Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются изучение финансов, сущность и функции финансов, финансовой системы.
Для достижения цели исследования, были поставленные следующие задачи:
1. изучить сущность и признаки финансов;
2. рассмотреть функции финансов;
3. проанализировать финансовую систему;
4. охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и функции финансов 6
1.1 Необходимость и сущность финансов 6
1.2 Распределительная функция 11
1.3 Контрольная функция 12
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации 14
2.1 Особенности финансовой системы РФ, ее звенья 14
2.2 Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд Социального страхования, Фонд Обязательного Медицинского страхования 15
Глава 3. Государственное регулирование финансовой системы 20
3.1 Инструменты государственного регулирования финансовой системы 20
3.2 Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и  бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным  инструментом государственного регулирования  экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в  экономике.

Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

 Основные экономические  инструменты -  это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов  в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела. 

3.2 Налоговая  политика РФ: налоговая реформа,  основные направления развития

 В разработке государственной  финансовой политики в России  участвуют все ветви государственной  власти. В то же время в силу  особенностей конституционного  строя приоритет в ее разработке  принадлежит Президенту РФ, который  в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу. 
Подробнее рассмотрим лишь одну ветвь финансовой политики государства – налоговую политику.16 
В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства.

 Именно налоговая  политика определяет характер  и цели складывающейся налоговой  системы. Налоги и другие компоненты  налоговой системы являются инструментами  налоговой политики. 
      Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики:17 
1)  политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.  
2)  политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

3)  налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.   
Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.  
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем: 
· отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику; 
· большая нагрузка на фонд оплаты труда; 
· отсутствие среднего класса, что приводит у переложение налогов на производственную сферу и ее подавление; 
· неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.18 
   Таким образом, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но требуют реформирования. 
       В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях. 
   Основной законодательной базой налоговой политики РФ является Налоговый кодекс РФ, последние поправки в который вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Целью поправок была полноценная реализация послания 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщиков.19 
     В настоящее время в России взимается налог на доходы физических лиц по единой 13-процентной ставке.

Также применяется единый социальный налог по регрессивной ставке с максимальной ставкой в 26%, а поступления этих налогов значительно выросли на фоне снижения ставок. 
   К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. 
      С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики: 
1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов. 
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения. 
       В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер: 
а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок; 
б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов; 
в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами; 
г) совершенствование системы государственной регистрации 
юридических лиц.20

 

Заключение

Финансы выражают экономические  общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.21

Были рассмотрены функции  финансов, а именно: распределительная  и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно.  Нельзя   забывать,  что помимо этих двух основных функций  есть  и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства   через финансы в процесс воспроизводства,   стабилизационная  функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных   отношениях.

Как показал проведенный  в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ - внебюджетных федеральных фондов, - а также одной из ветвей финансовой политики государства - налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но  не  любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.

Исходя из  вышесказанного,  можно  сформулировать  общее  определение финансов. Финансы представляют собой экономические  отношения,  связанные  с формированием,   распределением   и использованием   централизованных    и децентрализованных фондов денежных средств  в  целях  выполнения  функций  и задач    государства     и      обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 198 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2008 - 2010 годов», С. 11.

2. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений  в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

3. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 2005 г.4. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 527 с.

5. Иванова И.В. Россияне о налоговой  системе / И.В. Иванова // Экономика  и управление на предприятии. - 2005. - № 32. - С. 28.

6. Лобанов В.Г. Налоговая система должна быть справедливой / В.Г. Лобанов // Экономика и жизнь.  2008.  - С. 2, 3.

7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. - М.: Финансы, 2007. - 671 с.

8. Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В Лычагин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005г. - 343 с.

9. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009г. - 523 с.

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2007. - 576 с.

11. Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. - М.: Юрайт, 2007гг. - 575 с.

12. Терещенко О.В., Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях: лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. - Изд-во НГТУ, 2006г. - 78 с.

13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2006г. - 479 с.

14. Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. -  М.: Проспект, 2007г. - 640 с.

15. Финансы: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, - М.: Перспектива, Юрайт, 2008. -  520 с.

16. Хереманс.Д. Регулирование банковского и финансового рынков: Пер. с англ. / Д. Хереманс; пер. с англ. С. Партола, - М., 2007г.

17. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. / Д.Г. Черник. - М.: Финансы, 2008г. - 400 с.

18. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. - Спб.: Питер, 2006г. - 266 с.19. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. -  Спб.: Экономическая школа, 2006г.

20. Структура ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/docweb.nsf. – 12.11.2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Страховые взносы по категориям налогоплательщиков

 

Категория населения

Страховой взнос

Работодатели (предприятия, учреждения, организации)

28%

Предприниматели, занимающиеся частной  практикой

20,6%

Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие авторские гонорары

26%

Граждане, использующие труд наемных  работников

28%

Все работающие граждане

1%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Расходы Федерального бюджета  на выплату пенсий

 

Направление расходов

2006

2007

2008

2009

(бюджет), млрд. руб

(бюджет), млрд. руб.

Прирост к 2006 г., %

(проект), млрд. руб.

Прирост к 2007 г., %

(проект), млрд. руб.

Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в бюджет ПФР

На выплату базовой части  трудовой пенсии

487,9

559,8

14,7

707,7

26,4

876,6

Пенсии по государственному пенсионному  обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия и компенсации

99,2

100,1

0,9

122,4

22,3

151,5

Покрытие дефицита бюджета ПФР

75,2

88,2

17,9

184,6

109,3

149,1

Выплаты пенсий из Федерального бюджета

Пенсии военнослужащим и членам их семей

127,8

146,6

14,7

173,3

18,2

211,8


1Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007г. – 640 с.,354стр

 

2Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 2007гг. – 575 с.,35стр

3Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2006г. – 479 с., с256

4Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009г. – 523 с.,265стр

5Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. – Спб.: Питер, 2006г. – 266 с.,стр123

6Структура ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/docweb.nsf. – 12.11.2007.

7Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2007. – 576 с.,стр134

8Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 527 с.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система