Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:14, реферат
Цель реферата - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
2) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
3) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
4) сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства……....3
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства……………..3
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства……5
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан………………………………………..8
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики……………………...8
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………………………………...10
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана……………………………..13
3.1 Направления денежно-кредитной политики……………………………………………………….13
3.2 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана..14
Заключение……………………………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………………………………18
Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением Национальный банк может осуществлять в нескольких формах.
Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения Национальным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. Но, естественно, мероприятия Национального банка РК проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.
Во-вторых, Национальный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в Национальном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.
В условиях становления рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Национальный банк РК пользовался жесткими административными методами регулирования, и только в настоящее время осуществил переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.
Таргетирование - установление Национальным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.
Одним махом проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной валюты, в частности, решить невозможно. Необходимо насытить внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать сильный экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время. Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические результаты от предыдущих.
В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.
Более высокие темпы инфляции могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.
Достижение темпов среднегодовой инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов денежно-кредитной политики. Валютная политика Казахстана обеспечивает защиту денежной системы государства и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.
В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования стал выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан сохраняет режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.
На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан занимает так называемую "пассивную позицию", которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.
В целях своевременного принятия мер по профилактике "перегрева экономики" Национальный Банк Республики Казахстан отслеживает ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков. Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.
Поскольку лицензирование является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и торговых операций, в практике валютного регулирования стали применяться иные методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике республики позволили говорить о том, что в настоящее время становится более выгодным инвестировать капитал в Казахстан, нежели уводить его за пределы республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала резидентами могло вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к ряду негативных последствий. Например, при сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти вопросы были проанализированы в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на основе которой правительством были приняты Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.
Основным концептуальным положением принятого парламентом Казахстана нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного режима с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1 января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления о произведенных валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.
Процесс либерализации валютного режима в Казахстане был разделен на три этапа в зависимости от поставленных целей и приоритетов.
На первом временном этапе либерализация была ориентирована на смягчение отдельных ограничений валютного регулирования. Прежде всего это касается прямых инвестиций за рубеж, которые считаются экономически оправданными, так как содействуют более эффективному распределению финансовых ресурсов и расширению производственной базы.
Таким образом, требования валютного регулирования уже на первом этапе либерализации были смягчены в отношении тех операций, которые способствуют большей эффективности использования валютных средств, проводятся устойчивыми предприятиями и финансовыми институтами и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке.
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
В настоящее время финансовая система Казахстана является по сравнению с другими странами СНГ наиболее реформированной и развитой. Успешно функционирует система коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Развиваются системы ипотечного кредитования и вексельного рефинансирования. Ведется активная работа по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности.
Денежно - кредитная политика Казахстана нацелена на приближение к мировым стандартам и либерализацию валютного режима. Большое значение придается реформированию системы государственного регулирования финансового рынка. [12,38]
В области развития банковского сектора необходимо активизировать работу по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора.
Актуальным становится вопрос создания кредитного бюро, основной деятельностью которого будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.
В настоящее время Национальным Банком подготовлены концептуальные положения развития финансового сектора Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2007 года. В рамках данной концепции предполагается подготовка перехода к принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком; совершенствование методов текущего надзора и внедрение систем корпоративного управления и управления рисками в банках, страховых организациях, накопительных пенсионных фондах; создание кредитного бюро; развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек; развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов.
К концу 2006 года ожидается снижение инфляции до 4,5%, повышение уровня монетизации экономики до 27%, снижение ставки рефинансирования до 5,5%, увеличение более чем в два раза по сравнению с текущими объемами кредитов банков экономике и депозитов резидентов в банковской системе.
3.2 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Принят новый Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов, совершенствование системы государственной поддержки инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.
В качестве результатов реализованных до настоящего времени мер в инвестиционной сфере следует отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение рейтинговым агентством "Moody's Investors Service" Казахстану кредитного рейтинга Ваа3, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание государственных институтов развития.
Вместе с тем сохраняются следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно - институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.
Цели инвестиционной политики: Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики. [12]
Пути решения. Реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и отраслевыми программами.
Приоритетами бюджетных инвестиций будут обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.
При изучении внешнеторговой политики РК необходимо помнить, что до 1991 года развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. В советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие экономики, но республика специализировалась на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т.е. носила сырьевой характер.
Информация о работе Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства