Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:59, реферат
Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Введение
Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в управлении экономикой, привели к тому, что нужны преобразования в финансовом контроле.
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой серьезно поколебала основы сложившейся ранее системы финансового контроля, который перестал отвечать потребностям общества.
Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России тема финансового контроля актуальна. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику с государственной собственностью. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Экономическая и финансовая системы государства охватывают множество процессов, происходящих в рамках государства. В силу многообразия форм собственности, создания фондового рынка и рынка капиталов актуальной стала потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.
Обратимся к определению, финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации. С законодательной точки зрения, финансовый контроль определяется как регламентированная деятельность специально сформированных учреждений контроля и контроллеров за соблюдением положений финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью всех их финансовых операций.
Цель финансового контроля объективно изучить финансовое положение дел в рамках проверяемого объекта и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.
Под государственным контролем понимают комплексную систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующуюся на конституции и других законах государства. Основными целями государственного финансового контроля являются максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их целевого назначения. Главное назначение гос. финансового контроля состоит в том, что чтобы отслеживать стоимостные пропорции распределения ВНП. [1]
В системе государственного финансового контроля значительное место занимает Счетная палата РФ. Счетная палата РФ ведет контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Счетной палате РФ подконтрольны все юридические – государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и ЦБ; а также органы МСУ, коммерческие банки, различные страховые фирмы и другие коммерческие фонды.
В проведении гос. финансового контроля участвует Президент РФ. Его роль в данном процессе регламентируется Конституцией РФ и указами по финансовым вопросам, подписанием федеральных законов, назначением и освобождением от должности министра финансов РФ, представлением Государственной Думе РФ кандидатур на должность председателя Центрального Банка РФ.[2]
Участником гос. финансового контроля является правительство РФ. Правительству даются широкие полномочия, оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Кроме того контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.[3]
Государственный контроль проводится на различных стадиях бюджетного процесса. На стадии исполнения бюджетных средств оперативный контроль ведется органами Федерального казначейства.
Несмотря на значительные масштабы контрольных органов, современное законодательство четко не регламентирует ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Заключение
В существовании системы финансового контроля заинтересованы и общество в целом (и государство, как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты. Поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.[1]
Список литературы