Сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

     1.1. Сущность и функции  налогов

     Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

     Налог – обязательный взнос юридических  и физических лиц в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

     Отдельный налог характеризуется набором  типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

     Целевыми  признаками являются: поддерживаемые органы управления, целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых  налоговым сбором), целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

     Организационными  признаками налога являются: объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.), источник выплаты  налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.), база налога – сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.

     Каждый  налог содержит следующие элементы:

     Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

     Носитель  налога – физическое или юридическое  лицо, которое, в конечном счёте несёт  издержки и ущерб по уплате налога.

     Объект  налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др…

     Источник  налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается  налог.

     Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

     Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны (тенге), по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).

     Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

     1.2. Способы взимания  налогов

     В налоговой практике существует три  способа взимания налогов.

     Первый  способ – кадастровый – предлагает использование кадастра.

     Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения..

     При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким  путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

     Третий  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

     1.3. Функции налогов

     Функции налогов – это проявление его  сущности в действии, способ выражения  его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

         Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

     Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

       Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

     Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

     Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. 

     Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

     Первый  этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

     В республике функционировали более 40 видов налогов:

     общегосударственные налоги;

     общеобязательные  местные налоги;

     местные налоги.

     Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

     В этот период количество налогов сократилось  до 11. Они были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

     Количество  налогов и сборов увеличилось  до 18 видов.

     Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

     Разработка  налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Информация о работе Сущность и функции налогов