Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:47, реферат
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита:
Þ наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
Þ аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
1. Сущность
и функции государственного
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита:
Þ наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
Þ аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
Þ возможность использования госкредитных операций внутри страны и в
международных отношениях[1].
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой
системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет
банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений
по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений.
Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные
различия.
Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном
использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно
не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для
погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом
служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит
антиципированными (взятыми заранее) налогами
[2]
Характерной чертой банковского кредита является производительное
использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и
выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в
процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского
кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),
юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите
заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между
сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-
правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает
внутренний государственный
правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И.
Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.)
выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и
банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1. В отношениях по
государства, несмотря на то, что государство является заемщиком (должником),
а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает
всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом
в случае неисправности должника.
2. Учитывая особую роль
обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров
долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.
3. При банковском кредите
гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа
диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно
несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При
государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении
займа»[3].
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового внутреннего продукта
и части национального
сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на
стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит
перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими
являются временно свободные денежные средства населения предприятий и
организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при
определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы
могут идти на сознательное ограничение
потребления и в сферу
кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных
или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение
потребностей происходило по принуждению государства – подписка на
государственные займы).
Формирование посредством
ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой
формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают
отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с
помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с
уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные
отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными
финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате
вознаграждения также имеют перераспределительный характер
[4].
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в
лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика
ценная форма кредита
для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей
бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения
путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях
развития инфляционного
уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная
денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на
заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с
тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит
величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на
состоянии финансов государства[5].
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не
только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо
льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям,
организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в
целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ
Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за
счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.
[6]
Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений
между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает
преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта
[7].
Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией,
как государственный долг.
Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий.
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на
определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и
начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга
могут быть присоединены к основному долгу.
Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем
долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде
(году)[8].
Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой
долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед
юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем
государственному
долгу посвящена отдельная
закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет
понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ
[9].
Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые
обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами
международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как
совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что
государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а
государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ,
составляющим казну субъекта РФ.
В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации
могут существовать в форме:
ü кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской
Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями;
ü государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от
имени Российской Федерации;
ü договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации;
ü договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
ü соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от
имени Российской Федерации,
о пролонгации и
обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до
одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными
(свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые
определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение
сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не
допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
ü основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам
Российской Федерации;
ü объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
ü объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам,
полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
ü объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
ü объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией;
ü объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам
правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и
международных финансовых организаций.
2.
Информация о работе Сущность и функции государственного кредита