Сущность и функции финансов некоммерческих организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является тщательное рассмотрение функций финансов некоммерческих организаций, а так же источников их формирования.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы финансов некоммерческих организаций.
2. Проанализировать некоммерческие организации в современных условиях.
3. Исследовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения.

Содержание работы

Введение 3
1.Некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения. 7
2. Сущность и функции финансов некоммерческих организаций 18
3.Некоммерческие организации в современных условиях хозяйствования. 27
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.rtf

— 384.39 Кб (Скачать файл)

Центральное место в системе мер по реформированию бюджетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного планирования. Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетополучателей, и главным образом бюджетных учреждений, предполагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествующих лет с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Новая модель бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель предполагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджетных расходов бюджетополучателями.

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы не предусмотрены гражданским законодательством, что потребует внесения в него изменений в части определения правового статуса организаций этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования.

Преобразованные организации, собственником которых останутся органы государственной власти и органы местного самоуправления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контроля, поскольку им будет предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов в кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменятся принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и переход на нормативно-подушевое финансирование. Реализация этих принципов предполагает отказ от использования сметы доходов и расходов и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не будут детализированы по кодам экономической классификации, а будут планироваться единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой -- обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.

Негосударственные некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более существенным становится их вклад и в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения. Влияние развивающегося сектора некоммерческих организаций на социально-экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от характера его взаимодействия- с представительными и исполнительными органами государства, местного самоуправления, а также с бизнес-процессами, происходящими внутри самой некоммерческой сферы экономики.

С момента перехода России к рыночным отношениям в стране началось становление так называемого третьего сектора - независимых от государства НКО, общественных (неправительственных) объединений разных форм, которые создаются для достижения социальных целей, реализации общественных инициатив некоммерческого характера и направлены как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом.

Между тем, некоммерческие организации могут и должны рассматриваться в качестве субъекта не только социально-политических (или чисто социальных), но и экономических, а также социально-экономических отношений, являясь элементом системы отношений предпринимательства и экономико-регулятивных отношений со стороны государства в пространстве социальной среды. Таким образом, достижение наилучших социально-экономических результатов некоммерческих организаций возможно только при налаженной системе сбалансированного взаимодействия государство-социум- предпринимательство.

По уровню развития некоммерческого сектора Россия сравнима с развивающимися странами, хотя несколько отстает от наиболее динамичных из них и существенно отстает от развитых стран. Общая черта глобального некоммерческого сектора -- высокая доля государственных заказов и доходов от экономической деятельности. По структуре доходов некоммерческого сектора, объему доходов, отношению доходов сектора к численности населения страны Россия сравнима с Пакистаном. Некоммерческий сектор вносит как прямой, так и косвенный вклад в мировую экономику. Прямой вклад связан с тем, что некоммерческий сектор - это сфера, обеспечивающая занятость и самозанятость населения. Косвенный вклад обусловлен тем, что некоммерческие организации вносят в социальную сферу элементы конкуренции. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, они увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом.

На данном этапе развития России приоритетной становится эффективная социальная политика, гарантирующая защиту социальных прав и осуществляемая при создаваемых механизмах социального партнерства. При этом предполагается широкое участие неправительственных структур в социальном партнерстве и развитие процедур гражданского контроля. Такая система управления вернет доверие в обществе, будет способствовать демократическим преобразованиям, укреплять гражданские институты и, прежде всего, содействовать развитию гражданского общества, которое имеет достаточно сложную структуру. В нем можно выделить несколько элементов. Основными являются некоммерческие организации и общественные объединения. Они занимают особое место в структуре гражданского общества, именно через данные общественные институты гражданское общество взаимодействует с государством.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется государством в Гражданском кодексе. Федеральных Законах РФ «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» н в иных отраслевых законах в сфере образования, здравоохранения, культуры и др. Совокупность некоммерческих организаций в Российской Федерации традиционно называют некоммерческим сектором, или третьим сектором. В работе детально раскрыт механизм регулирования их деятельности. Одними из приоритетных направлений деятельности некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг являются: деятельность в сфере высшего профессионального образования, здравоохранения и культуры. Причем их доля в экономике некоммерческого сектора преобладает над всеми иными видами деятельности.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для нее обязательным. Предпринимательская деятельность должна соответствовать двум условиям:

первое - служить достижению целей создания и деятельности организации, укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации (например, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях), создавать рабочие места, иными способами содействовать реализации общественно полезных цепей;

второе - не выходить за пределы ее уставной, специальной правосубъектности.

Обязательным требованием законодательства для некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является их государственная регистрация и постановка на учет в налоговом органе. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации может осуществляться как непосредственно (сдача имущества в аренду, оказание платных услуг населению и т.д.). так и путем создания и участия в коммерческих организациях. Предпринимательская деятельность осуществляется ею во исполнение тех общественно полезных целей, для которых она была создана, и, таким образом, должна носить второстепенный по значимости характер.

Широкое распространение некоммерческого сектора, привлечение большого количества населения на работу в них связано в зарубежных странах и с существующей системой льготного налогообложения. Они, как правило, освобождаются от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на регистрацию и других видов налогов.

Наличие развитой правовой и политической системы, соблюдение демократических ценностей - все это способствует повышению статуса некоммерческих организаций, развитию гражданского общества.

Государственное регулирование деятельности некоммерческого сектора можно разделить на три направления, или вектора, воздействия. Первое - это задающее воздействие, определяющее «правила игры» -правовые нормы, границы и сферы деятельности, нормы и стандарты качества и др. Второе и третье - это регуляторы стимулирования и поддержки и регуляторы развития, соответственно. Второе складывается из льгот, преференций, прямой финансовой помощи и др. Третье не является прямыми инвестициями и направлено на стимулирование инновационного развития некоммерческого сектора, например, освобождение некоммерческих организаций от уплаты налога на прибыль в части средств, направленных на инновационное развитие. Такое регулирование достаточно прозрачно и непривлекательно для использования в схемах теневого бизнеса и предпринимательства.

Некоммерческая организация, выполняя миссию социального института, в то же время представляет собой субъект рыночной экономики, важнейшим ориентиром деятельности которой является конкурентоспособность. Именно конкурентоспособность есть то средство, которое позволяет ей выжить и успешно функционировать на рынке платных услуг. Конкуренция в некоммерческом секторе, так же, как и в коммерческом, представляет собой форму взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы за рынки сбыта своей продукции.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время действующие механизмы управления развитием некоммерческих организаций не обеспечивают эффективного функционирования современных экономических систем, деятельность которых во многом предопределяется уровнем развития гражданского общества. Мировой опыт показывает, что участие некоммерческих организаций в важнейших процессах экономики, общественной и социальной сферы вносит весомый вклад не только в их развитие и совершенствование, но и способствует решению общенациональных и региональных задач, укреплению государственности. При этом в условиях расширения и совершенствования рыночных отношений процесс экономического развития некоммерческих организаций приобретает все большее теоретическое и практическое значение, как в России, так и за рубежом.

Влияние развивающегося некоммерческого сектора на социальную и экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от налаженности взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с представительными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Однако в силу отсутствия научно обоснованных подходов в настоящее время такое взаимодействие носит несистемный характер. Несмотря на то что негосударственные некоммерческие организации в России являются экономически мобильными и не обремененными громоздкими организационными структурами управления, в настоящее время в отсутствие эффективных нормативно-правовых и экономических механизмов согласованного взаимодействия они не в состоянии активно дополнять действующую систему государственных институтов в решении социально-экономических задач и развитии инновационных процессов в социальной сфере.

В условиях повышения значимости некоммерческого сектора для развития национальной экономики и социальной сферы необходим пересмотр многих традиционно сложившихся подходов к оценке его места и роли в системе хозяйствования страны. При этом совершенно очевидно, что процесс реформирования социальной сферы необходимо проводить на основе детального изучения социально-экономического положения граждан во всех регионах России, особенно потребительские предпочтения к платным услугам, предоставляемым некоммерческими организациями в социальных отраслях: образования, здравоохранения, культуры. Государство, определяя «правила игры» для предпринимательства в социальной сфере, должно исходить из научно обоснованных потребностей общества и опираться на взвешенные решения, обеспечивающие реализацию интересов всех участников гражданского общества в современных экономических условиях.

Специфика хозяйствования некоммерческих организаций требует разработки и применения особых систем управления и оценки эффективности их деятельности, так как в отличие от прибыльных коммерческих обществ эффективность работа некоммерческих организаций носит двойственный характер. Социальные результаты, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческих организаций, необходимо оценивать во взаимосвязи с анализом экономической эффективности их деятельности и конкурентоспособности. Вместе с тем, следует отметить, что сама эта оценка должна учитывать специфику отношений собственности в некоммерческой сфере. Эта задача также требует научных подходов и современных методов решения.

В последнее время проявились тенденции консолидации общества и негосударственного некоммерческого сектора, повышения в общественном сознании его роли и места. Однако их дальнейшее системное развитие возможно только при налаживании эффективных коммуникаций некоммерческого сектора с обществом, разработке и внедрении современных механизмов продвижения производимых ими услуг.

Информация о работе Сущность и функции финансов некоммерческих организации