Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение сущности и функций финансов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы сущности и функций финансов;
- провести анализ эволюционных процессов в финансовом секторе и развития концепций финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективные предпосылки возникновения финансов, их сущность и содержание………………...4
1.1. Предпосылки возникновения финансов………………………………….4
1.2. Сущность и содержание финансов………………………………………..8
Глава 2. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов
2.1. Эволюция взглядов на сущность финансов…………………………….…10
2.2. Функции финансов……………………………………………………….…14
2.3. Финансы как историческая категория……………………………….…….18
Глава 3. Роль финансов в условиях реализации российских реформ…..……22
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

ОТПРАВИТЬ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя не заметить, что  изменение типа общественно-экономической  системы меняет и сущность государственных  финансов. Так, основными статьями расходов федерального монархического государства становятся военные расходы, расходы на погашение государственного долга, а также на содержание королевского двора и роскошь, его окружающую. При этом глава государства считал государственную казну своей собственностью. В XVII в. Людовик XIV -король Франции сказал: "Государство - это я", и этот принцип управления финансами был типичен для феодального государства, т.е. глава государства отождествлял государственную казну со своим кошельком. Налогообложению подвергались всевозможные объекты. К примеру, в течение 20 лет существования республики Оливера Кромвеля в Великобритании было введено 200 видов акцизов, облагалась даже соломенная труха и коробки для масла.

Молодая европейская буржуазия стремилась установить контроль над государственными финансами. Так, в конце XVII века в Великобритании в результате буржуазной революции ежегодная роспись доходов и расходов государства - государственный бюджет становится гласным, его публикуют в газетах, его обсуждает и утверждает парламент. Расходы на содержание королевского двора отделяются от государственных и производятся по особой смете, называемой цивильным листом.

В период капитализма  государство осуществляет прямое субсидирование и кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли. Так, в России за счет государственной казны строились промышленные предприятия и передавались за бесценок богатым купцам. Русские заводчики получали от государства земли, крепостных крестьян, право беспошлинной торговли. Для финансов капитализма в Х1Х веке характерен низкий уровень расходов на социальные цели - на образование, здравоохранение, на пенсии и пособия.

Государственный бюджет России перед Октябрьской революцией 1917 года называли "пьяным" бюджетом, так как он в основном формировался за счет акцизов на водку. Бюджет был дефицитным и балансировался с помощью внутренних и внешних займов. После отмены крепостного права Ф.Энгельс писал по этому поводу: "В России дворянство живет долгами, а теперь живет ими и крестьянство, но, прежде всего, существует за счет долгов само государство". Тяжелая зависимость России от внешних кредиторов обусловила финансовый кризис в стране и ускорила проведение революций в начале ХХ века.

Для финансов социализма была характерна высокая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства. Государственный сектор экономики вносил платежи в бюджет, которые не являлись по сути налоговыми, ибо речь шла лишь о перераспределении государственной собственности, а самого себя налогом обложить невозможно. С другой стороны, государство активно финансировало индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, проведение "культурной революции", Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление экономики, государственные предприятия не были с финансовой точки зрения самостоятельными, с одной стороны, они перечисляли в бюджет практически все свои доходы, а, с другой, - получали государственные заказы, инвестиции и другие формы государственного финансирования.

С начала 90-х годов  ХХ века в России заново происходит создание рыночной системы хозяйства, и финансы получили новый путь развития, весьма отличный от предыдущих этапов. Это будет рассмотрено в следующей главе.

 

 

 

Глава 3. Роль финансов в условиях реализации российских реформ

Экономика страны - это  сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи  с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается  путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики  обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов18.

Регулирование экономики  происходит, прежде всего, посредством  саморегулирования. Оно характеризуется  такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового  рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной  перестройки. Благодаря нему создается  возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых  случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

В регулировании экономики  принимают участие разные сферы  и звенья финансовой системы: финансы  предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования  воспроизводственных пропорций  являются финансы предприятий. С  их помощью происходит регулирование  воспроизводственной структуры  производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.

Регулирование воспроизводственной  структуры осуществляет прежде всего  сам субъект хозяйствования путем  изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет19. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.

Бюджетное финансирование

Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных  отраслей экономики, создавать предпосылки  для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.

Одна из важных задач  современного этапа развития экономики  состоит в том, чтобы при регулировании  отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы.

Экономический строй  любого государства основывается на объективных экономических законах.

Рыночная экономика  — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические  субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.

Рынок — это сфера  проявления экономических отношений  между производителями и потребителями  товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики  очень важно точно знать экономическую  сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции  средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом  продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал — это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег —  это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия  для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы — система  денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в  общественном производстве финансы  включают в себя два звена:

  • общественные финансы,
  • финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет  свои задачи и ему соответствует  особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики  роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике  многообразна, но, тем не менее, ее можно  свести к трем основным направлениям20:

  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  • Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  • Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов  — второе направление воздействия  финансов на развитие экономики. Регулирование  экономики осуществляется через  перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Заключение

Итак, в рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль. Уточним еще раз основные из них:

  1. Распределительная и перераспределительная роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т.п.
  2. Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.
  3. Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.
  4. Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.
  5. Регулирующая роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.
  6. Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.
  7. Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х – начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.

Информация о работе Сущность и функции финансов