Некоторые авторы выделяют
еще контрольную функцию налогов,
которая позволяет установить
соотношение между налоговыми
поступлениями и потребностями
государства в финансовых ресурсах,
определить направления эффективного
использования последних, установить
надзор за движением финансовых
ресурсов в стране, вносить изменения
в действующую налоговую систему.
Выполнение контрольной функции,
ее полнота и глубина во
многом предопределяются обеспечением
налоговой дисциплины, суть которой
сводится к своевременному и
полному выполнению своих обязательств
субъектами налогообложения в
соответствии с налоговым законодательством
страны.
Анализ поступлений налогов,
тенденций развития налогооблагаемой
базы и составляющих ее элементов
и на этой основе прогнозирование
объемов поступлений платежей
в бюджет на определенный период
являются важнейшими задачами
экономических ведомств, финансовых
органов на всех уровнях управления.
Неотъемлемой частью анализа
и прогнозирования является разработка
предложений по корректировке
законодательства, регулирующего взаимоотношения
хозяйствующих субъектов между
собой, с государством и населением.
Своевременно внесенные в законодательном
порядке предложения способствуют
устранению негативных явлений
в экономике и увеличению доходной
части бюджета. Предметом анализа
в рамках налогооблагаемой базы
является динамика объемов производимой
продукции, индекс цен, валовая
прибыль, уровень оплаты труда,
изменения количественного и
качественного состава предприятий
и др.
Стимулирующая. Налогами можно
стимулировать или, наоборот, ограничивать
деловую активность, и, следовательно,
развитие тех или иных отраслей
предпринимательской деятельности.
Ими можно создать предпосылки
для снижения издержек производства
и обращения частных предприятий.
С их помощью можно повышать
конкурентоспособность предприятий
на мировом рынке, проводить
протекционистскую политику. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс,
увеличение числа рабочих мест,
капитальные вложения в расширение
производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая
система предполагает взимание
налогов только со средств,
идущих на потребление. А средства,
вкладываемые в развитие (юридическим
или физическим лицом — безразлично)
освобождаются от налогообложения
полностью или частично. Стимулирование
технического прогресса с помощью
налогов проявляется, прежде всего,
в том, что сумма прибыли,
направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного
потребления, оборудование для
производства продуктов питания
и ряда других освобождается
от налогообложения. Эта льгота,
конечно, очень существенная. Во
многих развитых странах освобождаются
от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские
и опытно-констрyкторские работы.
Функции налогов взаимосвязаны.
Рост налоговых поступлений в
бюджет, т. е. реализация фискальной
функции, создает материальную
возможность для осуществления
экономической роли государства,
т. е. экономической функции
налогов. В то же время, достигнутое
в результате экономического
регулирования ускорение развития
и роста доходности производства,
позволяет государству получить
больше средств. Это означает,
что экономическая функция налогов
способствует осуществлению фискальной,
укрепляет ее.
Применение налогов является
одним из методов обеспечения
взаимосвязи общегосударственных
интересов с коммерческими интересами
предпринимателей, предприятий независимо
от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно
- правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также
с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность,
включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия.
Обращение
ценных бумаг.
Под обращением ценных бумаг понимается
переход права собственности
от одного их держателя (владельца) к
другому при заключении ими гражданско-правовых
сделок. Гражданско-правовые сделки могут
совершаться как на рыночных условиях,
так и на основе гражданско-правовых
норм, определенных Гражданским кодексом
РФ. Состав и характер сделок при
этом будут разные. Для рынка ценных
бумаг необходимы спрос и предложение,
поэтому сделка подразумевает взаимное
согласование условий и цены. Гражданско-правовые
нормы четко определяют условия
тех или иных сделок, они становятся
законом и не могут согласовываться
или оспариваться сторонами. На рынке
ценных бумаг их обращение принимает
форму сделки купли-продажи или
обмена (мены). Гражданско-правовые сделки
предусматривают, что переход права
собственности может произойти
при таких сделках, как мена, дарение,
наследование. Право собственности
от одного держателя к другому
может перейти и по решению
суда, при приватизации, внесении ценных
бумаг в качестве взноса в уставный
капитал.
Торги ценными бумагами могут
происходить только в том случае,
если их участники будут располагать
необходимой информацией, достаточной
для согласования условий сделки.
Такая информация формируется
на основе торговых поручений
непосредственных продавцов и
покупателей ценных бумаг, а
также на основе заявок, которые
представляют участники торгов.
В зависимости от системы
организации торгов в ряде
случаев может требоваться предварительное
депонирование ценных бумаг и
денежных средств.
Если в результате торгов
произошло заключение сделки, то
торговая система должна создать
необходимые условия для сверки
параметров сделки отдельными
участниками. По результатам такой
сверки торговая система гарантирует
равенство объемов покупки и
продажи, возможность подбора
ошибки, связанные с заключением
сделок.
Согласно действующему законодательству,
факт совершения сделки не
означает перехода прав собственности
на ценные бумаги. Для этого
необходимо исполнении сделки. которому
предшествуют клиринг и расчеты по сделкам.
Форма удостоверения права
собственности на ценную бумагу
зависит от формы ее существования,
а также места нахождения.
Учет прав собственности
именных ценных бумаг документарной
формы выпуска, помещенных на
хранение е депозитарий, ведется
на основании записи на счете
депо о количестве ценных бумаг,
находящихся в централизованном
(коллективном) или обособленном
хранении.
Именная ценная бумага может
находиться у владельца, тогда
право собственности будет удостоверяться
не только сертификатом, но и
записью на лицевом счете, в
реестре, и для осуществления
имущественных прав, как было
отмечено ранее, необходимо совпадение
имени владельца, указанного в
сертификате и на лицевом счете.
В случае бездокументарных
ценных бумаг, которые могут
быть только именными, право собственности
удостоверяется либо записью
на счете депо, либо на лицевом
счете в зависимости от принятой
системы учета прав.
Форма удостоверения права
собственности для документарных
ценных бумаг на предъявителя
будет зависеть от их места
нахождения: если ценная бумага
находится у владельца, то право
собственности удостоверяется только
сертификатом, если она помещена
владельцем в депозитарий —
то записью на счете депо.
Чаще всего перерегистрацией
права собственности на ценные
бумаги занимается держатель
реестра. Он обязан вносить
в реестр записи о переходе
права собственности на ценные
бумаги при представлении передаточного
распоряжения, которое может представить
лицо, зарегистрированное в реестре.
Заключение
Налоговая система возникла
и развивалась вместе с государством.
Это важнейший элемент рыночных
отношений и от нее во многом
зависит успех экономических
преобразований в стране. Налоги
являются источниками пополнения
доходной части бюджета. Это
безвозмездно присваиваемая часть
дохода или выручки. Субъектом
налога является физическое или
юридическое лицо, на которое
законодательством возложено обязательство
платить налог. Объект налога — это доход
или имущество, на которые начисляется
налог, а источник налога — доход, за счет
которого уплачивается налог.
Важным вопросом теории налогов
являются принципы налогообложения:
всеобщность, справедливость, удобство,
достаточность, стабильность, гибкость,
выбор надлежащего источника
и объекта налогообложения.
Устойчивую налоговую систему
можно создать только на серьезной
теоретической основе, учитывающей
специфику экономических отношений
в обществе, созданный производственный
и научный потенциал.
В связи с этим налоги
сложились в очень разнообразную
довольно разветвленную совокупность.
Налоги делятся на прямые и
косвенные в зависимости от
источника их взимания. В зависимости
от налоговых ставок налоги
делятся на пропорциональные, прогрессивные
и регрессивные. Различают также маркированные
и немаркированные налоги. В зависимости
от того, кто взимает налог и в какой бюджет
он поступает, налоги делятся на государственные
и местные. Если же в качестве классификационного
признака налогов рассматривать, кто есть
налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения,
то различают налоги с физических и юридических
лиц. По способам взимания налогов они
подразделяются на кадастровые, декларируемые
и изымаемые у источника.
Общественное назначение налогов
проявляется в их функциях. Среди
функций налогов необходимо выделить,
прежде всего, фискальную, регулирующую,
экономическую, распределительную,
контролирующую и стимулирующую
функции.
Список литературы
Басалаева Е. В. О координации и
гармонизации налоговых отношений.
//Финансы. – 2004. - № 2. – с. 27.
Горский К. В. Некоторые параметры
налоговой реформы. //Финансы. – 2004.
- № 2. – с. 22.
Гуревич С. В. Косвенное налогообложение
в реформируемой налоговой системе.
//Финансы. – 2007. - № 3. – с. 32.
Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение:
Серия «Учебники и учебные пособия». -
Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 417с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.
– М.: Юристъ, 2001. – 861с.
Мамуркова О. И. Налоги и налогообложение.
Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: ИКФ Омега-Л,
2003. – 304с.
Налоговый кодекс Российской федерации
(в 2-х частях). - М.: Издательство ПРИОР,
2002, 320с.
Налоги и налогообложение: Учебник/
Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и
перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 328 с. – (Серия
«Высшее образование»)
Рикардо Д. Начало политической экономии
и податного обложения. - М., 1935. - С.100.
Смит А. Исследование о природе
и причинах богатства народов. - М.,
1962. - Кн.5, - С.588-589
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2003. – 2003. – 576 с. – (Серия «Высшее
образование»)