Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью курсовой работы являются изучение финансов, сущность и функции финансов, финансовой системы.
Для достижения цели исследования, были поставленные следующие задачи:
1. изучить сущность и признаки финансов;
2. рассмотреть функции финансов;
3. проанализировать финансовую систему;
4. охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы России.
Введение 3
Глава 1. Понятие и функции финансов 6
1.1 Необходимость и сущность финансов 6
1.2 Распределительная функция 11
1.3 Контрольная функция 12
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации 14
2.1 Особенности финансовой системы РФ, ее звенья 14
2.2 Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд Социального страхования, Фонд Обязательного Медицинского страхования 15
Глава 3. Государственное регулирование финансовой системы 20
3.1 Инструменты государственного регулирования финансовой системы 20
3.2 Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.
Высшая форма государственного
регулирования экономики - это государственное
экономическое программирование
Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных
При помощи этих инструментов
государство стремиться изменить соотношение
спроса и предложения на финансовом
рынке (рынке ссудных капиталов)
в желаемом направлении. По мере относительного
снижения роли рынков свободных капиталов
в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением
роли фондовой биржи и ростом самообеспечения
крупных компаний финансовыми средствами,
действенность этих инструментов в наиболее
развитых странах несколько ослабела.
3.2 Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития
В разработке государственной
финансовой политики в России
участвуют все ветви
Подробнее рассмотрим лишь одну ветвь
финансовой политики государства – налоговую политику.16
В наиболее общем виде налоговая политика представляет
собой составную часть общей экономической
и социальной политики государства.
Именно налоговая
политика определяет характер
и цели складывающейся
Российские ученые выделяют
несколько типов налоговой политики:17
1) политика максимальных налогов, характеризующаяся
принципом «взять все, что можно». При
этом государству уготовлена «налоговая
ловушка», когда повышение налогов не
сопровождается приростом государственных
доходов. Предельная граница ставок определена
и зависит от множества факторов в каждом
конкретном случае.
2) политика разумных налогов, способствующая
развитию предпринимательства, обеспечивая
ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель
максимально выводится из налогообложения,
но это ведет к ограничению социальных
программ, поскольку государственные
поступления сокращаются.
3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной
защите.
Важная особенность российской налоговой
политики – очевидный акцент в налоговых
изъятиях на обложение хозяйствующих
субъектов. Последствия этого – отсутствие
возможностей самофинансирования, бегство
капитала за рубеж, массовые уклонения
предприятий от уплаты налогов.
Наиболее значимые недостатки налоговой
политики в России, носящие макроэкономический
характер, заключаются в следующем:
· отсутствие благоприятного налогового
режима для частных инвестиций в экономику;
· большая нагрузка на фонд оплаты труда;
· отсутствие среднего класса, что приводит
у переложение налогов на производственную
сферу и ее подавление;
· неравномерное распределение налогового
бремени между законопослушными и уклоняющимися
от налогов потенциальными плательщиками.18
Таким образом, введенные в действие
к настоящему времени основы российской
налоговой системы хотя и соответствует
нынешнему уровню развития экономики,
но требуют реформирования.
В среднесрочной перспективе
предполагается принимать последовательные
меры по исправлению указанных недостатков
налоговой системы, однако основным условием
эффективности и результативности таких
мер будет их тесная координация с социально-экономическими
преобразованиями в иных областях.
Основной законодательной базой
налоговой политики РФ является Налоговый
кодекс РФ, последние поправки в который
вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации».
Целью поправок была полноценная реализация
послания 2006 г. Президента РФ Федеральному
собранию, в котором была отмечена необходимость
улучшить работу налоговых органов и положение
налогоплательщиков.19
В настоящее время в России
взимается налог на доходы физических
лиц по единой 13-процентной ставке.
Также применяется единый социальный налог по регрессивной ставке с максимальной
ставкой в 26%, а поступления этих налогов
значительно выросли на фоне снижения
ставок.
К настоящему моменту намечены
и основные направления налоговой политики
в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
С точки зрения количественных
параметров российской налоговой системы
с учетом изменений, которые предполагается
реализовать в среднесрочной перспективе,
необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1. Отказ от увеличения номинального налогового
бремени в среднесрочной перспективе
при условии поддержания сбалансированности
бюджетной системы. При этом не снимается
с повестки дня вопрос дальнейшего снижения
налоговой нагрузки на экономику как за
счет сбалансированного снижения налоговых
ставок, так и путем проведения структурных
преобразований налоговой системы - повышения
качества налогового администрирования,
нейтральности и эффективности основных
налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение
эффективности и нейтральности налоговой
системы за счет внедрения современных
подходов к налоговому администрированию,
пересмотра налоговых льгот и освобождений,
интеграции российской налоговой системы
в международные налоговые отношения.
В среднесрочной перспективе
будет продолжено совершенствование системы
администрирования налогов в России. В
частности, предполагается принятие следующих мер:
а) совершенствование подходов к проведению
налоговых проверок;
б) повышение уровня информационного обеспечения
и автоматизации налоговых органов;
в) обеспечение информационного взаимодействия
между налоговыми, таможенными, правоохранительными
и иными органами;
г) совершенствование системы государственной
регистрации
юридических лиц.20
Заключение
Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.21
Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ - внебюджетных федеральных фондов, - а также одной из ветвей финансовой политики государства - налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.
Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 198 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2008 - 2010 годов», С. 11.
2. Федеральный Закон от 24 июля 2007
г. № 216-ФЗ «О внесении
3. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 2005 г.4. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 527 с.
5. Иванова И.В. Россияне о
6. Лобанов В.Г. Налоговая система должна быть справедливой / В.Г. Лобанов // Экономика и жизнь. 2008. - С. 2, 3.
7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. - М.: Финансы, 2007. - 671 с.
8. Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В Лычагин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005г. - 343 с.
9. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009г. - 523 с.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2007. - 576 с.
11. Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. - М.: Юрайт, 2007гг. - 575 с.
12. Терещенко О.В., Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях: лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. - Изд-во НГТУ, 2006г. - 78 с.
13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2006г. - 479 с.
14. Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2007г. - 640 с.
15. Финансы: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, - М.: Перспектива, Юрайт, 2008. - 520 с.
16. Хереманс.Д. Регулирование банковского и финансового рынков: Пер. с англ. / Д. Хереманс; пер. с англ. С. Партола, - М., 2007г.
17. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. / Д.Г. Черник. - М.: Финансы, 2008г. - 400 с.
18. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. - Спб.: Питер, 2006г. - 266 с.19. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. - Спб.: Экономическая школа, 2006г.
20. Структура ОМС в России [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/
Приложения
Приложение 1
Страховые взносы по категориям налогоплательщиков
Категория населения |
Страховой взнос |
Работодатели (предприятия, учреждения, организации) |
28% |
Предприниматели, занимающиеся частной практикой |
20,6% |
Предприятия, учреждения, организации,
выплачивающие авторские |
26% |
Граждане, использующие труд наемных работников |
28% |
Все работающие граждане |
1% |
Приложение 2
Расходы Федерального бюджета на выплату пенсий
Направление расходов |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||
(бюджет), млрд. руб |
(бюджет), млрд. руб. |
Прирост к 2006 г., % |
(проект), млрд. руб. |
Прирост к 2007 г., % |
(проект), млрд. руб. | |
Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в бюджет ПФР | ||||||
На выплату базовой части трудовой пенсии |
487,9 |
559,8 |
14,7 |
707,7 |
26,4 |
876,6 |
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия и компенсации |
99,2 |
100,1 |
0,9 |
122,4 |
22,3 |
151,5 |
Покрытие дефицита бюджета ПФР |
75,2 |
88,2 |
17,9 |
184,6 |
109,3 |
149,1 |
Выплаты пенсий из Федерального бюджета | ||||||
Пенсии военнослужащим и членам их семей |
127,8 |
146,6 |
14,7 |
173,3 |
18,2 |
211,8 |
1Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007г. – 640 с.,354стр
2Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 2007гг. – 575 с.,35стр
3Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2006г. – 479 с., с256
4Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009г. – 523 с.,265стр
5Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. – Спб.: Питер, 2006г. – 266 с.,стр123
6Структура
ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/
7Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2007. – 576 с.,стр134
8Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 527 с.
Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система