пользования природными ресурсами и таможенных пошлин с  сырьевого экспорта, то в первую очередь рассмотрим структуру экспортируемых товаров, затем перейдем к импорту (Рисунок  2).

Рисунок 2 . Структура экспорта РФ в 2011 году.

Согласно  Рисунку 2 нефтегазовая доля в экспорте страны в 2011 году составила 45% от 516 млрд.долларов или 232 млрд.долларов в абсолютных цифрах. Из-за высоких цен на нефть рентабельность добычи и продажи углеводородного сырья по-прежнему оставалась и остаётся высокой. Подтверждением тому служат данные за 2010 и 2009 года.

В 2010 году экспорт товаров увеличился на 31,8% по сравнению с уровнем 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных  объемов экспорта внес рост мировых  цен на сырье.

В России основные направления экспорта: углеводородное сырье, нефтепродукты, металлургическая продукция, в большей  степени товары с низкой долей  обработки, что подтверждают статистические данные Федеральной службы государственной  статистики.

Основные  статьи экспорта России1:

минеральное сырье – 68,8%,  металлы, драгоценные камни – 13%,  продукция химической промышленности, каучук – 6,3%,  машины, оборудование – 5,7%,  древесина – 2,5%,  продовольственные товары – 2,3%.

Для сравнения возьмем Федеративную Республику Германии, как яркий пример европейской страны-экспортера высокотехнологичной  продукции. У России и Германии на протяжении длительного времени  развиваются торгово-экономические  отношения, основанные в основном на том, что Россия экспортирует в Германию энергоресурсы, а Германия в Россию высокотехнологичный товар с  высокой степенью обработки.

Согласно  плану экономического развития Российской Федерации, частично затронутому в  федеральном законе «О бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в долгосрочной перспективе  развитие российско-германских торгово-экономических  отношений будет определяться высоким  уровнем активности двустороннего  сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая  взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях  в Россию, экспорте технологий и  технологического оборудования из Германии.

Посмотрим, в чем же заключается секрет германского  экспорта.

Основные  статьи экспорта Германии2:

продукция автомобильной  промышленности -  17,5%,  машинное оборудование – 14,8%,

химическая  продукция – 13,9%,  обработанные металлы – 6,3%, электрические механизмы – 5,2%,  медицинская аппаратура и точная оптическая продукция – 4%,  продукты пищевой промышленности – 4%,  другие транспортные средства – 3,4%,  изделия из металла – 3,3%.

В совокупности первые три направления экспорта дают в общей сумме экспорта 46,2%.

Рисунок 3 . Экспорт ФРГ за 2010 год (в % от общей суммы в 100%)

Экспорт РФ в 2010 году составил:  400,4 млрд.долл. или 11 611,6 млрд.руб., исходя из среднегодового курса 29 руб. за 1 доллар.

Экспорт РФ в 2011 году составил:  522 млрд.долл. или 15 138 млрд.руб., исходя из среднегодового курса 29 руб. за 1 доллар.

Экспорт ФРГ  в 2010 году составил: 959,5 млрд.евро или 37 420,5 млрд.руб., исходя из среднегодового курса 39 руб. за 1 евро.

Экспорт ФРГ  в 2011 году составил: 1060 млрд.евро или 41 340 млрд.руб., исходя из среднегодового курса 39 руб. за 1 евро.

Экспорт высокотехнологичной продукции  дает несравнимо больший доход, чем  экспорт сырья и товаров с  низкой степенью обработки. В этом мы могли убедиться, взглянув на динамику экспортных доходов РФ и ФРГ и, соответственно, структуру экспорта. В России основная доля 78% экспортируемых доходов приходится на нефтегазовые поступления, в то время как ФРГ получает 58% экспортных доходов от продажи за границу автомобилей, их комплектующих и средств производства. В сравнительных величинах за 2011 год это выглядит приблизительно следующим образом: Россия получает 11807,6 млрд.руб. за 2011 год за 78% экспорта основной продукции - сырья, а Германия получает 23977,2 млрд.руб. за 58% экспорта основной продукции – автомобилей и средств производства.

Секрет  успеха немецкого экспорта заключается  в том, что ФРГ производит товары, которые люди из стран с развивающимися экономиками хотят купить. И это  подтверждается статистическими выходными  данными по экспорту, и сравнением основных статей экспорта России и  Германии.

Очевидно, что любая страна не может развивать  экономику без нефти. В РФ ее достаточно чтобы развиваться самим и  экспортировать, но происходит почему-то экспорт без достаточного собственного развития. Ситуация осложняется еще  и тем, что для нашей страны в последние годы характерна тенденция  роста импорта товаров с высокой  степенью обработки, что еще больше загоняет внутреннюю экономику в  тупик. Согласно данным ФТС РФ рост импорта снизился в пик кризисных  цен на нефть осенью 2008 года, но потом  снова начал набирать обороты, что  видно из поступлений в федеральный  бюджет 2011 года, когда профицит бюджета  был составлен исключительно  за счет высоких цен на нефть. Для  России такая тенденция опасна, так  как останавливается не только развитие, нормальное импортозамещение, но и приток капитала в неконкурентоспособные отрасли.

Поэтому необходимыми мерами в данной ситуации служат создание благоприятных условий для импортозамещения и пересмотр структуры экспорта. Решение этих проблем возможно при совершенствовании механизма тарифной эскалации, то есть повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Так при повышении ставки тарифа по мере роста добавленной стоимости продукта повышается уровень  защиты производителей продукции с высокой степенью обработки от внешней конкуренции. Таможенное обложение сырьевой продукции минимально, поэтому развитые страны, производящие и экспортирующие в основном высокотехнологичную продукцию одновременно получают две экономических выгоды: защиту собственного высокотехнологичного производство за счет установления высоких таможенных пошлин на ввоз продукции с высокой степенью обработки, второе, покупка сырьевого продукта с низкими таможенными ввозными пошлинами. Из данного сырья создается высокотехнологичная продукция, которая идет на внутренний и внешний рынок. Тем самым круг замыкается. Так развивающиеся страны не имеют возможности выйти на их рынок, и их технологическая отсталость с каждым годом растет, так как невозможность выйти на внешние рынки консервирует производство и развитие, оставляя страну на том же уровне экспортирования сырьевых ресурсов. Одной из возможностей развития технологичного производства правительство РФ предполагает создание союза государств, торговля между которыми возможна на льготных или особых условиях. В данном случае таким союзом для России изначально послужил Таможенный Союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно. Импорт товаров РФ в 2010 году  был на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля. Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2012 – 2014 годах прогнозируется правительством в следующих объемах:  в 2012 году поступления планируются в размере 803,9 млрд.руб., в 2013 году в размере 911,8 млрд.руб., в 2014 году в размере 1 033,4 млрд.руб.

В связи с тем, что с 1 сентября 2010 года вступило в  силу Соглашения об установлении и  применении в Таможенном Союзе порядка  зачисления и распределения ввозных  таможенных пошлин в составе доходов  от внешнеэкономической деятельности, то поступление ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории стран  таможенного союза, планируется распределять между странами-участниками. Отсюда в бюджет Российской Федерации  ввозные таможенные пошлины должны отчисляться по нормативу распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации – 87,97 %. 

Основные  составляющие импорта России за рубеж3:

машины, оборудование, транспортные средства – 44,5%,  продукция химической промышленности – 16,3%,  продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 15,9%,  текстиль, текстильные изделия, обувь – 7,6%,  металлы и изделия из них – 6,2%. 

В совокупности первые две составляющие импорта дают 60,8%. Россия, богатая  на энергоресурсы импортирует высокотехнологичную, а также сельскохозяйственную продукцию.

Посмотрим на структуру импорта развитого  европейского государства, на примере  Германии, с которой Россия ведет  активную внешнюю торговлю в течение  нескольких последних десятилетий  и которая является крупнейшим импортером товаров в Россию.

Основные  составляющие импорта Германии4:

продукция химической промышленности – 11,6%,   нефть и природный газ –10%,  автомобильные детали и части автотранспортных средств – 9%,  необработанные металлы – 7,7%,  машинное оборудование – 7,1%,  радиотелевизионные и электрические составляющие компоненты – 5%,  продукты пищевой промышленности – 4,6%,  электрические механизмы – 4%,  иные транспортные средства – 3,8%.

В совокупности первые три основные составляющие дают 32% общего импорта. Импорт энергоресурсов имеет особое значение для Германии, так как это страна бедная на природные  ресурсы.

Россия является крупнейшим поставщиком газа и нефти  в Германию, которые составляют 10% общей суммы импорта Германии. Германия является крупнейшим поставщиком  машинного и технологичного оборудования в Россию, которому отводится более 45% российского импорта (Рисунок  , Рисунок  ). Между тем, между странами разрабатывается вопрос сотрудничества в сфере комплексной переработки сырьевых ресурсов, который излагается в Проекте российско-германского Соглашения о сотрудничестве в сырьевой сфере. Помощь европейской развитой страны, несомненно, важна в развитии отечественного института переработки, но, по мнению автора, у России есть потенциал самостоятельного развития, который может базироваться на опыте иностранных государств. Не всем странам выгодно развивать промышленное производство РФ, выгоднее оставить Россию на уровне развивающегося государства, поставляющего сырьевые продукты. Россия имеет возможность разрешить вопрос сырьевой переработки, не ставя в подробную известность иные государства.

Информация о работе Структура внешнеэкономических доходов Российской Федерации