Сущность и значение государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 5
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Форма и методы государственного кредита 6
Глава 2. Государственный долг 12
2.1. Причины возникновения государственного долга 12
2.2. Виды государственного долга 12
Глава 3. Государственный долг Республики Казахстан 15
3.1 Правительственный долг 15
3.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан 18
3.3 Погашение и обслуживание государственного долга 24
Заключение 26

Файлы: 1 файл

Сущность и значение государственного кредита.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 5

1.1. Сущность государственного  кредита 5

1.2. Форма и методы государственного кредита 6

Глава 2. Государственный  долг 12

2.1.  Причины возникновения государственного долга 12

2.2.  Виды государственного долга 12

Глава 3. Государственный долг Республики Казахстан 15

 
3.1 Правительственный долг 15

3.2  Долг Национального  Банка Республики Казахстан 18

3.3 Погашение и обслуживание государственного долга 24

Заключение 26

Список литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  
Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.  
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.  
В последнее время интерес финансистов к государственных займов и государственного долга. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.  
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. 
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. 
Цель данной работы является рассмотреть государственный долг и государственный кредит. 
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:  
-рассмотреть теоретические основы государственного кредитования; 
-изучить понятие и сущность государственного долга; 
-исследовать управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы государственного кредитования

    1. Сущность и значение государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в  целом имеют государственный  кредит. 
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк. 
По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита: 
Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица. 
Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами." 
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала". 
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования. 
В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. 
В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансовой сфере". 
Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации. 
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.

 

1.2. Форма и методы  государственного кредита 

По срокам погашения различают  займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы  подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут  покупать иностранные граждане и  общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму. Например, в 1922-1923 гг. в СССР были выпущены натуральные займы (два хлебных и один сахарный). Выпуск их определялся быстрым обесценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые займы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов, как и выплачиваемые по ним доходы, определялась по курсу золотого рубля (государственный выигрышный заем 1922 г., второй государственный выигрышный заем 1924 г., 8% внутренний золотой заем, Крестьянский выигрышный заем 1924г.). Погашение натурального займа производилось либо натурой, либо в деньгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа (хлебный заем 1922 г. - на 10 млн.пудов ржи, 1923 г. - на 30 млн.пудов ржи, сахарный заем 1923 г. - на 1 млн.пудов сахара). Погашение этих займов производилось в течение года.            

 В зависимости от  эмитента займы различаются на  займы центрального правительства  и займы местных органов власти (муниципальные займы).           

 По видам доходности  займы могут быть процентными,  когда займодержатели получат  ежегодно равными долями твердый  доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными  (доход выплачивается при выходе  облигаций в тираж погашения  или тираж выигрышей). Помимо названных  государственных займов, в их  истории (по бывшему СССР) известны  крестьянские займы (1924,1925,1927гг.), три займа индустриализации.           

 В 1927 г. при размещении 10%-ного выигрышного займа на 10 млн. руб. сроком на 8 лет была  применена впервые подписка среди  населения с рассрочкой оплаты  приобретенных облигаций.           

 В связи с тем,  что некоторые слои населения  саботировали займы, государство  применяло меры принудительного  размещения займа.           

 Известны также военные  займы, займы восстановления и  развития народного хозяйства  1946-1950гг. (5 займов).           

 С обретением самостоятельности  в Республике Казахстан началось  применение собственных внутренних  займов. В 1992 г. Правительством  республики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Казахстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2012 года). Выигрыши по займу разыгрываются ежегодно четыре раза в год в размере 25,50,100 и 500 тысяч тенге. По условиям займа Правительство приняло обязательства по союзному займу 1982 года путем обмена облигаций на боны.            

 В 1996 году началось  размещение Национальных сберегательных  облигаций Государственного внутреннего  займа Республики Казахстан. Эмиссия  облигаций первого тиража займа  осуществлена в дематериализованной  форме сроком на один год;  их держателями могут быть  как физические, так и юридические  лица, резиденты и нерезиденты.  В последующем будут выпускаться  облигации с большими срокам  обращения. Норма доходности по  займу - плавающая - увязывается  с доходностью других ценных  бумаг - государственных казначейских  обязательств.           

 Для покрытия краткосрочных  потребностей в денежных ресурсах  при финансировании из бюджета  предусмотренных мероприятий при  непоступлении или недостаточном  поступлении доходов используется  такая форма кредита, как государственные  казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной  (дематериализованной) форме сроками  натри, шесть, девять, двенадцать  месяцев для юридических лиц-коммерческих  банков, предприятий, фирм. Размещение  ГКО среди держателей производится  на аукционных торгах, где устанавливается  дисконтированная цена очередного  выпуска обязательств. Министерство  финансов выкупает их по истечении  срока обращения по нарицательной  стоимости, разница между номиналом  этой ценной бумаги и дисконтной  ценой составляет доход инвестора.  Государство гарантирует устойчивость  ГКО, придавая им статус средства  расчета и платежей по хозяйственным  операциям по складывающимся  рыночным ценам с учетом конъюнктуры.            

 ГКО являются действенным  средством покрытия «кассовых  разрывов» бюджета, но одновременно  государство имеет определенные  потери при выкупе ГКО, которые  равны величине дисконта, а его  размер - доходность ГКО - должен  превышать действующую величину  банковского процента с тем,  чтобы заинтересовать инвесторов  в приобретении ГКО. В этом  аспекте ГКО является своеобразной  «финансовой пирамидой», которая  сохраняет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой поддержке за счет государственных бюджетных средств.           

 Формой государственного  кредита является обращение части  остатков по вкладам населения  в государственных банках на  формирование ссудного фонда  для финансирования государственных  расходов.           

 Обычно это сберегательные  банки, если капитал принадлежит  государству, то по рискам использования  депозитов отвечает государство;  в случае государственного участия  в капитале сберегательного банка  (акционерного) возникают проблемы  вариантов эффективного использования  привлеченных средств в соответствии  с мнениями учредителей (акционеров) банка.           

 Следующая форма государственного  кредита - привлечение средств  центрального эмиссионного банка  страны. Данная форма сопровождается  инфляционным обесценением денежной  массы в обращении, даже если  такое заимствование осуществляется  на коммерческих началах, то  есть с учетом действующей  нормы ссудного процента: это  связано с значительным разовым  вливанием денег в экономику,  а их изъятие (если таковое  состоится) может длиться долго.  К этой форме государство прибегает  вынужденно при ограничении применения  других форм государственного  кредита, вызванном разными негативными  причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным  ценным бумагам, чрезвычайными  обстоятельствами.           

 Операциями государства,  противоположными привлечению денежных  средств в распоряжение правительства,  местных органов, являются предоставления  кредитов с их стороны юридическим  и физическим лицам. Эта форма  кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена  для поддержки предприятий, организаций  в случае их неотложной потребности  в денежных ресурсах при финансовых  затруднениях или недостаточности  средств для развития. Как правило,  в их числе предприятия приоритетного  хозяйственного, социального, научного  значения и ссуды предоставляются  им на льготных условиях, а  именно — с более длительными  сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке  ссудных капиталов. Такая форма  финансовой поддержки оказывается  домашним хозяйствам при осуществлении  программ жилищного строительства,  развитии фермерства, для получения  образования и т.д.           

 Законом Республики  Казахстан «О государственном  и гарантированном государством  заимствовании и долге» предусмотрены  следующие виды и формы государственных  займов:

1) по отношению к заемщику:            

 займы Национального  банка;           

 займы местных исполнительных  органов;

2) по рынкам ссудного  капитала:           

 внешние государственные  займы;           

 внутренние государственные  займы;

3) по форме заимствования:  эмиссия государственных ценных  бумаг; заключение договоров (соглашений) о займе.           

 Государственные эмиссионные  ценные бумаги по срокам действия  подразделяются на:           

1) краткосрочные - со сроком  обращения до 1 года;           

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита