Сущность финансов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:50, доклад

Описание работы

Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения. В докладе также рассматриваются функции финансов, их общая характеристика, сущность. Изучение функций необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности. В докладе также рассмотрен вопрос равенства понятий “деньги” и “финансы”, заданный в разработке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность финансов
1. История возникновения термина
2. Предпосылки возникновения финансов
3. Этапы развития финансов
4. Сущность финансов
5. Роль государства в финансах
Глава 2. Функции финансов
1. Распределительная функция финансов
2. Контрольная функция финансов
Глава 3. Различие в понятиях “деньги” и “финансы”4
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1. Сущность финансов и их функции.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

1. Распределительная функция финансов

Распределительная функция  финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного  продукта, формированием у субъектов  хозяйственной жизни доходов  и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений.

1) Первичное  распеределение.

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном  выражении общие результаты хозяйственной  деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, действующие в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.

Конечным результатом  хозяйственной деятельности в масштабах  страны является валовой внутренний продукт, который характеризует  объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики. Для определения величины валового внутреннего продукта из совокупного общественного продукта необходимо вычесть стоимость всех затрат на сырье, материалы, топливо и другие элементы, образующие повторный счет. Таким образом, в стоимость валового внутреннего продукта, с точки зрения финансовых показателей, входят величина амортизации, зарплаты и прибыли: Y=A+W+P.

Если из валового внутреннего  продукта вычесть амортизацию основного  капитала, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части:

- одна часть национального  дохода расходуется на непроизводственное  потребление, 

- другая часть идет на возмещение и развитие средств производства, т.е. на инвестиции, которые обеспечивают непрерывность производства, его рост и прогресс;

Поэтому, говоря о структуре  национального дохода, его принято  делить на фонд потребления и фонд накопления – потребление и инвестиции.

Таким образом, можно  констатировать, что структура общественного  продукта предопределяет структуру  первичного распределения финансов.

2) Государственное распределение.

Вслед за первичным распределением финансов в ходе хозяйственной деятельности происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Благодаря этому образуется государственный бюджет, предназначенный для обеспечения деятельности государственных органов. В экономическом плане эта деятельность включает многие направления, среди которых можно выделить следующие:

1) покрытие расходов  на оборону, социальные цели, содержание  органов государственной власти  и управления, и др.;

2) удовлетворение общественных  потребностей, – развитие и содержание  учреждений образования, науки,  культуры, здравоохранения; 

3) проведение антикризисной  политики, политики устойчивого  роста, внешнеэкономической политики  и т.д. 

Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, в него встроен денежный оборот, обеспечивающий распределение и использование фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

3) Финансовое  распределение

Через распределительную  функцию финансы обслуживают  воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.

Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере  материального производства. Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им, распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

 

Начавшееся в сфере  материального производства финансовое распределение продолжается в сфере  обращения. Финансы оказывают на нее активное влияние по следующим причинам.

Во-первых, благодаря  финансам у покупателей формируются  денежные фонды, т.е. подготавливаются условия, необходимые для осуществления  обменных операций.

Во-вторых, благодаря  финансам происходит распределение  выручки, полученной в результате обменных операций.

В качестве инструмента  распределения финансы функционируют  и в сфере потребления, где  происходит конечное использование  ранее созданной стоимости. В  этой сфере с их помощью устанавливаются  конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления.

2. Контрольная функция финансов.

Контрольная функция  финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной, поскольку  движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов.

Контрольная функция  финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция  реализуется через механизм финансового контроля.

Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.

 

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

1) предварительный

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетов организации, проектов бюджетов и т.д. он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональное расходование материальных, финансовых и других ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности экономических субъектов.

2)текущий

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово-хозяйственных  и коммерческих операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расчетов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

3)последующий

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме  проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Сферой финансового  контроля являются все операции, совершаемые  с использованием денег.

Непосредственным предметом  финансового контроля выступают  такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и др.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) общегосударственный финансовый контроль;

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные

учреждения.

2) ведомственный финансовый контроль;

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Они проверяют  финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

3) внутрихозяйственный финансовый контроль;

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

4) независимый финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют:

- финансовые экспертизы;

- проверку и ревизии  финансово-хозяйственной и коммерческой  деятельности фирм и организаций; 

- контроль правильности  определения доходов, подлежащих  налогообложению; 

- консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности, проблемам налогообложения.

 

Главная задача аудиторского контроля заключается в установлении достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов; в разработке рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности фирм, в улучшении их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Глава 3. Различие в понятиях “деньги” и “финансы”4

Русские ученые всегда проводили различие между  финансовыми и денежными отношениями. Финансовые отношения составляют важную, но относительно небольшую часть денежных отношений. Фактическое отождествление финансов и денег в некоторой степени присуще современным зарубежным ученым. Об этом говорит, например, определение финансов, данное авторами Оксфордского толкового словаря, — “finance (финансы)5:

1. Практика обращения  с деньгами и управления ими. 

2. Капитал, участвующий  в каком-либо проекте, в первую  очередь капитал, который надо  получить, чтобы начать новое  дело.

3. Денежный заем  для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией (finance house)”.

Из этого определения  трудно уяснить экономическую суть и содержание финансов, то есть специфический  объект соответствующих отношений.

Связь между  деньгами и финансами была всегда и сохраняется ныне. Однако она своеобразна, ибо финансы — это всегда деньги, но деньги — это далеко не всегда финансы. Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Соотношение между деньгами и финансами представляет собой фактически соотношение между целым и специфической частью этого целого. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.).

Прибавочный продукт  исторически является объектом финансовых отношений. Обособленность и самостоятельность этой части совокупного общественного продукта характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений.

Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта.

Финансовыми будут  денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения  и перераспределения части совокупного  общественного продукта, главным  образом чистого дохода.

Деньги стихийно возникли из товарного обмена и представляют собой и сегодня его эффективное средство, а финансы появились в ходе целенаправленного накопления, фактически представляя его результат, то есть уже изначально финансы порождались накоплением, а деньги — обменом

 

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Информация о работе Сущность финансов и их функции