Введение
Экономический
строй любого государства основывается
на объективных экономических законах.
Современные государства осуществляют
управление рыночной экономикой с помощью
государственного уклада народного хозяйства,
финансовой налоговой системы, денежно-кредитной
системы.
Финансы – система денежных
отношений, выражающих формирование и
использование денежных фондов в процессе
их оборота.
По своей роли в общественном
производстве финансы включают в себя
два звена:
- общественные финансы,
- финансы хозяйствующего
субъекта.
Каждое звено выполняет свои
задачи и ему соответствует особый финансовый
аппарат, но вместе они образуют единую
финансовую систему.
Социально-экономическая
сущность и функции финансов
Финансы - экономические отношения,
связанные с процессом формирования, распределения
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств (государства,
предприятий, организаций и других хозяйствующих
субъектов) в целях выполнения функций
и задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства
Сущность финансов, закономерности
их развития, сфера охватываемых
ими товарно-денежных отношений
и роль в процессе общественного
воспроизводства определяются
экономическим строем общества, природой
и функциями государства.
Финансы — историческая категория.
Они появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы.
Можно выделить следующие предпосылки
возникновения финансов:
1. Именно в центральной
Европе в результате первых
буржуазных революций хотя и сохранились
монархические режимы, но власть монархов
была значительно урезана и самое главное
произошло отторжение главы государства
(монарха) от казны. Возник общегосударственный
фонд денежных средств - бюджет, которым
глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование
бюджета стало носить системный
характер, т.е. возникли системы государственных
доходов и расходов с определенным
составом, структурой и законодательным
закреплением.
3. Налоги в денежной
форме приобрели преимущественный
характер, тогда как ранее доходы
государства формировались главным
образом за счет натуральных
податей и трудовых повинностей.
Таким образом в докапиталистических
формациях эпохи феодализма большая
часть потребностей государства удовлетворялась
путем установления различного рода натуральных
повинностей и сборов. Денежное хозяйство
в тот период было развито только в армии.
И только в условиях капитализма,
когда товарно-денежные отношения приобрели
всеохватывающий характер, финансы стали
выражать экономические отношения в связи
с образованием, распределением и использованием
фондов денежных средств в процессе распределения
и перераспределения национального дохода.
Резкое развитие финансовых
отношений произошло в XX веке особенно
после Второй мировой войны. Объемы
государственных бюджетов стали
выражаться в миллиардах национальных
валют. Во всех странах произошло огосударствление
крупной части национального дохода (от
30 до 50%). Располагая огромными фондами
денежных средств, государства стали оказывать
существенное воздействие на процесс
воспроизводства. Расширилась сфера финансовых
отношений. Государство стало аккумулировать
не только ресурсы бюджетной системы,
но и многочисленных внебюджетных фондов.
В развитых зарубежных странах
основной организационно-правовой формой
стали акционерные общества. Выпуск акций
явился одной из мощных форм мобилизации
капитала, которая позволила трансформировать
денежные сбережения в производственные
инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов
банков и других элементов финансового
рынка корпорации должны были бы находиться
на самофинансировании, что резко ограничило
бы возможности их роста.
Сегодня финансовая сторона
деятельности акционерных обществ и предприятий
других форм собственности приобретает
все большее значение. Успех деятельности
предприятий, независимо от форм собственности,
в современных условиях воспроизводства
и обострения конкурентной борьбы во многом
определяется знанием всеми сотрудниками
основ финансового менеджмента (т.е. наиболее
эффективного управления средствами
предприятий).
Таким образом финансовые отношения охватывают
две сферы:
- экономические денежные отношения,
связанные с формированием и использованием
централизованных денежных фондов государства,
аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных
фондах;
- экономические денежные отношения,
опосредствующие кругооборот децентрализованных
денежных фондов предприятий.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому
их роль и значение зависят от
того, какое место денежные отношения
занимают в экономических отношениях.
Однако не всякие денежные отношения выражают
финансовые отношения.
Финансы отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент,
с помощью которого прежде всего измеряются
затраты труда ассоциированных производителей,
а финансы — экономический инструмент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода, орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств.
Главное их назначение в том,
чтобы путем образования денежных доходов
и фондов обеспечить не только потребности
государства и предприятий в денежных
средствах, но и контроль за расходованием
финансовых ресурсов.
• Финансы выражают денежные
отношения, возникающие между субъектами,
один из которых наделен особыми полномочиями
(государство, предприятия, организация,
граждане и т.п.).
• Главным материальным источником
денежных фондов выступает национальный
доход страны, который представляет собой
вновь созданную стоимость или стоимость
валового внутреннего продукта за вычетом
потребленных в процессе производства
орудий и средств производства.
' Валовой внутренний продукт
— это стоимость конечных
товаров и услуг, произведенных
резидентами данной страны на ее территории
за определенный период времени.
Объем национального дохода и
его составных частей — фонда потребления
и фонда — определяет пропорции развития
экономики и ее структуру.
Финансы — неотъемлемое связующее
звено между созданием
и использованием национального дохода.
Финансы воздействуют на производство, распределение
и потребление и носят объективный характер.
Они выражают определенную сферу
производственных отношений и относятся
к базисной категории, хотя они во многом
зависят от проводимой правительствами
финансовой политики.
По своему материальному
содержанию финансы - это целевые фонды
денежных средств, в совокупности представляющие
собой финансовые ресурсы страны, главное
условие роста которых - увеличение национального
дохода. Следует разделять понятия - финансы
и финансовые ресурсы, - поскольку сами
по себе финансовые ресурсы не определяют
ни сущности финансов, не раскрывают ни
их внутреннего содержания, ни их общественного
значения.
С их помощью осуществляется
вторичное распределение и перераспределение
национального дохода. В 1960 годах текущего
столетия доля национального дохода,
перераспределяемая через все звенья финансовой
системы, резко возросла: с 9— 18%
накануне Первой мировой войны до 35—50%
и более в настоящее время.
Социально-экономическая сущность
финансовых отношений заключается в исследовании
— за счет кого государство получает финансовые
ресурсы и в чьих интересах использует
эти средства.
В процессе исторического развития
сущность перераспределительных процессов
существенно изменилась. Это прежде всего
выразилось в крупной доле средств, направляемых
на социальные цели. В связи с требованиями
научно-технической революции особенно
возросли расходы на образование.
Получили значительное развитие внебюджетные
социальные фонды.
Однако рост социальных расходов
связан и с крупными расходами
на военные нужды, затратами по выплате
процентов и погашению государственного
долга, при которых получателями средств
выступают монополии, входящие в военно-промышленный
комплекс, и другие (страховые компании,
банковские монополии, акционерные общества).
Характер перераспределительных
процессов во многом определяется уровнем
милитаризации экономики. В странах с
высокими военными расходами затраты
на социальные цели ниже, а в странах с
низкими военными расходами социальные
расходы выше.
Таким образом, финансы — это
распределительная категория. Вместе
с тем следует отметить, что распределительные
процессы происходят не только через финансы,
но и путем использования цен и
кредита.
Цена есть денежное выражение
стоимости товара. Прежде чем произойдет
распределение и перераспределение национального
дохода, товар должен быть реализован.
Цена предопределяет величину денежных
средств, поступающих от реализации продукции
к ее собственникам, и выступает
исходной основой дальнейшего перераспределительного
процесса. В условиях гиперинфляции в
Российской Федерации произошел резкий
рост цен и перераспределительная функция
цены усилилась. Цены также регулируют
спрос и предложение на товары
и тем самым оказывают воздействие на
воспроизводство.
Крупные перераспределительные
процессы протекают в сфере кредитных
отношений. Финансы и кредит —
взаимосвязанные категории. В сочетании
они обеспечивают кругооборот денежных
фондов предприятий на расширенной основе.
Кредит представляет собой
движение ссудного фонда, осуществляемого
через банковскую систему и специальные
финансово-кредитные институты. Банки
аккумулируют свободные денежные средства
предприятий и населения и передают их
на основе обеспеченности, возвратности,
платности и срочности предприятиям, нуждающимся
в них.
В отличие от финансов, выражающих
одностороннее и безвозмездное
движение стоимости, кредит должен быть
в обусловленный срок возвращен кредитору
с уплатой по нему заранее установленных
процентов.
Каждая финансовая операция
означает распределение общественного
продукта и национального дохода, контроль
за этим распределением, т. е. обе функции
осуществляются одновременно.
Распределительная
функция финансов.
• Распределение национального
дохода заключается в создании
так называемых основных, или первичных
доходов. Их сумма равна национальному
доходу. Основные доходы формируются
при распределении национального дохода
среди участников материального производства.
Они делятся на две группы:
1) зарплата рабочих, служащих,
доходы фермеров, крестьян, занятых
в сфере материального производства;
2) доходы предприятий сферы материального
производства. Однако первичные
доходы еще не образуют общественных
денежных средств, достаточных для
развития, приоритетных отраслей
народного хозяйства, обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворения материальных
и культурных потребностей населения.
Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение национального
дохода.
Перераспределение национального
дохода связано с межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений предприятий
и организаций; с наличием наряду с производственной
и непроизводственной сферы, в которой
национальный доход не создается (просвещение,
здравоохранение, социальное страхование
и социальное обеспечение, управление);
с перераспределением доходов между различными
социальными группами населения. В результате
перераспределения образуются вторичные, или производные
доходы. Это доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги (подоходный
налог с физических лиц и других). Вторичные
доходы служат для формирования конечных
пропорций использования национального
дохода.
Активно участвуя в распределении
и перераспределении национального дохода,
финансы способствуют трансформации пропорций,
возникших при первичном распределении
национального дохода, в пропорции его
конечного использования. Доходы, создаваемые
в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными
и финансовыми ресурсами и прежде всего
между размером денежных фондов и их структурой,
с одной стороны, и объемом и структурой
средств производства и предметов потребления
— с другой.
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной перестройки
народного хозяйства, развития приоритетных
отраслей экономики (сельское хозяйство,
транспорт, энергетика, конверсия военного
производства), в пользу наименее обеспеченных
слоев населения (пенсионеров, студентов,
одиноких и многодетных матерей).
И таким образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства,
отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами
населения. Конечная цель распределения
и перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта,
совершаемых с помощью финансов, состоит
в развитии производительных сил, создании
рыночных структур экономики, укреплении
государства, обеспечении высокого качества
жизни широких слоев населения. При этом
роль финансов подчинена задачам повышения
материальной заинтересованности работников
и коллективов предприятий и организаций
в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов
при наименьших затратах.
Финансы
выполняют также контрольную функцию.
Будучи инструментом формирования
и использования денежных доходов и фондов,
они объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция проявляется
в контроле за распределением валового
внутреннего продукта по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению.