Сущность и функции финансов, их роль в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

Файлы: 1 файл

refland.ru_sushnost_i_funkcii_finansov.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Сущность и функции финансов,

их роль в условиях рыночной экономики»

 

 

Содержание

 

 

 

1. Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономический строй  любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью  государственного уклада народного  хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические  субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между  производителями и потребителями  товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики  очень важно точно знать экономическую  сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции  средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом  продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это  вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия  для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и  использование денежных фондов в  процессе их оборота.

По своей роли в  общественном производстве финансы  включают в себя два звена:

  • общественные финансы;
  • финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет  свои задачи и ему соответствует  особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики  роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике  многообразна, но, тем не менее, ее можно  свести к трем основным направлениям1:

  1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства  означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов - второе направление воздействия  финансов на развитие экономики. Регулирование  экономики осуществляется через  перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических  ресурсов осуществляется различными методами2:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

2. Сущность финансов

Финансы — объективная  экономическая категория, связанная  с закономерностями развития материального  производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки3.

Финансы представляют собой  экономическую категорию, функционирующую  в различных общественно-экономических  формациях. Они имеют единую абстрактную  сущность во всех формациях, но принципиально  новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношений.

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением  общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и  феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства расширялась  сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. На место натуральных податей пришли   налоги   в денежной  форме.   Возник  общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.

Вместе с тем характерной  чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она  состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Термин «финансы» произошел  от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Например, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн. руб. В этой фразе речь идет о деньгах. Они использованы как мера стоимости выпущенной продукции. Но к финансам это не имеет ни малейшего отношения. Или предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, которые возникают между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный доход.

Итак, финансы — это  совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

3. Функции финансов

Сущность финансов, как  и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно  во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за распределением4.

Продукция, произведенная  за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой  внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий нее потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального  дохода, создаваемого всеми отраслями  материального производства, и его  отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция  финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и  его основной части — национального  дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения  возникают на стадиях распределения  и перераспределения национального  дохода. Первичное распределение  осуществляется по месту создания национального  дохода, т.е. в сфере материального  производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

Например, предприятие  реализовало определенный объем  продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке (%). Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др., в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.

Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий  не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного  и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным  фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.

Информация о работе Сущность и функции финансов, их роль в условиях рыночной экономики