Сущность классификация бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Файлы: 1 файл

финансы+.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

1 . Сущность классификация бюджетных расходов.                                                                   Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям. Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.                                                                                                                 Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.                                              Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.                                                                                     Для расходов основными видами классификации являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри ведомства (министерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, гражданской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.                                                                                                             При предметной (или отраслевой) классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная классификация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.                                                                                         Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.                           Смешанная (или комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна также группировка бюджетных расходов по предметам, а затем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.                                                            Помимо вышеназванных классификаций, в последнее время в бюджетной практике возник ряд новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классификация и классификация по функциональным признакам. В первом случае классификация основывается на разбивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охватывает десятки департаментов. Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).                                                                      Наконец, существует ряд других видов классификации расходов, в основу которых положены различные признаки. Например, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

Доходы бюджета  в основном классифицируются по источникам: налоги, займы, поступления от государственных  предприятий. Существуют и другие виды классификации доходов. К ним относятся: юридическая, финансовая и экономическая классификации. Юридическая исходит из признака образования дохода, а именно: используется для этого сила государственной власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная власть), плата за услуги (не используется). Финансовая классификация основывается на делении доходов на безвозвратные или постоянные (налоги) и временные (займы). Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения доходов. Наиболее популярна и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная классификация. Согласно этой классификации все расходы бюджета могут быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных фондов.

2. Исторические  аспекты становления и развития  финансов.                                   Финансовая наука как социальное явление достаточно молода. Она возникла в середине XV века, то есть тогда, когда достигли полного развития товарно-денежные отношения и сделалось возможным создание фондов денежных средств в первую очередь для удовлетворения разнообразных потребностей государства. Нужно отметить, что собственно финансы существовали почти на тысячелетие более раннее. Да, в древнем Риме рядом с натуральными повинностями и контрибуцией взыскивались налоги в денежной форме, а также проводились денежные выплаты наемникам в армии.                     Нельзя не обратить внимание на то, что большие ученые античного мира — Аристотель, Платон, Ксенофонт, Цицерон, исследуя в своих трудах принципы государственного строя, в той или другой степени касались финансов. Так в IV веке к нашей эре Ксенофонт, рассматривая в своих трудах источники благосостояния в государстве, рекомендует правителям сдавать в аренду государственное имущество, невольников, внедрять налоги и пошлину, строить готели", магазины, составы, сдавать их в аренду для получения доходов. 
После распада Римской империи наступает период культурного и научного застоя. Этого времени безосновательно искать проявления финансовой научной мысли. Самым образованным классом тогда было духовенство, которое и воспитало в своей среде достаточно известных ученых. Один из них — Фома Аквинский. В XIII веке он в своих трудах рекомендует правителям достаточно рациональные правила ведения государственного хозяйства, основываясь на религиозных и моральных принципах, что очень важно, поскольку в последующем мораль и финансы мало пересекались. 
В трудах ученых этого времени встречаются советы правителям не разорять народ непомерными налогами, не продавать публичные должности, не портить монету. В целом пропагандировалось негативное отношение к налогам. Во времена средневековья лишь в государствах Флоренция и Венеция была замечена достаточно успешная организация финансов в практическом смысле. 
Расцвет финансовой науки начался в конце XV века, когда в мире состоялись значительные изменения в государственном строе, связанные с появлением больших абсолютных монархий, и когда появились постоянные большие армии, и задания правящих структур расширились. Возникла потребность в значительных средствах. Это было предопределено необходимостью поиска новых источников доходов. Как раз этого времени замечена достаточно тесная связь финансовой науки с финансовой практикой. 
Самые значительные научные исследования конца XVI века принадлежат представителю Франции Же. Бодену. Опубликование его труда "Финансовые нервы держави" (в 1577 г.) связывают с началом финансовой науки, а потому достижения Бодена по делу развития финансовой науки сравнивают с достижениями А. Смита в сфере развития политической экономии. 
Этого времени появляются достаточно обстоятельные работы из финансов итальянских ученых Ф. Петрарки, Бернадо, Дж. Баторо, Н. Макиавели и других. Этому способствовало развитие итальянских городских республик и развитие научной мысли под воздействием раннего Ренессанса. Однако эта литература в большей степени имела практический характер. 
В XVII веке значительный вклад в развитие финансовой науки сделали английские ученые Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс. Основные их труды посвящены проблемам налогообложения. Большинство этих ученых были сторонниками идеи непрямого налогообложения, пропагандировали упрощение существующей и построение новой системы налогов на рациональных принципах. 
Во второй половине XVII века был обнародован известный труд Вильяма Пэтти "Трактат о налогах и сборах". Сначала кажется, что эта работа посвящена исключительно вопросам финансов, но в действительности она более глобальна. ее содержание дало возможность заложить основы политической экономии, а автору — звание первого профессионального экономиста. В. Петти впервые дает научные трактовки о богатстве государства, значения денег, в экономике и методах их использования, о цене вещей, которая определяется количеством времени, тратящего на их производство. Он утверждал, что труд — это отец богатства, а земля — его иметь. Эти важные научные принципы незаурядно повлияли на последующее развитие экономической науки в целом и финансовой в частности. 
Достаточно весомый вклад в развитие финансовой науки в Xvii—XVIII веках сделали немецкие ученые-финансисты: Л. фон Секондорф, Ф. Юсти, И. Зоннефельд. Они принадлежали к представителям немецкой школы камералистики, значительное внимание уделяли системе управления финансами, взаимосвязи финансов с народным хозяйством и зависимости уровня благосостояния населения, от платежеспособности относительно налогов. 
В 1746 году Ф. Юсти выдает свой основной труд "Система финансового господарства", в которой впервые системно были изложены основные положения финансовой науки. Учитывая это некоторые ученые — последователи Ф. Юсти считают его отцом финансовой науки. Его взгляды на финансы в целом и на финансовую науку в частности имели значительное влияние на развитие финансовой науки во многих европейских странах. 
В конце XVIII века наблюдается полное оживление развития финансовой науки. Этому способствовали новые научные открытия в отраслях философии, политической экономии, права, государственного управления. Происходили коренные превращения в экономике и политике. Этого времени широкого признания достигают идеи Монтескъе, Же. Руссо, Д. Дидро, Д. Канта. Государственное управление испытывает изменения под воздействием идей Большой французской революции и прогресса техники. 
Этого времени наибольшее внимание заслуживают теоретические постулаты в области финансовой науки французских ученых-физиократив Ф. Кене, А. Тюрго, О. Мирабо. Идеи физиократив о справедливом налогообложении, об источниках доходов, о размере участия каждого гражданина в расходах государства имели сторонников и последователей во многих европейских странах в течение значительного промежутка времени. Основная идея физиократив в финансовой науке основывалась на том, что лишь земля дает чистый доход, а потому государство может получать доход в форме налога на землю. 
Ошибочность этого теоретического положения в настоящее время очевидна, однако физиократи глубже всего исследовали взаимосвязь финансов и материального производства. Заслуги физиократив в финансовой науке заключаются также в том, что глава этой школы Ф. Кене разработал знаменитую экономическую таблицу, где четко просматривается схема взаимосвязи финансов, их роли, в процессе общественного воссоздания, то есть процессе создания и использования общественного продукта. Очевидно, что этот процесс может происходить лишь путем создания и использования фондов финансовых ресурсов. Однако самым значительным вкладом физиократив в развитие финансовой науки является то, что они своей сокрушительной критикой имеющейся тогда финансовой системы повлияли на развитие классической школы политической экономии. 
Во время становления политической экономии как науки финансовая наука в трудах самых выдающихся ее представителей не выделяется в отдельную науку. Да, А. Смит даже не применяет термин "фінанси", однако включает, в отличие от всех своих предшественников, к источникам богатства нации три источника — землю, труд и капитал. Такой подход дал возможность создать для финансовой науки крепкую экономическую подпочву, поскольку капитал, будучи источником богатства, создает финансовые условия функционирования экономики, обеспечивая ее финансовыми ресурсами. 
Заслугой А. Смита есть также обоснование разделения государственных расходов на общегосударственных и местных, а также разработка принципов налогообложения, согласно которым: 
налоги должны платить все в соответствии с полученными доходами; 
налоги должны быть определены заблаговременно, налог должен платиться в удобное для плательщика время, взыскание налогов должно быть дешевым.  
Эти положения не потеряли свою актуальность и поныне. Однако заслуживают внимание взглядов А. Смита относительно ограничения предпринимательской деятельности государства. Эти его взгляды отвечали интересам промышленной элиты, которая желала монополизировать свое экономическое положение. Конечно, эти взгляды при нынешних условиях несколько видоизменены, но недооценивать их нельзя. 
Идеи А. Смита, изложенные в его труде "Дослидження о богатстве народив", способствовали потому, что наука о финансах окончательно приобрела самостоятельное значение. Во взглядах ученого оказались ключи к пониманию сути и роли финансов в общественной жизни государства. Научные выводы стали использоваться при принятии государственных решений в отрасли финансов. К числу самых одаренных сторонникам учения А. Смита принадлежит Д. Рикардо. Он не только воспринял основные положения его научных взглядов, но и развил их в соответствии с новыми экономическими реалиями. В своем труде "Початок политической экономии" он создает новую теорию налогов, относительно которой все налоги платятся из прибыли капиталиста, то есть все налоги в результате переводятся на предпринимателей, что может уменьшить их прибыль. А прибыль предпринимателя — основной источник доходов государства. Теоретические принципы теории Д. Рикардо нашли большое количество сторонников и последователей, а также отображение в законодательстве многих стран. 
Наибольшее развитие финансовой науки приходится на XIX век, в первую очередь на друге его половину. В это время в большинстве стран Европы перешли от абсолютизма к конституционной форме правления. Стали развиваться правовые основы государственного управления, в том числе и финансовое право, возникла потребность в научных исследованиях в отрасли финансов. 
Именно в это время финансовая наука выделяется из общей теории политической экономии, становится самостоятельной сферой знаний. Во многих больших университетах Европы создаются кафедры финансов. Можно утверждать, что финансовая наука в XIX веке достигла больших успехов, чем за все предыдущее время. Во второй половине XIX века нельзя не отметить весомый взнос в финансовую науку немецких ученых. В первую очередь следует вспомнить К. Г. Pay. Он написал первый учебник из финансов "Основні начала финансовой науки", какой выдержал много изданий и почти полвека был основным учебником не только в Германии, и во многих странах Европы. 
Учебник К. Г. Pay имеет достаточно классическое содержание, он состоит из вступления, где рассматриваются общие основы финансовой науки, и разделов: государственные доходы; государственные расходы; государственный кредит; бюджет; организация управления финансами. Эта структура финансов как учебной дисциплины длительное время использовалась в вузах большинства стран. 
Этого же времени достаточно значительный взнос в финансовую науку сделал швейцарский финансист Же. Сисмонди. Он рассматривал финансы как средство улучшения жизни народа. В своих трудах он доводил необходимость сокращения непрямого налогообложения, установления необлагаемого минимума, внедрения прогрессивного налога, и тому подобное. К числу известных финансистов конца XIX века принадлежат также австриец Е. Сакс, итальянец Ф. Нитти, американец Е. Селигман. 
Общей характерной чертой всех научных исследований этого времени является то, что финансовая наука не выходила за рамки государственные финансы, то есть проблемы рассматривались лишь в пределах бюджетной системы. 
Учитывая это нельзя не вспомнить о взносе теоретиков марксизма в финансовую науку, потому что в течение почти века коммунистическая идеология считала К. Маркса и Ф. Енгельса творцами марксистской финансовой науки. Существует огромная наработка научной и учебной литературы по этому поводу и есть основания утверждать, что в трудах К. Маркса и Ф. Енгельса лишь изредка шла речь о деньгах и налогах, следовательно, трудно назвать это наукой о финансах.

3. Основные  вопросы и функции федеральной  налоговой службы. Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Современная система налоговых органов Российской Федерации  имеет трехступенчатую систему управления:

Федеральная налоговая служба (ФНС России);

Межрегиональные инспекции  ФНС России по федеральным округам;

Управления  ФНС России по республикам, краям, областям; Межрегиональные  инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; городские, районные и межрайонные  инспекции ФНС России.

ФНС Функции
I –  Центральный аппарат ФНС (предметно-отраслевой  принцип) Изучение и  анализ практики применения действующего законодательства; участие в подготовке законодательных актов; разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке исчисления или  взимания того или иного налога
II -  Краевые, областные и равные им УФНС (отраслевой принцип) Организационно-методические функции: организация работы нижестоящих инспекций, обобщение и анализ отчетов инспекций о проделанной работе, методические рекомендации по совершенствованию практики налогового контроля
III –  Районные (городские) ИФНС (территориальный или отраслевой принцип) Выполнение  основной нагрузки по непосредственному  контролю  за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими  лицами; составление, анализ и представление установленной отчетности вышестоящим налоговым органам

Главными  задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ,  а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель  Федеральной налоговой службы несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и  функций.

Исходя  из стоящих перед налоговыми органами задач и выполняемых функций  руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата – департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.

Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов  Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные  органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.).

2.  Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.12.2007 N 161н, от 28.01.2008 N 17н, от 28.03.2008 N 37н).

3.  Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят ГД ФС РФ 24.11.2010).

4.  Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ 20.11.2009).

5.  Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

6.  Бюджетная система России / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2006. – 550 с.

7. Всемирная история: В 24 т. Т. 9. М., 1996. С. 170.

8.   Кузнецов В. П. Правовые основы деятельности налоговых органов. // Оренбург, ЦДО ОГУ, 2002  
9.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31.07.1998 №146-ФЗ. – В ред. от 29.06.2004  
10.   О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ от 23.12.1998 № 1635. – В ред. от 09.08.2000  
11.   О налоговых органах Российской Федерации. ФЗ №943-I от 21.03.1991. – В ред. от 22.05.2003
 
 


Информация о работе Сущность классификация бюджетных расходов