Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса об инфляции и ее влиянии на принятие решений в сфере финансового управления организации.
Можно выделить следующие задачи для достижения нашей цели:
-познакомиться с термином «инфляция», а так же раскрыть основные понятие, связанные с ним.
-провести анализ финансовой устойчивости предприятия и ликвидности платежеспособности предприятия.
-рассмотрение влияния инфляции на принятие управленческих решений в период инфляции.
Введение
I.Сущность инфляции и причины её возникновения.
1.1.Понятие инфляции..................................................................................5
1.2.Инфляция её виды и причины инфляции..............................................6
1.3.Критерии инфляции, индексы цен.......................................................12
II.Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО <<Уралсибнефтепровод>>
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО <<Уралсибнефтепровод>>.........................................................................15
2.2.Аналитический агрегированный баланс ОАО <<Уралсибнефтепровод>>.........................................................................17
2.3.Анализ финансовой устойчивости предприятия...............................20
2.4.Анализ ликвидности платежеспособности предприятия..................21
III.Финансовые решения в условиях инфляции
3.1.Влияние инфляции на доходы предприятия.....................................23
3.2.Усложнение планирования, потребность в дополнительных источниках финансирования......................................................................24
3.3. Управление дебиторской задолженностью в условиях инфляции......................................................................................................25
Заключение.................................................................................................28
Список использованной литературы....................................................29
3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия
Влияние инфляции на доходы фирм проявляется многообразно, но общим знаменателем является изменение относительных пропорций цен и кредитно-финансовых показателей. К наиболее серьезным проблемам, опираясь как на мировой, так и на российский опыт, следует отнести:
- различие в динамике цен
реализации готовой продукции
и закупаемых для ее
- различие в динамике цен
реализации готовой продукции
и ставок процента по
- различия в динамике стоимости
новых реальных активов и
- влияние инфляции на динамику доходности проектов;
- изменение денежных потоков
под влиянием задержек в
Не меньшие проблемы инфляция порождает и с амортизацией. Причина этого - отставание динамики амортизационных отчислений от роста воспроизводственной стоимости новых реальных активов. По существующим в России правилам амортизация начисляется на стоимость приобретения таких активов, выраженную в ценах, действовавших на момент приобретения («историческую стоимость»), и скорректированную в соответствии с индексами, утверждаемыми правительством при периодических переоценках основных средств. Очевидно, что при высокой инфляции «историческая стоимость», несмотря на переоценки, быстро отстает от воспроизводственной стоимости основных средств, т.е. той цены, которую надо было бы уплатить для реальной физической замены износившихся машин, оборудования и сооружений. Отсюда следует, что инфляция ведет к занижению величин денежных поступлений в части амортизации, и это следует учитывать при инвестиционном анализе. Кроме того, влияние инфляции и способа оценки основных средств прямо проявляется в уровнях рентабельности по отношению к собственному капиталу.
Инфляция может изменить доходность инвестиций и соответственно как это обстоятельство надо учитывать при анализе приемлемости проектов.
Предприятию ОАО «Уралсибнефтепровод» чтобы снизить влияние инфляции на уровень доходов необходимо:
В первую очередь добиться сбалансированности объемов положительных и отрицательных денежных потоков, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности. При дефицитном денежном потоке снижается ликвидность и уровень платежеспособности предприятия, что приводит к росту просроченной задолженности предприятия по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда. При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости временно свободных денежных средств в результате инфляции, замедляется оборачиваемость капитала по причине простоя денежных средств, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств в операционном/инвестиционном процессе.
Для достижения сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде разрабатывают мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.
Поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в будущем, то параллельно должны быть разработаны меры по сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде. Способы оптимизации избыточного денежного потока связаны в основном с активизацией инвестиционной деятельности предприятия, направленной: на досрочное погашение долгосрочных кредитов банка; увеличение объема реальных инвестиций; увеличение объема финансовых инвестиций.
3.2 Усложнение планирования, потребность в дополнительных источниках финансирования
Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. Как было показано ранее, такой выбор основывается на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точности прогноза денежных поступлений и величины задаваемого менеджером приемлемого уровня эффективности инвестиций. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:
20. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.—2-е изд., перераб. И доп.—М.: Финансы и статистика, 2000.
В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т. е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится прежде всего к перспективному финансовому планированию.
Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить прежде всего из принципа, что выбранное решение должно по крайней мере не уменьшать экономического потенциала предприятия. Можно привести такой пример. Допустим, что предприниматель владеет суммой в 1 млн. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 850 тыс. руб.
Аналитические расчеты подобного типа можно делать как на основе общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индексов. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуальных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точное описание приведенных процедур и аппарат статистической обработки полученных результатов приводятся в литературе по методам экспертных оценок.[10]
Дебиторская задолженность представляет собой по сути иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.
Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив). Это — следствие основного принципа деятельности предприятия: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше оборачиваемость.
Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются, «облегчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем инфляции.
В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.
В основу расчетов закладываются известные подходы, базирующиеся на учете динамики падения покупательной способности денежной единицы. Основными показателями, используемыми для расчетов, являются индекс цен (Iц), рассчитываемый по формуле (7), и коэффициент падения покупательной способности денежной единицы (Кпс), связанный с индексом цен формулой.
= (7)
Логика рассуждения здесь такова. Если сумма договора об оплате продукции равна S, а цены за период с момента поставки до момента платежа выросли, допустим, на 20%, то реальная ценность величины S в момент получения платежа с учетом изменения покупательной способности денег будет меньше и составит:
= = (8)
Таким образом, величина косвенных потерь зависит от двух факторов: уровня инфляции (прогнозного или фактического, в зависимости от вида проводимого анализа) и количества дней, на которое сокращается период погашения дебиторской задолженности.[11]
Следует обратить внимание на необходимость соблюдения корректности при проведении аналитических выкладок. Так, ключевым показателем в подобных расчетах является индекс инфляции, который в оперативных и статистических информационных справочниках чаще всего приводится по месяцам. В этом случае иногда используют не вполне корректные методы перехода от месячных данных к данным об изменении цен за произвольное число дней. Например, если ежемесячный темп инфляции равен I , то на период в k дней предлагают распространять его прямо пропорционально количеству дней, т. е. индекс цен за k дней (I ) равен:
где I — индекс цен в долях единицы за период в k дней;
р — дневной индекс цен в долях единицы.
Двадцати процентный темп прироста цен в месяц эквивалентен ежедневному приросту в размере 0,61%. Поэтому для периодов в 20 и 50 дней имеем соответственно:
Таблица 5
для 20-дневного периода (k = 20): |
для 50-дневного периода (k == 50): |
|
|
Для удобства выполнения подобных расчетов на практике можно пользоваться табулированными значениями коэффициента падения покупательной способности рубля в зависимости от различных значений темпов инфляции и продолжительности периода, для которого ведутся расчеты (табл. 2). Каждый член матрицы (аij) рассчитывается по следующему алгоритму:
(10)
где рi — i-й ежедневный темп инфляции в долях единицы;
j — продолжительность периода погашения дебиторской задолженности в днях.[12]
Рассмотренная методика может применяться различными способами в ретроспективном и перспективном анализе. Наиболее целесообразно проведение имитационных расчетов, когда варьируют прогнозными величинами темпа инфляции, банковской процентной ставкой и числом дней сокращения периода погашения, рассчитывая оптимистическое, наиболее вероятное я пессимистическое значения этих показателей. Придавая различные вероятности значениям этих показателей, легко рассчитать среднюю величину экономии от сокращения потерь, а следовательно, и ориентировочную величину скидки, которую можно предложить своим клиентам.
Информация о работе Сущность инфляции и причины её возникновения