Сущность, источники формирования, структура региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Содержание работы

Сущность, источники формирования, структура региональных финансов. Способы управления ими.
Сущность капитала предприятия. Структура капитала.
Характеристика кредитов юридических лиц.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

фин кредит.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)
 

Содержание:

  1. Сущность, источники формирования, структура региональных финансов. Способы управления ими.
  2. Сущность капитала предприятия. Структура капитала.
  3. Характеристика кредитов юридических лиц.
  4. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, источники формирования, структура региональных финансов. Способы управления ими.

    Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов.

Региональные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения. Таким  образом, региональные финансы - это  система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство активно  проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам  власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.

Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных  налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые  из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты  и др.).

Региональные финансы - это не только система экономических  отношений. Они являются и совокупностью  денежных средств, используемых на экономическое  и социальное развитие территорий. Главным направлением использования  региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали  бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации  к таким бюджетам относятся бюджеты  республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии регионов. Это  вызывает необходимость дальнейшего  расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким  средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими  на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко  почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные  внебюджетные фонды.

Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и  населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного  и др. Внебюджетные фонды чаще всего  имеют целевое назначение.

Важными условиями  эффективного управления региональной экономикой является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование  государственной политики воздействия  на процессы формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

Представление системы  управления финансовыми потоками как  управления изменениями в социально-экономической  системе позволит повысить ее управляемость  и эффективность.

Управление финансами  можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые потоки различных секторов экономики региона, осуществляемое с целью достижения и поддержания  сбалансированности, устойчивости финансовой и социально-экономической системы, получения доходов, прибыли, финансового  обеспечения экономических и  социальных задач. Управленческую деятельность можно также рассматривать как  выработку проекта (информационного  образа) деятельности и контроля за его реализацией. Субъектами управления финансовыми потоками выступают законодательные и исполнительные региональные органы власти, принимающие законы о финансах, направляющие, регулирующие, контролирующие финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики. Методология проектирования и управления проектами хорошо разработана для хозяйствующих субъектов, и предписывает алгоритмы принятия решений главным образом в области инвестиционной деятельности. В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на сущность проекта и проектирования. Обычно под проектом понимается "некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения". Мировой банк определяет проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями. Проект определяют и как ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы.

Под управлением  проектами подразумевается управленческая деятельность, направленная на изменение  социально-экономической системы, ее перевод из существующего в некоторое желаемое состояние по выбранной траектории. Реализация проекта рассматривается как процесс перехода от начального неудовлетворительного состояния системы к конечному желаемому состоянию. В такой трактовке управление изменениями означает не этап управления проектом в процессе его реализации, а охватывает весь управленческий цикл. Региональная социально-экономическая система должна иметь один проект, дающий общее представление и направлениях ее развития. Этот проект должен объединять все основные подсистемы и связи системы, может включать множество взаимосвязанных целевых программ, представляющих собой "срезы" системы. Роль такого проекта должна играть программа социально- экономического развития региона.

Внешними источниками  изменений являются факторы, характеризующие  состояние надсистем региональной финансовой системы: законодательные, политические, экономические, социальные, международные. Региональные органы в  финансовом планировании должны предвидеть возможные изменения в надсистемах  и учитывать их в процессе управления. Возможности их влияния на эти факторы ограничены и сводятся главным образом к регулированию финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом путем долевого финансирования региональных программ из федерального бюджета, получения различного рода субсидий и кредитов.

Внутренние источники  изменений формируются в процессе установления и изменения взаимоотношений  между лицами, участвующими в проекте, а также лицами, на изменение поведения  которых ориентирован проект (предприятия, организации и население). Все  эти лица в разной степени заинтересованы в реализации проекта, преследуют свои цели и интересы; их реакцию на планируемые  изменения заранее предсказать  невозможно, что требует замещения  одних управленческих решений другими  для корректировки изменений  в социально-экономической системе.

Все эти процессы замыкаются в цикл управления. Такой  цикл предполагает постоянную корректировку  параметров проекта: целей, сроков, методов. Успешность управления изменениями  зависит не только от достаточности  ресурсов или сроков выполнения мероприятий  в рамках проекта; она определяется адекватностью восприятия настоящего состояния социально-экономической  системы. В связи с этим в процессе регулирования финансовых потоков  важной проблемой становится правильный выбор критерия, оценивающего состояние  системы. Выбранный в качестве критерия параметр должен характеризовать целевую  направленность системы, которая делает совокупность ее элементов целостным  организованным образованием, ориентированным  на получение определенного результата. 
 

    2. Сущность капитала предприятия. Структура капитала.

 Рассматривая экономическую сущность капитала организации, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:

1. Капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятии — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

2. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора — в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.

3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде. Потребляемая в текущем периоде часть капитала выходит из его состава, будучи направленной на удовлетворение текущих потребностей его владельцев (т.е. переставая выполнять функции капитала). Накапливаемая часть призвана обеспечить удовлетворение потребностей его собственников в перспективном периоде, т.е. формирует уровень будущего их благосостояния.

4. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем используемого предприятием собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими, менее значимыми факторами, это формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия.

Виды капитала предприятия:

1. По принадлежности  предприятию выделяют собственный и заемный виды его капитала.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

2. По целям использования в составе предприятия могут быть выделены следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный.

Производительный  капитал характеризует средства предприятия, инвестированные в его операционные активы для осуществления производственно-сбытовой его деятельности.

Информация о работе Сущность, источники формирования, структура региональных финансов