Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа
Цель данной работы: изучение сущности государственного кредита, анализ состояния государственного кредита Российской Федерации на данный момент.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрим теорию кредитно-банковской системы, основы и понятия системы государственного кредитования. Вторая глава практическая: проведем анализ содержания первой главы, обратимся к статистическим данным. Третья глава является рекомендательной. Она включает проблемы организации государственных кредитных отношений в России и пути их решения.
Государственный долг является
характеристикой
Глава 2. Анализ государственного кредита для экономики России
2.1. Анализ внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
Обратимся к анализу внутреннего и внешнего долга РФ в современном мире.
Внутренний долг Российской Федерации представляет собой финансовые обязательства государства и включает облигации различных видов, то есть долговые ценные бумаги. В данном случае мы рассматриваем облигации федеральных займов, то есть облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными и попадают в категорию государственных облигаций. Итак, обратимся к динамике объема (рис. 1) и структуре (рис 2.) внутреннего долга страны за период с 2009-2012 гг.
Рис.1. Динамика объемов государственного внутреннего долга РФ
Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга РФ
ГСО-ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой.
ГСО-ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
ОФЗ-АД - Облигации Федерального Займа с амортизацией долга, периодическое погашение основной суммы долга.
ОФЗ-ПД - Облигации Федерального Займа с постоянным доходом, Купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.
ОВОЗ - облигации внутренних облигационных займов РФ.
По данным Министерства Финансов РФ на октябрь 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3551,79 млрд. руб.
Как мы видим, внутренний долг нашей страны с каждым годом увеличивается. С чем же связан рост внутреннего долга? Рост внутреннего долга зависит от долговых ценных бумаг, которые входят в его состав. Все облигации, входящие в состав внутреннего долга, имеют разные сроки погашения, то есть разные процентные ставки. Из этого вытекает разная доходность ценных бумаг внутреннего долга, что непосредственно влияет на его величину. Самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Обратимся к внешнему долгу РФ. Данные о внешнем долге приведены в нижеследующей таблице:
Таблица 1
Показатели внешнего долга РФ за период 2009-2012 гг., млрд. долл. США
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 января |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
Как мы видим из таблицы, внешний долг постоянно снижался в рассматриваемый период, в отличие от внутреннего долга.
Наглядно можно проследить это на графике (рис. 3).
Для регулирования величины внешнего долга планируется ограничение масштабов привлечения связанных определенными условиями кредитов иностранных государств, коммерческих банков и фирм, так как они напрямую определяют структуру внешней задолженности. Внешние заимствования России в основном предполагалось базировать на использовании несвязанных (финансовых) кредитов международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития) и международного рынка капитала. Долговая нагрузка по внешним обязательствам происходит зачастую в результате девальвации рубля.
2.2. Влияние государственного кредита на экономику страны
Государственный долг, особенно
при условии его возрастания,
вызывает определенные негативные последствия
для национальной экономики. Рассмотрим
основные последствия накопления государственного
долга. Во-первых, госдолг приводит
к перераспределению доходов
среди населения в пользу держателей
государственных ценных бумаг, которые,
как правило, являются наиболее имущей
частью общества. В свою очередь
это ведет к углублению расслоения
в обществе и росту социальной
напряженности. Во-вторых, поиски источников
погашения приводят к необходимости
повышения налогов и усилению
государственного вмешательства в
экономику, что отрицательно сказывается
на хозяйственной активности. В-третьих,
возможно переложение долгового
бремени на будущие поколения. Если
государственные займы были истрачены
на текущее потребление, а не на инвестиции
и модернизацию производства, доходы
от которых дали бы возможность расплатиться
с долгами то рост долга и процентов
по нему приведет к снижению темпов
роста и ограничению
Глава 3. Проблемы и пути решения государственного кредита
3.1. . Проблемы государственного кредита Российской Федерации
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику. Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг. Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.
Анализ имеющейся
законодательной базы в сфере
государственного долга позволяет
сделать вывод, что вопросы правового
регулирования управления государственным долгом
в настоящее время получили недостаточно
полное и четкое юридическое закрепление.
Также существенным недостатком управления
государственным долгом является недостаточная
разработка законодательно
установленных целей государственных заимствований.
Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73 - ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений. В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом. Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики.
3.2. Пути решения
проблем государственного
Чтобы государственный кредит
и кредитно-финансовая система в
целом нормально
Еще одним из путей решения проблемы государственного кредита является разрешение проблем госдолга, так как кредит и государственный долг в России напрямую связанны друг с другом. Хотя наша страна и не относится к странам с исключительно высоким уровнем внешней и внутренней задолженности, нынешний уровень долга отнюдь не является приемлемым. Бремя государственного долга может и должно быть сокращено. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" (с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики), к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из важных факторов экономического роста.
Ожидаемый объем платежей
в последние годы, как уже
отмечалось, не является рекордным
в мировой практике. Тем не менее,
существует возможность снизить
и его. Долговые платежи, приходящиеся
на последние, можно и нужно «
Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга в России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. Также уникально благоприятную возможность для стабилизации кредита и снижения госдолга дает значительное улучшение для России условий внешней торговли. Например, тот же объем валютных поступлений можно получить при экспорте в два-три раза меньшего физического объема нефти, чем всего лишь несколько лет назад.
Возможности России по погашению долгов имеют два главных ограничения: первичный профицит федерального бюджета и положительное сальдо по текущим операциям. Если возможностей по сокращению долгового бремени более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам – использовать золотовалютные резервы из стабилизационного фонда.
Сокращение размеров государственного
долга необходимо. Для этого рекомендуется
создать единую систему управления
государственным долгом на основе использования
известных международной