Субъекты финансового права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является характеристика субъектов финансового права РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие субъекты финансово-правовых отношений;
- дать классификацию субъектов финансового права;
- выявить видовые особенности субъектов российского финансового права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами норм финансового права.
Предметом исследования выступают субъекты финансового права РФ.

Файлы: 1 файл

Виды субъектов финансовых правоотношений.docx

— 61.12 Кб (Скачать файл)

В определенных финансовым законодательством правоотношениях  обязанности предприятий могут  исполняться их обособленными подразделениями. Так, ст. 19 HК РФ предоставляет возможность  филиалом, другим обособленным подразделениям предприятий выполнять по месту  своего нахождения налоговые обязательства  учредителей.

Самостоятельными субъектами финансового права, относящимися к  разновидности коллективных, являются учреждения и организации. Для названной  группы субъектов основными целями деятельности является выполнение государственных  или муниципальных функций.

Финансовая деятельность учреждений и организаций не предназначена  для извлечения прибыли и распределения  ее между участниками, поэтому выполнение публичных функций влечет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с  Законом РФ «Об образовании» образовательные  учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Следовательно, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем  на основе государственных и местных  нормативов, определяемых в расчете  на одного обучающегося. Федеральные  нормативы финансирования образовательных  учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В системе коллективных субъектов  финансового права интересной особенностью обладают аудиторские организации, проводящие обязательный аудит. Общий  правовой статус аудиторских организаций  определен Федеральным законом  от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Финансово-правовой статус аудиторская организация приобретает в том случае, если она выступает контрольным органом по осуществлению обязательного аудита, поскольку именно этот вид аудита относится к финансовому регулированию и имеет публично- правовой характер, так как направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета.17

Организации являются коллективными  субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъектность  организаций как налоговых агентов  существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов следующие:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных  средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного  месяца письменно сообщать в  налоговый орган по месту своего  учета о невозможности удержать  налог у налогоплательщика и  о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных  налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов,  в том числе персонально по  каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.18

Кроме того, коллективными  субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность  которых входит представление в  налоговые органы информации, необходимой  для исчисления налогов, а также  выполнения некоторых других операций. Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать  налоговые органы обязаны:

1) органы, регистрирующие  организации и физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица;

2) органы, регистрирующие  физических лиц по месту жительства  либо рождения и смерти;

3) органы, регистрирующие  недвижимое имущество, являющееся  объектом налогообложения;

4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты  населения и проч., которые осуществляют  опеку, попечительство или управление  имуществом подопечного;

5) органы, уполномоченные  совершать нотариальные действия  в отношении нотариального удостоверения  права на наследство и договоров  дарения;

6) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные  документы физическим лицам, осуществляющим  на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.

В круг этих же субъектов  финансового права включаются и  банки, которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые  органы об открытии или закрытии счета  организации, индивидуального предпринимателя. Кроме того, банки являются коллективными  субъектами финансового права и  в отношении обязанностей по приостановлению  операций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению налогового органа. Эти  обязанности банков установлены  в ст. 60 и 76 НК РФ.19

 

2.3 Индивидуальные субъекты  финансового права

Индивидуальными субъектами являются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными  субъектами финансового права являются должностные лиц

Все индивидуальные субъекты имеют равную финансовую правоспособность, ограничение которой не допускается. При этом ее объем в течение  жизни может изменяться, что фактически означает: не может быть равным и  объем реализованной правоспособности гражданина, т.е. совокупности тех субъективных прав и юридических обязанностей, которыми обладает то или иное конкретное лицо в определенный момент времени.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется  прежде всего через его юридические  обязанности. Это объясняется особенностями  финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они  адресованы. Причем степень государственной  заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования  государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний.20

Факторами, влияющими на объем правосубъектности индивидуального  субъекта, могут быть: принадлежность к российскому гражданству, возраст, медицинский критерий (психическое  здоровье). К тому же история развития финансового законодательства указывает  на предоставление гражданам льгот  по демографическим признакам (например, инвалидам, детям-сиротам), с учетом общественно-полезной деятельности (депутатам, сотрудникам милиции), с возникновением неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от радиоактивного облучения) и др.

Сегодня они, помимо налоговых  отношений, могут вступать в  правоотношения по кредитованию, страхованию и другим поводам, например, в связи с внесением добровольных взносов и пожертвований и т.п.

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и  через его права, закрепленные в  законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с  помощью дееспособности, которая  представляет собой способность  лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физического  лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция  финансовой дееспособности проявляется  в обеспечении для личности возможности  осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.21

 Среди субъектов финансового права — физических лиц выделяются особые группы — индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями  являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется  налоговым и валютным законодательством  и служит важным элементом правового  статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными  резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение календарного года.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов  участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. Индивидуальные субъекты реализуют финансовую правосубъектность  и посредством участия в финансовой деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления.22

В качестве субъектов финансового  права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют  между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство может  устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет  государства. Например, существуют более  жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых  отношениях и т. д. Подобное различие в финансово-правовом статусе внутренних и иностранных субъектов присуще  многим странам, в том числе с  развитой экономикой и устойчивой национальной валютой.23

        Выводы.  Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансовых правоотношений, обладая компетенцией в области финансовой деятельности.

        Следующий общественно-территориальный субъект финансовых правоотношений — муниципальные образования. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.    Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

        Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Субъектами финансового  права являются лица (физические или  юридические), государственно-территориальные  образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность  участвовать в различных финансовых правоотношениях.

Субъекты финансового  права имеют определенные права  и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют  планомерное аккумулирование, распределение  и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных  целях.

Субъекты финансового  права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы: а) общественно-территориальные  образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Информация о работе Субъекты финансового права РФ