Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита:
Þ наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
Þ аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

1. Сущность  и функции государственного кредита.

 

     Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая

следующие признаки кредита:

Þ   наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных

субъектов кредитной сделки;

Þ   аккумуляции свободных  денежных средств населения, предприятий  и

организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных

случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);

Þ   возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в

международных отношениях[1].

Государственный кредит является составной  частью такого звена финансовой

системы Российской Федерации, как  кредит (другую его часть составляет

банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений

по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений.

Однако между государственным  и банковским кредитом имеются существенные

различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном

использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно

не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве

материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для

погашения процентов за пользование  государственным и муниципальным кредитом

служат либо налоги, либо новые  займы. К. Маркс называл государственный  кредит

антиципированными (взятыми заранее) налогами

[2]

Характерной чертой банковского кредита  является производительное

использование ссудного фонда. Это  позволяет не только погашать кредит, но и

выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в

процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского

кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),

юридические и физические лица —  в роли заемщиков. При государственном  кредите

заемщиком, как правило, всегда является государство.

Если отношения банковского  кредита имеют своим следствием заключение между

сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-

правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает

внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых

правоотношений.

Представители финансово-правовой науки  дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И.

Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.)

выделяли и другие, актуальные и  сейчас различия между государственным  и

банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство

государства, несмотря на то, что государство  является заемщиком (должником),

а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает

всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых  ему законом

в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы без

обеспечения их каким-либо залогом, тогда  как при заключении договоров

долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.

3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается, как и любой

гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа

диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно

несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При

государственном же кредите принуждение  «имеет иногда место при заключении

займа»[3].

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения

стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В

сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на

стадии первичного распределения  стоимости. Через государственный  кредит

перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими

являются временно свободные денежные средства населения предприятий  и

организаций, не предназначенные для  текущего потребления.  Но при

определенных экономических и  политических ситуациях население  и хозорганы

могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного

кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных

или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение

потребностей происходило по принуждению  государства – подписка на

государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых

ресурсов отражает одну сторону  сущности государственного кредита  как особой

формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают

отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с

помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат  средств с

уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные

отношения и налоговые не подменяют  друг друга и являются самостоятельными

финансовыми инструментами. Отношения  по возврату средств и выплате

вознаграждения также имеют  перераспределительный характер

[4].

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в

лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика

ценная форма кредита позволяет  мобилизировать дополнительные денежные ресурсы

для покрытия бюджетного дефицита без  использования для этих целей

бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного  кредитно-денежного обращения

путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях

развития инфляционного процесса государственные займы у населения  временно

уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная

денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота  на

заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга  вместе с

тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит

величину большую, чем поступления  от займов, что отрицательно скажется на

состоянии финансов государства[5].

В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не

только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных  либо

льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям,

организациям, деятельность которых  имеет важное значение для всего  общества в

целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может  служить Указ

Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за

счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.

[6]

Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений

между государством в лице его органов  власти и управления с одной стороны,  и

юридическими и физическими  лицами, с другой, при которых  государство выступает

преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта

[7].

 

 

 

Государственный долг. Состав государственного долга.

 

Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией,

как государственный долг.

Государственный долг подразделяется на две части —  капитальный и текущий.

     Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на

определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и

начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга

могут быть присоединены к основному долгу.

     Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем

долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде

(году)[8].

Понятие внутреннего  государственного долга России, представляющего  собой

долговые обязательства  Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед

юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем

государственному  долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ

закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет

понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ

[9].

     Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые

обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами,

иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами

международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как

совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что

государственный долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся

в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а

государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ,

составляющим казну  субъекта РФ.

В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации

могут существовать в форме:

ü     кредитных  соглашений и договоров, заключенных  от имени Российской

Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами

и международными финансовыми  организациями;

ü     государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от

имени Российской Федерации;

ü     договоров  и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных

ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы

Российской Федерации;

ü     договоров  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

ü     соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от

имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых

обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до

одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными

(свыше пяти лет  до 30 лет).

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые

определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе

сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не

допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

ü     основная номинальная сумма долга по государственным  ценным бумагам

Российской Федерации;

ü     объем  основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

ü     объем  основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам,

полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

ü     объем  обязательств по государственным гарантиям, предоставленным

Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

ü     объем  обязательств по государственным гарантиям, предоставленным

Российской Федерацией;

ü     объем  основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам

правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и

международных финансовых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.


Информация о работе Сущность и функции государственного кредита