Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:01, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 5
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Форма и методы государственного кредита 6
Глава 2. Государственный долг 12
2.1. Причины возникновения государственного долга 12
2.2. Виды государственного долга 12
Глава 3. Государственный долг Республики Казахстан 15
3.1 Правительственный долг 15
3.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан 18
3.3 Погашение и обслуживание государственного долга 24
Заключение 26
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 5
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Форма и методы государственного кредита 6
Глава 2. Государственный долг 12
2.1. Причины возникновения государственного долга 12
2.2. Виды государственного долга 12
Глава 3. Государственный долг Республики Казахстан 15
3.1 Правительственный долг 15
3.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан 18
3.3 Погашение и обслуживание государственного долга 24
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм - финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно
посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует
на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность
выполнения возложенных на государственные
органы функций.
Экономические и политические реформы,
проводимые в Казахстане с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть сферу
государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени зависит
от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько
бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
В последнее время интерес финансистов
к государственных займов и государственного
долга. Причины этого очевидны. Стремительный
рост объемов государственного долга,
критическая величина расходов на его
обслуживание при, казалось бы, приемлемом
с макроэкономической точки зрения размере
бюджетного дефицита в последние три года
заставляют искать первопричины подобной
неблагоприятной динамики.
В большинстве аналитических работ в данной
связи отмечаются три ключевых фактора:
высокая доля государственных расходов
в структуре ВВП; неточный финансовый
счет бюджетного дефицита, приводящий
к его двукратному занижению; высокая
доходность государственных ценных бумаг.
Проблема долговой зависимости государства
и, прежде всего перед иностранными кредиторами,
во все времена имела актуальное значение,
поскольку полная реализация суверенитета
государства возможна лишь при определенной
экономической его независимости.
Цель данной работы является рассмотреть
государственный долг и государственный
кредит.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие
задачи:
-рассмотреть теоретические основы государственного
кредитования;
-изучить понятие и сущность государственного
долга;
-исследовать управления государственным
долгом.
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования
В настоящее время огромное
значение для нормального
Государственным кредитом называют совокупность
кредитных отношений, в которых заемщиком
или кредитором выступают государство,
местные органы власти по отношению к
гражданам и юридическим лицам. Государственный
кредит выражает отношения в денежной
форме между государством с одной стороны,
и физическими или юридическими лицами
с другой, чаще всего с банками, страховыми
компаниями и предпринимателями. Кредит
будет государственным в том случае, когда
в качестве участника ссудной сделки выступают
центральное правительство или местные
органы власти. В этом смысле его можно
сравнить с другими формами кредита, в
первую очередь с банковским, где обязательным
участником ссудной сделки является банк.
По утверждению В.С. Волынского: нельзя
смешивать такие понятия, как частный
и государственный кредит. Он выделяет
следующие различия между этими формами
кредита:
Во-первых, "государственный кредит
отличается от частного участниками сделки".
Государство обычно выступает в качестве
заемщика, а кредитодателями - различные
учреждения, предприятия и частные лица.
Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере
государственного кредита могут меняться
местами."
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается
покупкой облигаций и казначейских векселей,
которые имеют свой рыночный курс, продаются
на рынке ценных бумаг, то "государственный
кредит представляет собой не просто форму
движения ссудного капитала, а базируется
на сочетании ссудного и фиктивного капитала".
В то же время сходство данных форм кредита
связано с тем, что они имеют единый источник
образования.
В сфере государственного кредита центральное
правительство, а также местные органы
власти традиционно выступают в качестве
заемщиков, привлекая денежные средства
для покрытия бюджетных дефицитов. Главной
формой привлечения денежных средств
является выпуск облигаций государственного
займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация
представляет собой обязательство эмитента,
который должен впоследствии возместить
владельцу ценной бумаги сумму основного
долга и процента. Владельцы свободных
денежных средств, покупая облигации,
выступают фактическими кредиторами государства.
В отличие от банковского кредита, кредиторами
выступают не только банки, но и страховые
компании, предприятия и частные лица.
Нужно отметить, что половина активных
операций страховых компаний развитых
стран приходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее время государство стало выступать
в качестве кредитора, оказывать кредитную
помощь тем отраслям, в развитии которых
заинтересовано национальное хозяйство
в целом. Финансирование жилищного строительства,
создание инфраструктуры, экспортного
производства осуществляется во многих
странах на льготных условиях с широким
использованием привлеченных средств.
Причины активного участия государства
как кредитора различны: нежелание частного
капитала развивать отрасли инфраструктуры
из-за отсутствия или недостатка высокой
прибыли, оказание помощи национальным
экспертам в борьбе с иностранными конкурентами
на международном рынке. Волынский отмечает,
что "сочетание кредитора и заемщика
в лице современного государства может
рассматриваться как новое явление в кредитно
- финансовой сфере".
Движение капитала в сфере международных
экономических отношений, связанное с
предоставлением валютных и товарных
ресурсов на условиях возвратности, срочности
и уплаты процентов, называют международным
кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков
выступают банки, предприятия, государства,
международные и региональные организации.
Таким образом, исходя из выше изложенного,
можно сделать вывод, что государственный
кредит отличается от частного по форме
предоставления денежных средств и по
участникам сделки.
1.2. Форма и методы государственного кредита
По срокам погашения различают займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму. Например, в 1922-1923 гг. в СССР были выпущены натуральные займы (два хлебных и один сахарный). Выпуск их определялся быстрым обесценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые займы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов, как и выплачиваемые по ним доходы, определялась по курсу золотого рубля (государственный выигрышный заем 1922 г., второй государственный выигрышный заем 1924 г., 8% внутренний золотой заем, Крестьянский выигрышный заем 1924г.). Погашение натурального займа производилось либо натурой, либо в деньгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа (хлебный заем 1922 г. - на 10 млн.пудов ржи, 1923 г. - на 30 млн.пудов ржи, сахарный заем 1923 г. - на 1 млн.пудов сахара). Погашение этих займов производилось в течение года.
В зависимости от
эмитента займы различаются на
займы центрального
По видам доходности
займы могут быть процентными,
когда займодержатели получат
ежегодно равными долями
В 1927 г. при размещении
10%-ного выигрышного займа на 10
млн. руб. сроком на 8 лет была
применена впервые подписка
В связи с тем,
что некоторые слои населения
саботировали займы,
Известны также военные займы, займы восстановления и развития народного хозяйства 1946-1950гг. (5 займов).
С обретением
В 1996 году началось
размещение Национальных
Для покрытия краткосрочных
потребностей в денежных
ГКО являются действенным
средством покрытия «кассовых
разрывов» бюджета, но
Формой государственного
кредита является обращение
Обычно это сберегательные
банки, если капитал
Следующая форма
Операциями государства,
противоположными привлечению
Законом Республики
Казахстан «О государственном
и гарантированном
1) по отношению к заемщику:
займы Национального банка;
займы местных исполнительных органов;
2) по рынкам ссудного капитала:
внешние государственные займы;
внутренние государственные займы;
3) по форме заимствования:
эмиссия государственных
Государственные эмиссионные
ценные бумаги по срокам
1) краткосрочные - со сроком обращения до 1 года;
Информация о работе Сущность и значение государственного кредита